Велотуризм

Велотуризм — с чего начать.

Всех поклонников велосипеда можно условно разделить на две группы.

Первая группа, как правило, состоит из молодых людей, предпочитающих скорость и виртуозное управление велосипедом. При этом многие из них достигают весьма впечатляющих успехов — ведь мало кого оставят равнодушными мальчишки и девчонки, прыгающие на несколько метров в высоту с крутых трамплинов, спускающиеся по замысловатой трассе, изобилующей поворотами и трамплинами, или же с необыкновенной легкостью заезжающие на метровые помосты и преодолевающие беспорядочно созданные препятствия.

Вторая же группа — велотуристы, предпочитающие посвящать свое свободное время путешествиям.
К велопутешествиям можно одинаково отнести как короткие однодневные маршруты по пригороду, так и очень сложные многодневные походы. Самыми массовыми велопоходами в России являются однодневные походы. Иначе их называют «походы выходного дня». Причиной, по которой велотуристы отправляются в подобные походы, вероятно, является непреодолимое желание увидеть что-то новое, наслаждаясь природой и ощущением свободы, которое дарит любимый велосипед.

Надо отметить, что велотуризм не является чем-то новым, в отличие от спортивных дисциплин, возникших вместе с созданием новых модификаций велосипедов — BMX, триал, параллельный слалом, даунхилл, кросс-кантри.
Велотуризм, вероятно, существует с тех самых пор, как был изобретен велосипед, поскольку людям всегда была присуща тяга к путешествиям, а велосипед давал значительно больше возможностей, чем пеший туризм, позволяя развивать большую скорость и перевозить более тяжелые грузы.

Практически во всех крупных городах России существуют как специальные клубы, так и неформальные объединения, организующие подобные велопоходы. В частности, в Москве существует несколько таких объединений (более подробно о них будет рассказано ниже).
Для того чтобы приобщиться к велотуризму, вовсе не обязательно быть членом какого-либо клуба. Хотя, несомненно, членство в подобном клубе дает начинающему велотуристу очень многое — опытные инструкторы ответят на большинство вопросов, помогут выбрать подходящий велосипед и снаряжение. В подобных клубах будущие туристы обучаются всему, что связано с путешествиями на велосипеде, смотрят учебные фильмы и фотографии из реальных велопоходов, консультируются с инструкторами и общаются между собой. Обычно такое обучение начинается еще задолго до середины апреля, когда наступает время начала массовых велопоходов.

С началом же велосезона обучающиеся активно начинают принимать участие в походах.
Во многих клубах проводятся специальные курсы лекций по велотуризму. Существует и специализированная литература, посвященная велотуризму. Самая известная на сегодняшний момент книга — это «Велосипедный туризм», выпущенная в 1998-м году под редакцией Алексея Булгакова. Это первая книга о велотуризме, выпущенная в России, в которой был дан столь полный объем информации.
Книга рассказывает об одном из самых увлекательных видов туризма — велосипедном. Авторы, опытные велотуристы из разных городов, знакомят с историей велосипеда и велотуризма, с его особенностями. Большое внимание уделяется выбору велосипеда для поездок в выходные дни и длительных путешествий, подготовке снаряжения, разработке маршрута, подбору группы, проведению походов выходного дня и многодневных велопутешествий и организации массовых соревнований.
Велотуризм — с чего начать?

Как уже отмечалось, для приобщения к велотуризму вовсе не обязательно вступать в специализированный клуб. Тем более, если вы не собираетесь заниматься серьезными многодневными велопутешествиями, а хотите лишь попробовать себя в однодневках. Для начала вполне достаточно вашего желания.
И, тем не менее, именно таким начинающим необходимо дать несколько советов, которые помогут преодолеть психологический барьер и стать полноценными участниками однодневных велопоходов. Стоит начать с велосипеда. В настоящее время купить велосипед — это не проблема. Проблема — выбрать подходящий из широчайшего ассортимента представленных на современном рынке моделей. Если же у вас уже есть велосипед, то пора сделать следующий ответственный шаг — как следует подготовиться к велопоходу.

Велотуры — отличный вид активного отдыха на внедорожных велосипедах. Вы можете рискнуть и совершить самостоятельное путешествие на велосипеде, например, вдоль побережья Ладожского озера, а можете воспользоваться услугами туроператоров, которые предложат вам очень интересные маршруты, как, например, по Терскому берегу Белого моря или же велоэкспедицию на гору Воттоваара.

 Велотуры бывают разной степени сложности: простые маршруты по лесным дорогам протяженностью 10–20 км подойдут для неподготовленных туристов. Более сложные маршруты требуют определенной физической подготовки, так как протяженность дневного переезда может достигать 45 км.

Перед тем, как пускаться в путешествие (даже с группой таких же неопытных, как вы, туристов), очень желательно предварительно приобрести некий опыт езды на велосипеде, например, в ближайшем от вас парке. А если даже вы уже приобрели некий опыт езды на велосипеде, то, пожалуй, стоит потренироваться кататься в том темпе, который рекомендуется держать той группе, к которой вы желаете присоединиться.


К тому же, прежде чем отправиться в велопоход, необходимо заранее решить для себя ряд вопросов — как одеться, что с собой взять, как быть, если велосипед сломается в дороге, как не заблудиться в пути и т. д. Рассмотрим наиболее актуальные из них.
Как одеться?

Оптимальная одежда для велопохода — это та, в которой наиболее комфортно ездить в заданном темпе при заданной температуре воздуха.
В однодневном велопоходе можно использовать практически любую спортивную одежду, хотя наиболее удобна и практична в подобных ситуациях специализированная одежда для велоспорта, которая продается в спортивных магазинах. К тому же очень желательно, чтобы одежда была ярких расцветок (особенно куртка и футболка), чтобы велосипедист был хорошо заметен издалека и не сливался с окружающим пространством, иначе его будет трудно заметить на дороге (особенно в сумерках или в условиях плохой видимости).

Что же касается специализированной велоодежды, то в первую очередь к ней относятся так называемые «велотрусы» — специальные велосипедные шорты до колен, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от натертостей о седло. Цены на «велотрусы» колеблются от 10 долларов до 50 и более. Такие шорты можно носить как основную одежду, а можно одевать под обычные спортивные брюки как «нижний слой». Кроме того, существуют и «длинные» варианты «велотрусов» — велобрюки, выполненные из более теплого материала. Также популярностью среди велотуристов пользуются специальные велофутболки, яркие, удобные и хорошо вентилируемые. Отправляясь на целый день за город, надо понимать, что температура в течение дня может сильно меняться, поэтому рекомендуется взять с собой утепляющую одежду, которая пригодится вам на привалах или же при возвращении вечером домой, когда температура воздуха может существенно понизиться. Например, катаясь целый день в велошортах и велофутболке, при возможном похолодании можно сверху одеть спортивные брюки и куртку.
К тому же, отправляясь в велопоход, необходимо учитывать возможные дожди, а потому желательно захватить с собой дождезащитную куртку или накидку.

Еще одна необходимая в велопоходе деталь — перчатки, которые можно купить в спортивном магазине или же использовать старые кожаные. Без них ладони очень быстро натираются, к тому же перчатки помогают сохранить ладони при падениях.
Также неплохо иметь с собой запасные носки.
Отправляясь в поход, желательно захватить с собой темные очки, которые буду защищать ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых, а также головной убор с козырьком (зимой — утепляющий) или специальный велосипедный шлем, который защитит вас также и при возможных падениях.

Полезные велотуристические приблуды

Очень важно правильно выбрать обувь — она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей. ществует целый ряд моделей велокроссовок и велотуфель разных ценовых категорий, которые можно купить в специализированных магазинах, но начинающие могут вполне обойтись и обычными удобными кроссовками с рельефной подошвой, купленными на ближайшем к вам вещевом рынке. Однако желательно (исходя из собственного опыта), чтобы подошва у них была бы более жесткой. Это надо для того, чтобы вы не испытывали неудобств от длительного нажатия на педаль, отличающуюся далеко не плоским рельефом.
Что с собой взять?

С собой весьма рекомендуется брать:
• как уже было сказано в предыдущем пункте, теплую одежду и накидку на случай дождя;
• документы (не помешает страховой полис) и некоторую денежную сумму;
• еду и посуду;
• ремкомплект для велосипеда;
• медицинскую аптечку.

Когда велорюкзака нет, а ехать надо

Рассмотрим поподробнее три последних пункта.
Еда и посуда

О еде забывать не стоит — ведь если вы отправляетесь на целый день, то вам наверняка захочется есть. Сами условия похода диктуют необходимость брать в малом объеме, но калорийное — глюкоза, витамины и т.д. Как правило, популярностью пользуются «быстрые углеводы» — сухофрукты (курага, изюм), орехи, конфеты (например, карамель с фруктовой начинкой). Но эти углеводы хороши только для быстрого утоления голода, а на обед лучше всего захватить что-то посущественней либо зайти по дороге в какое-либо специализированное заведение — кафе, ресторан и т.п.
И не забудьте воду — во время длительной езды ваш организм выводит много влаги, и ее требуется постоянно пополнять.

Поскольку крутить педали в течение целого дня довольно утомительно, то время от времени группа делает остановку, чтобы подождать отстающих, слегка перекусить, немного отдохнуть, а наиболее длительная стоянка, когда готовится еда, называется привалом. Привал в однодневных походах бывает, как правило, только один и длится около полутора часов.

В «классических» походах за время привала нужно успеть развести костер, приготовить горячее (чаще всего это суп из крупы и тушенки), вскипятить чай, поесть и убрать за собой весь мусор. Стоит заранее решить вопрос с группой о том, где и как будет проходить привал, будет ли готовиться на костре горячая пища, кому из членов группы что покупать и везти с собой.

Что же касается посуды, то в походах, как правило, используют стандартный набор — КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), а кто-то из группы обязательно должен захватить с собой специальные котлы для приготовления горячей пищи — так называемые каны, а также бутылки с питьевой водой для чая.

Даже так!


Ремкомплект для велосипеда

Отправляясь в поход, вы должны быть уверены, что ваша техника вас не подведет, а потому накануне похода следует провести велосипеду небольшой техосмотр. Несмотря на это, к сожалению, в пути иногда случаются неприятные моменты. Наиболее часто встречаемыми из них бывают проколы камер. Проколы заранее предвидеть невозможно, поэтому они являются неизбежным спутником всех велосипедистов.

Для борьбы с проколами рекомендуется брать с собой запасную камеру (лучше две), велоаптечку с монтировками и насос, что позволит вам произвести ремонт самостоятельно, без посторонней помощи. Кстати, профессионалы настоятельно рекомендуют перед сборкой колеса, при ликвидации прокола, проверить, не остался ли в покрышке кусок стекла или гвоздя, приведший к проколу. Метод подобной проверки заключается в следующем: нужно осторожно прощупать пальцами внутреннюю сторону покрышки и удалить возможные причины проколов. Кроме этого рекомендуется возить с собой набор ключей, позволяющий вам произвести небольшую регулировку велосипедного оборудования.
Для распространенных в настоящее время горных велосипедов таким набором является набор шестигранников. Обычно используется компактный набор типа «перочинный ножик».

1. Мультитул

это набор инструментов для ремонта и обслуживания велосипеда в виде раскладного ножа. Позволяет не возить с собой множество ключей и имеет компактные размеры. Должен всегда находиться рядом для регулировки и настройки компонентов велосипеда. Для похода выходного дня может быть достаточно одного шестигранника (если большинство элементов велосипеда идут под него).

мультитул для велопохода

2. Масло для смазки цепи

Используют специальное масло для велоцепей, моторные, швейное масло и другие. Определенного мнения, какая из смазок лучшая, не существует. Ищите оптимальный вариант для себя. Смазывать велосипед необходимо после каждого существенного дождя и после обильного выпадения росы на цепь велосипеда. Лучше масло брать в маленькой бутылке с колпачком. Можно использовать масленку, бутылочку от перекиси водорода или глазных капель. Расход масла зависит от поры года, влажности региона и погоды, примерный расход: 1 месяц ходовых дней – 40 мл на человека.

3. Небольшая тряпка для вытирания рук или цепи

4. Насос

Удостоверьтесь, что он подходит под ваш ниппель перед походом. На большую компанию обязательно возьмите не менее 2 насосов.

5. Набор по ремонту камеры и/или запасная камера

Набор по ремонту камеры в походе

Самая частая поломка в походе – это прокол колеса. Велосипед загружен — проколов за день может быть несколько. Именно поэтому мы рекомендуем вам выбирать набор по ремонту камеры (резиновая заплатка, клей, зачистка), а не запаску. Помимо того, набор компактнее и легче, времени на заклеивание уходит немногим больше, чем на замену камеры. Есть и минус: место прокола бывает сложно найти. Если вам не удается быстро отыскать место прокола – накачайте камеру больше, смочите предполагаемое место – оно начнет пускать пузыри. Иногда приходится устраивать камере ванную в ближайшей луже. Хотя если дырка такая маленькая, что вы ее найти не можете, то колесо можно просто подкачивать немного на протяжении дня.

ремонт камеры в велопоходе

В длительный поход нужно брать набор по ремонту камеры и запаску (по одной на 2-3 человека чаще всего достаточно, по крайней мере до ближайшего веломагазина).

ремонт камеры в велопоходе

6. Лопатки-съемники для покрышек, если без них ваши покрышки снять затруднительно

Заменой им может служить лапка, что зажимает эксцентрик колеса или подседельного штыря и иные подручные материалы. Старайтесь не использовать отвертку, ей легко повредить камеру.

лопатки для бортировки камеры колеса

Дополнительно в длительный поход нужно взять:

7. Запасной петух

?От случайного удара ветки, пня, лежащего на дороге, петух может погнуться или переломаться на две части. В случае поломки петуха нужно будет снять петух и задний переключатель, укоротить цепь и поставить ее на определенные звезды. В дальнейшем переключение передач будет невозможным. Лучше купить подходящий под ваш велосипед петух перед походом. На веломагазины по маршруту сильно не рассчитывайте, вашей модели петуха у них может не оказаться. Если у вас есть запаснйо петух, можно брать его и в походы выходного дня. С ним спокойнее, выходные не будут испорчены при неудачном стечении обстоятельств.

8. Задний переключатель

достаточно большая, тяжелая и дорогая деталь для ремнабора. В большинстве случаев возить его с собой не оправданно. Но если вы отправляетесь в длительный поход большой компанией, то возьмите задний переключатель как общественное снаряжение. Кроме того, если вы посещаете страны с неразвитым велодвижением или с низким уровнем урбанизации – обязательно возьмите задний переключатель с собой, на большую компанию можно и несколько.

запасные петухи для велосипеда

9. Выжимка цепи

Поломка заднего переключателя или петуха приводит к необходимости превратить велосипед в односкоростной, если у вас нет запасных деталей. Выжимка цепи может быть самостоятельным инструментом, либо предусмотрена в мультитуле. Хотим обратить ваше внимание, что выжимка цепи в некачественном мультитуле может работать некорректно. В любом случае опробуйте ее перед походом.

10. Запасной замок на цепь, лучше несколько. Запасные звенья цепи

Замок на цепь или запасные звенья цепи позволяют быстро и легко соединить цепь и продолжить движение после ее разъединения.

выжимка цепи для велопохода

11. Запасные колодки

для тормозов ви-брейков возьмите с собой в горный поход, длительностью свыше 5 дней (если на старте колодки у вас были практически новыми). Запасные колодки для дискового тормоза возьмите в поход длительностью около месяца.

запасные тормозные колодки

12. Спицовочный ключ

Пригодится ликвидировать «восьмерку» или «яйцо» на колесе велосипеда, которые образуются при ударе колеса. В компании ключ должен быть универсальным. Обратите внимание, чтобы ключ не съедал нипели на спицах при использовании.

13. Запасные спицы

Возьмите несколько как общественное снаряжение (например, по 3 штуки на каждый велосипед в длительную поездку)

инструмент для замены спиц в велопоходе

14. Съемник кассеты

Пригодится для замены спиц заднего колеса.

15. Запасной болт для крепления петуха к раме велосипеда

Особо актуальна эта деталь при необходимости перевозки велосипеда с двумя снятыми колесами. Всякий раз, когда есть необходимость снять задний переключатель, есть риск потерять болт. Если вы потеряли болт или его часть продолжить движение по равнине возможно, так как шайба эксцентрика будет держать петух на месте. Но в горах продолжать движение без болта опасно.
Помимо этого болта для похода можно собрать целую коллекцию маленьких деталек на все случаи жизни. Например, дополнительеый крепежный элемент для ротора, для подножки, багажника, запасной колпачок для камеры и т.д.

запасная мелочевка

16. Тросики

возьмите один тормозной и один для переключения передач, можно из расчета один тросик на 3 человека

запасные тросики

17. Игла, наперсток и толстая нить – полезная мелочевка

Пригодятся и рюкзак подшить, и покрышку. Так называемый швейный ремнабор полезен в любом длительном походе.

швейный ремнабор для велопохода

Кроме инструмента по ремонту велосипеда, не забудьте, про инструмент, необходимый для разборки велосипеда, если вам предстоит его транспортировка

Это инструмент для снятия педалей, роторов с колес, самих колес, если они не на эксцентрике и другое. Такие инструменты могут пригодиться в любом длительном походе, даже если транспортировка велосипеда не предвидеться.
В случае перевозки велосипеда на самолете и поездок с несколькими пересадками обязательно возьмите с собой распорку на вилку велосипеда, чтобы она не погнулась.


Медицинская аптечка

Не стоит пренебрегать лекарствами — хотя бы у одного человека из группы должна быть с собой медицинская аптечка минимальной комплектации, куда должны войти самые необходимые средства первой помощи и лекарства. К ним относятся стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод или зеленка, перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы.

При езде на велосипеде чаще всего происходят такие травмы, как ушибы, растяжения, сотрясения мозга, переломы. Если первые два вида относительно безопасны, то сотрясение мозга и перелом доставляют много неприятностей, в первую очередь самому пострадавшему.

Для избежания этих неприятностей будьте осторожны и внимательны. Держите дистанцию (очень часто начинающие велосипедисты либо плохо, либо неправильно держат дистанцию, в результате часто случаются столкновения и падения). Перенимайте у более опытных правила езды на сложных участках дорог (в особенности на спусках). При езде старайтесь просчитывать развитие ситуации, не бойтесь показаться излишне осторожными. Это вас убережет от очень серьезных неприятностей.
И, конечно же, не пренебрегайте индивидуальными средствами защиты, к которым в первую очередь относится шлем.
В чем все это везти?

Велотрип с одной ночевкой

Раздел о велотуризме на форуме
Новостной раздел ВЕЛОТУРИЗМА

В обычный заплечный рюкзак все это снаряжение может и не влезть, к тому же очень неудобно ехать, когда за плечами болтается перегруженный рюкзак. Чтобы этого избежать, надо или брать с собой в поход самый минимум, что не всегда оправданно, или же запасаться специальным велорюкзаком-«штанами», который будет вешаться на багажник вашего велосипеда. Такие рюкзаки можно сшить самим или же купить — обычно их стоимость от 40 у. е. Стоимость зависит от вместительности рюкзака, от материала, из которого он сшит, а также от того, где вы его покупаете и кто его произвел. Также существуют «велосумки», которые имеют несколько другую конструкцию и по объему меньше рюкзаков. Они также закрепляются на багажнике велосипеда. Многие туристы поступают предельно просто — закрепляют на багажнике сумку или маленький рюкзачок резиновыми стяжками.
А вдруг я сильно отстану от группы?

Велопоход по Адыгее 2008 год. Фото нашего zidar

Это достаточно стандартный вопрос. Конечно же, вы должны узнать у руководителя похода предполагаемый темп движения и сравнить его с вашим темпом (для этого нужно установить на вашем велосипеде правильно настроенный велокомпьютер, который будет измерять скорость вашей езды и количество пройденных километров).
В некоторых группах бывает «замыкающий» — опытный велотурист, который следит за отстающими и, в случае необходимости, оказывает им помощь. Но это бывает не во всех группах, поэтому если вы не совсем уверены в своих силах, перед тем как поехать в поход, уточните, практикует ли данная группа подобное.
И, естественно, не следует ехать с той группой, которая заявляет заведомо более высокий темп, чем тот, на который вы способны. Ведь в этом случае вы неизбежно будете отставать, что приведет либо к изменению планов всей группы, либо к вашему одинокому продолжению похода.
А вдруг я потеряюсь и заблужусь?

Если вы правильно оценили свои силы и не отклоняетесь от намеченного вашей группой маршрута, то вы не потеряетесь. Если же все-таки получилось так, что вы сильно отстали или сбились с маршрута и далеко уехали в другом направлении, то вам, естественно, надо будет самостоятельно выбираться.
В данном случае полезными окажутся карта, компас, мобильный телефон, GPS, деньги. Причем надо понимать, что полезными они будут лишь в том случае, если вы умеете этими предметами пользоваться, поэтому, отправляясь в поход с группой, старайтесь не отклоняться от намеченного маршрута и заранее обсудите возможные нюансы с руководителем похода.

Велотуризм на форуме

Telegram канал VelomaniaWW