Велогонщица Валерия Валгонен — о победе на чемпионате Европы
Гонка в Португалии сложилась самым непредсказуемым образом.
Валерия Валгонен, выступая среди молодежи до 23 лет, выиграла на чемпионате Европы по трековым велогонкам в Анадии (Португалия) одну из самых тяжелых дисциплин — гонку с выбыванием. Формат гонки прост — стартовала 21 спортсменка. Каждый второй круг та, которая проезжала линию финиша последней, выбывала. Как правило, подобный формат приводит к тому, что гонка проходит в постоянных ускорениях, перестроениях, попытках не оказаться последней на промежуточном финише, потратив как можно меньше сил.

В этот раз все сложилось совершенно иначе: испанка Мария Эскалера поехала в отрыв, Валгонен успела зацепиться за ней, и девушки оторвались от основной группы. Сзади выбывали соперницы, а отрыв работал на сохранение преимущества. Главный, последний финиш Валерия выиграла и надела джерси чемпионки Европы, а на следующий день вышла на старт гонки скретч — программа ЧЕ достаточно большая.
Обидно за чемпионат России
— Я посмотрел твой сезон на шоссе, гонок было не так много. За счет чего удалось набрать форму под чемпионат Европы?
— Да, шоссейных гонок было мало. Но форму удалось набрать за счет трека — Кубка мира, чемпионата Европы по элите и российских стартов — Гран-при и первенства России по андерам. Шоссе было раз в две-три недели, я рассматриваю его как подкатку к треку. На шоссе я гоняюсь за испанский клуб, профессиональную команду не искала, так как трековая карьера в данный момент в приоритете.
— Но шоссейные амбиции все-таки есть?
— Есть, потому что мне очень подходят спринты и финиш. Если вертикальный набор на гонке до полутора тысяч метров, то я очень хорошо себя чувствую. Недавний чемпионат России в этом плане мне отлично подходил. Но там так сложилась гонка, что я стала только четвертой, выиграв спринт из основной группы, которая приехала на четыре минуты позже победительницы.
— К сожалению, групповую гонку на чемпионате России не транслировали, судить о событиях можно только отрывочно, по протоколам и соцсетям. Расскажешь, что там было?
— У нашей команды был план, что Алена Иванченко, которая хорошо едет гонки с раздельным стартом, попробует попасть в отрыв, а я останусь в основной группе. На случай, если отрыв догонят и будет спринт из большой группы. В принципе, в отрыве могла оказаться и я, но гонка сложилась так, что меня там не было. Было обидно, потому что я подошла к ЧР очень хорошо готовой. Но, с другой стороны, рада, что кто-то из нашей команды попал на пьедестал — Алена стала второй.
— Какой набор у тебя получился в Казани?
— Получилось, кажется, 1400 метров набора на 122 километра. Гонка оказалась достаточно равнинной, на каждом круге было только два подъема. Идеальная для меня трасса.
Обгонять больше чем на полкруга нельзя
— Где ты была после чемпионата России на шоссе, как подводилась к чемпионату Европы?
— Буквально через три дня после чемпионата России на шоссе мы стартовали трековое первенство страны по андерам. И дальше я уже подводилась на треке.
— На треке чаще всего короче шатуны, это твой случай?
— Нет, наоборот, я перешла на шоссе на 165 мм, а трек еду на 170 мм. На треке мне больше подходит длинный рычаг. Раньше и на шоссе было 170 мм.
— В итоге короткие шатуны на шоссе оказались удобнее?
— Да, я это почувствовала. Но нужно подбирать передачи, чтобы компенсировать изменение рычага, ставить побольше.
— Что у тебя стояло сейчас на треке, когда ехала гонку с выбыванием?
— Я ехала на 60/15, это тяжелая передача для данной гонки, на такой же я еду командное преследование. Но в этом случае, в данной конкретной гонке, тяжелая передача оказалась верным выбором, потому что мы с испанской ушли в отрыв, и там нужно было работать ровно, без рывков и включений. Это не свойственно для гонки с выбыванием, где обычно каждый второй круг нужно ускоряться, чтобы не оказаться последней.
— Я даже не припомню отрывы в выбывании, честно говоря.
— Сначала был завал, я чуть в него не попала, на заднем дисковом колесе осталась небольшая вмятина. Затем испанка решила попробовать уехать в отрыв, и я «прыгнула» за ней.
— Так, погоди. Задний диск на выброс?
— Нет, у нас очень хорошие механики, они починят.
— Хорошо. И вот ты в отрыве в гонке с выбыванием. Сзади из группы снимают тех, кто стал последним на каждом втором круге. Что у тебя в голове было в этот момент?
— На самом деле мы вдвоем очень хорошо отъехали, и уже через восемь кругов опережали группу на полкруга. А больше отъезжать было нельзя.
— Поясни.
— Отрывы настолько редко случаются в гонке на выбывание, что правила в ситуации, когда кто-то далеко отъехал от группы, не знают даже многие спортсмены. А в правилах есть специфика. Если в гонке по очкам или в скретче ты можешь достать группу на круг, то в выбывании — нет. Максимум ты можешь отъехать полкруга. Если будет больше, то тебя самого снимут, потому что считается, что ты отстал.
— После работы в отрыве насколько ты была свежа на финише?
— Из-за того, что для меня в отрыве гонка прошла без рывков и постоянных ускорений, я, наоборот, раскрепостилась. И под финиш чувствовала себя очень хорошо.
— Выиграла, поучаствовала в награждении, переночевала, вышла на старт скретча и… девятая.
— Выбрала слишком легкую передачу. Ошиблась.
— В воскресенье — омниум. Последний шанс на этом ЧЕ еще раз подняться на подиум.
— Не хочется загадывать, но сейчас я чувствую себя достаточно хорошо, и придает уверенность Кубок мира, где я была третьей по элите. Это очень хороший результат.
— Что дальше после этих соревнований?
— В начале октября в Питере пройдет трековый чемпионат России, а затем в конце октября — чемпионат мира в Чили.
— Трек — это история почти без денег, коммерческих шестидневок у женщин не бывает. Где ты находишь мотивацию стартовать на треке?
— Мне это доставляет удовольствие — гонки на треке, гонки на шоссе. Речь не про деньги, а больше про интерес. Даже если бы мне не платили ничего, я все равно бы, наверное, соревновалась.

Обозреватель отдела спорта