Город, здоровье, экология

Как устроен велосипедный Париж

Париж показывает отличный пример большого города, который удалось приспособить для движения на велосипеде. Безопасность обеспечивают не бесконечные запреты, а продуманная инфраструктура.

В Париже провели акцию «День без машин XXL»

В Париже большая сеть велосипедных дорожек в разных районах. Специально предназначены для движения на велосипеде в полной безопасности, отмечены на земле белыми или желтыми полосами, знаками и пиктограммами, изображающими велосипед. Они расположены на дороге, но также иногда на тротуаре или на автобусных полосах.

Брошюра « Paris à vélo, le bon plan » содержит карту всех велосипедных дорожек и маршрутов Парижа. Приложение Geovelo также позволяет планировать поездку на велосипеде по нескольким критериям и ориентироваться с помощью голосовой навигации или отображением инструкции на экране вашего смартфона.

На велосипеде Париж проявляет себя по-другому! Множество велосипедных дорожек, маршрутов, предназначенных для велосипедистов … В течение нескольких лет французская столица прилагала все усилия, чтобы сделать езду на велосипеде легкой и приятной. Воспользуйтесь преимуществом!

Фотограф в Париже Дмитрий Финько

Правила безопасности и дорожного движения

Безопасность прежде всего! Даже если очень приятно исследовать Париж на велосипеде, важно соблюдать некоторые правила безопасности и, конечно же, правила дорожного движения! На велосипеды распространяются те же правила, что и на автомобили, и, как и водители автомобилей, нарушители могут быть оштрафованы. Поэтому запрещено кататься на тротуаре или в пешеходных зонах, а также в закрытых садах (за исключением детей в возрасте до 8 лет).

Прежде чем отправиться на велосипедную прогулку в Париже, вы также должны убедиться, что у вас есть обязательное оборудование: звонок, два функциональных тормоза, передние и задние фонари, а также отражатели на колесах и педалях. Ношение шлема также обязательно для детей младше 12 лет.

Фотограф в Париже Дмитрий Финько
-3-2
-3-3

Фотограф в Париже Дмитрий Финько

«Москва — это не Амстердам», — сообщают нам знающие люди. И тут они совершенно правы. Москва гораздо больше похожа на Париж. Амстердам — город узких улочек. Париж, как и Москва, демонстрирует парадный размах: широкие авеню и сложные развязки тут на каждом шагу. Тем не менее, в отличие от Москвы, Париж — удобный город для велосипедистов. В чем фокус? В гибкости и наличии здравого смысла. Парижские проектировщики действуют по обстоятельствам, поэтому каждый раз находят возможность вписать велодорожки в существующую сетку города, а власти разрешают велосипедистам то, что в России строго воспрещается. Смотрим примеры.

В прошлом году в России ввели правило — велосипедисты обязательно должны спешиваться на пешеходном переходе, даже если переход со светофором. Якобы для собственной же безопасности. Велосипедист, он такой: как выскочит, как выпрыгнет, водитель его не заметит и задавит. В Париже никто не спешивается. Ограничение  скорости (30 или 50 км/ч) обеспечивает водителям широкий обзор и возможность быстро затормозить. А вот пешеходам велосипедисты действительно мешают, потому у велосипедов на переходе своя зона и даже свой светофор. Мужчина за светофором явно не может определиться, кто он — велосипедист или пешеход.

Как вообще так вышло, что велосипедист оказался вдруг на тротуаре? Вот тут — действительно вопрос безопасности. Частая причина аварий, на перекрестках сворачивающие направо водители не видят велосипеды, которые едут приямо. Поэтому в Париже на таких опасных перекрестках велодорожку, основная часть которой проложена по проезжей части, уводят вправо на тротуар. Получается буферная зона, где велосипедист спокойно ждет зеленого сигнала.  Такой тип дорожки был бы очень кстати и на некоторых московских улицах, например, на пересечении Тверской и Бульварного кольца.

Тут велосипедисты пересекают перекресток в общем потоке. Нарисованная на асфальте дорожка — не самый безопасный вариант, возможно, этот перекресток считается не слишком загруженным.

Это одна из многочисленных площадей с круговым движением, от которых пучком отходит куча улиц. Ехать по таким площадям на велосипеде страшновато и небезопасно, поэтому дорожку в этом месте пустили по тротуару. Если бы парижские светофоры горели красным по минуте-две, как это обычно бывает в Москве, то перемещение по таким площадям для велосипедистов и пешеходов превратилось бы в нескончаемый кошмар. Но парижские светофоры налажены с уважением к людям, так что все ок.

Еще одна дорожка на тротуаре, на этот раз на совершенно безумной по своему устройству площади Порт Майо. В Москве всех пешеходов и велосипедистов заодно с ними просто загнали бы в подземный переход. И кричали бы, что это ради безопасности. Тут никаких подземных переходов нет.

Поворачивать велосипедистам налево на улицах, где больше  одной полосы, в Москве запрещается. Объясняют это тоже радением о безопасности. В Париже бывает все все наоборот: поворот налево запрещен всем видам транспорта, кроме велосипедов. Дело в том, что за левым поворотом находится улица с односторонним движением. В Париже на таких улицах почти всегда имеется велодорожка, позволяющая ехать в противотоке.И это логично — человек на велосипеде едет не на бензине, а за счет собственной энергии, поэтому ему надо беречь силы. В Москве, чтобы сберечь силы, приходится ехать по тротуару или нарушать и рисковать, двигаясь по встречной.

Понятно, что место для велодорожек не появится само по себе из космоса. Чтобы выделить место для велосипедов, надо забрать его либо у машин, либо у пешеходов. В Париже используются оба варианта. Вот тут дорожку проложили по широкому тротуару. В Москве бы эти «излишки», скорее всего, отдали бы под парковку.

Слева — Лувр, справа выделенная полоса общественного транспорта, совмещенная с велодорожкой. Такси там тоже разрешается ездить. Мораль проста: в приоритете те, кто отказался от личного автомобиля. Такие полосы есть на многих широких улицах в центре, а также вдоль набережных. В Москве велосипедам разрешили ездить по полосам ОТ лишь в этом году. Проблема  в том, что у нас полосы ОТ не отделены от остальной дороги бордюром, а нарисованы краской на асфальте, и многие автовладельцы не читают нужным соблюдать это водораздел, рассматривая его как покушение на свои священные права. В Париже, кстати, тоже имеются невыделенные полосы ОТ, но водители их уважают. Почти всегда.

Вот тут мы видим исключение из правил. Точнее, его последствия: какой-то идиот запарковался на велодорожке, и паренек вынужден объезжать его в потоке с машинами. Заметьте, что, несмотря на превратности судьбы. у парня наушники на голове и вообще расслабленный вид. И это как раз не исключение, а правило.

Выделенная велодорожка попала в зону ремонтных работ, поэтому городские власти нарисовали временную дорожку на тротуаре. Для сравнения советую посетить Новолужнецкий проезд или Фрцунзенскую набережную, где велодорожки тоже пали жертвой каких-то раскопок, но никто не удосужился даже поставить предупреждающий знак.

Самый безопасный вариант — выделенная велодорожка. Заметьте, что от проезжей части ее отделяет не только буфер, но и автомобильная парковка. Это самый передовой вариант велосипедной инфрастуктуры. При это заметьте — как мало места занимает такая велодорожка. В сравнении с проезжай частью и тротуаром она совсем кроха. Как мало нужно для полного велосипедного счастья!

Тут, в отличие от окрестностей Лувра, нельзя выезжать на велосипеде на полосу общественного транспорта. Для велосипедов обустроена дорожка за счет широкого тротуара.

От тротуара велодорожку отделяют деревья — это распространенный в Париже прием. Справа — автобусная остановка и парковочные карманы. Люди хорошо защищены от автомобилей, но полностью устранить конфликт интересов с пешеходами такая дорожка не позволяет.

Как видно на этой фотографии, деревья не спасают от забредания на дорожку пешеходов. Это при том, что тротуар здесь щирокий, а велосипедное движение — довольно интенсивное, дело происходит в районе 6 вечера, когда все едут с работы по домам.Если велодорожка соседствует с тротуаром, важно позаботиться о безопасности пешеходов. На дорожке так и написано: «Осторожно —  пешеходы!».

А это соседняя с велодорожкой остановка общественного транспорта. Очевидно, что проектировщики старались сделать так, чтобы было удобно всем. Конечно, такое соседство не позволяет гонять на велосипеде во весь опор. Но это нормально – в городе нельзя без компромиссов.

Результат парижского компромисса выглядит как-то так. Вполне привлекательно.

Telegram канал VelomaniaWW

Автор: Настя Ромашкевич