Особенности перевозки велосипедов на наземном и воздушном транспорте
В сложных составных маршрутах, а также чтобы добраться до живописных загородных трасс, логичнее пользоваться общественным транспортом. Изучаем правила перевозки велосипедов в автобусах, поездах и самолетах по городу, в пригороде и на дальние расстояния вместе с экспертами ВелоСтраны.
Что нужно знать пассажирам с велосипедам
Общие правила для любого вида общественного транспорта: велосипед не должен мешать другим пассажирам. А это значит, что он должен быть чистым, не перекрывать проходы, не иметь острых выступающих частей. Если вы планируете ездить часто, позаботьтесь о сумке или чехле для перевозки, берите с собой набор инструментов и потренируйтесь быстро разбирать и собирать байк. В разобранном виде его можно взять практически в любой вид общественного транспорта.
Как провозить велосипед в автобусе и метро
Начнем с автобуса. В Правилах перевозок пассажиров и багажа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1586 вообще нет упоминания велосипеда. Специалисты уточняют, что в данном случае байк проходит как ручная кладь. Общие нормы бесплатного провоза ручной клади зафиксированы в Федеральном законе «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, ст. 22, п. 2: длина, ширина и высота в сумме не должна превышать 120 см. При этом тем же законом зафиксировано право перевозчика устанавливать собственные нормы провоза багажа и ручной клади.
В регионах могут быть другие правила. Например, в Москве действуют правила, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 г. № 797-ПП. В них понятие «велосипед» есть. Так, прописано, что райдер должен входить с велосипедом через вторую дверь после выхода пассажиров. А ехать можно, если байк поместится на накопительной площадке салона. При этом одному человеку можно провозить один велосипед при условии, что байк будет надежно удерживаться без самопроизвольного передвижения по салону.
Что касается провозки в метро, с 2025 года в московском метрополитене велосипеды, самокаты и другой транспорт можно перевозить только в чехлах. Запретили и кататься на них: на станциях и в переходах. Впрочем, аналогичные правила действуют и в Санкт-Петербургском метрополитене с 2020 года, без чехла можно провозить только детский велосипед. Поэтому единственный вариант проехать в метро с велосипедом: разобрать его и упаковать в сумку или в чехол. Платить за багаж не нужно, если сумма всех измерений не превышает 120 см.
Впрочем, для МЦК требования другие. Здесь можно перевозить велосипеды в сборе, бесплатно — один байк на человека. Но не в любом вагоне, а в специальных, с креплениями, они отмечены иконкой велосипеда.

Как провозить велосипед в электричке
Ограничений по перевозке велосипедов в электричках нет, в том числе в сборе. Правила провоза в пригородных рейсах указывают, что обязательно нужно получить билет на байк в кассе или в терминале самообслуживания. Маленькие байки, сумма измерений которых не превышает 180 см, а вес — 36 кг, можно перевозить как бесплатную ручную кладь
Условия провоза велосипедов отличаются в зависимости от перевозчика и региона. Так, например, у АО «Центральная ППК» двухколесный транспорт можно перевозить бесплатно в пределах зон Центральная и Пригород МЦД (Московские центральные диаметры), правда, билет все равно нужно получить. За пределами МЦД билет будет бесплатным в непопулярное время: 11:00-16:00 и 21:00-6:00, в часы пик стоимость на момент написания статьи от 60 руб. в одну сторону. Во время движения электрички транспорт должен находиться в тамбуре (один байк — один тамбур), кроме тамбура у кабины машиниста. При этом владелец должен позаботиться о том, чтобы велосипед не мешал другим пассажирам: скорее всего, всю дорогу придется стоять рядом с ним. Везти байк в салоне можно только в разобранном виде и в чехле или сумке.
Для транспортировки велосипедов более приспособлены электрички «Стандарт Плюс», в них просторные тамбуры, есть велопарковки.

Можно ли взять велосипед в поезд или самоле
По правилам РЖД, велосипеды в разобранном состоянии можно перевозить только платно. Оплата рассчитывается по тарифу для багажа весом 30 кг. В вагоне поезда можно разместить только разобранный велосипед в чехле или сумке, сумма измерений по всем сторонам не должна превышать 180 см, вес — до 36 кг. Также велосипед можно сдать в багажное купе, в этом случае вес увеличивается до 75 кг, а сумма измерений остается прежней.
Также велосипед можно взять с собой в аэроэкспресс, но перевозить его можно только в тамбуре. Провоз электровелосипедов запрещен.
Что касается самолетов, то правила зависят от компании-перевозчика. Так, S7 указывает, что велосипед можно везти только в багаже. При этом он должен быть разобран и правильно упакован: в чехол или несколько сумок. По всем тарифам, кроме Эконом Basic, велосипед можно провезти бесплатно в дополнение к основному багажу (с учетом ограничений по весу, для Эконом Standard — до 23 кг).
У Аэрофлота велосипед может входить в бесплатную норму багажа (один на человека), кроме билетов группы Лайт. Предупредите службу Аэрофлота сразу после оплаты билетов (не позднее, чем за 36 часов до вылета), что летите с велосипедом, это избавит от неприятностей при регистрации на рейс.
Для перелета велосипед должен быть разобран и упакован в велочехол, велочемодан или просто в коробку, выступающие части нужно защитить пузырьковой пленкой.

Штраф за нарушение правил перевозки велосипед
Штраф зависит от общественного транспорта, где было нарушение. Так, в автобусе, электричке или метро от вас потребуют оплатить билет (если он необходим), а также взять дополнительный сбор. Если вы везете грязный велосипед в сборе, могут и высадить, так как перевозчик имеет право отказать пассажиру в провозе ручной клади, если она мешает пассажирам. В самолете багаж взвешивают перед посадкой и, если он превышает установленные нормы, придется заплатить, иначе вы не сможете сесть на рейс. Штраф за катание на велосипеде в метро составляет 2 тыс. руб.
Комментировать новость на форуме
Тема: Метро и НЕскладные велосипеды! Как? Где? Зачем?