Пусть ток дает
Велосипеды с электродвигателем пока большая редкость, но со
временем именно они заменят бензиновые скутеры и, чем черт не шутит,
автомобили.
Что мешает электромобилю стать массовым? Во-первых, цена.
Во-вторых, запас хода и ужасающе медленная скорость зарядки (пока заряжается
электромобиль, можно до Хабаровска долететь). Запас хода 100-150 км – это
втрое-вчетверо меньше самого заурядного автомобиля на ДВС.
А вот у электробайка или электроскутера шансов завоевать мир
намного больше. Батарея тут не такая огромная, зарядка не такая долгая (“всего”
3-4 часа), а цена… ну, с ней можно смириться!
Модная “Веспа” или “Хонда” с
баком 4 литра проедет в лучшем случае километров 150, запас хода электроскутера
– около 100 км. Согласитесь: разница ничтожная. А если еще добавить педали, то
автономность вырастет на порядок. Потому, кроме чистых электроскутеров (ноги
отдыхают), активно развивают гибриды на мускульной и электротяге.
Представьте себе такую картину: живете за городом, едете на
обычном бензиновом автомобиле, покуда можно свободно ехать на автомобиле,
дальше паркуетесь, снимаете с выдвижного велобагажника е-байк (гибрид велика и
электроскутера) и пилите дальше – где-то вертите педали, а когда невмоготу –
просите помощи у электродвижка с батарейкой. Доехав до точки, ставите е-байк на
зарядку и вечером проделываете этот путь в обратном порядке. Именно такой
вариант предлагает Smart со своим E-bike. Кстати, е-байк “Смарта” скоро начнет
продаваться в Германии по цене около 2900 евро.
На недавнем Франкфуртском салоне показывали и гибридные е-байки, и
чистые электроскутеры, и электрические квадр
оциклы. Последние — это уже ближе к автомобилям, а
двухколесных машин оказалось примерно поровну. И нет сомнений, что они на пару
в ближайшие несколько лет вытеснят скутеры на жидком топливе из европейских
городов.
Электроскутеры
Прямая замена привычному скутеру. И внешне мало чем отличается. За
одним исключением: вместо ДВС тут электромотор, а вместо бака — литиево-ионная
батарея. Существующие серийные экземпляры вроде Honda EV-Neo дальнобойностью не
отличаются: пробег на одной зарядке составляет всего 34 км на скорости около 30
км/ч. И стоимость немаленькая — примерно 5400 долларов на домашнем японском
рынке. Но EV-Neo создан прежде всего для коммерческого использования, весит
больше 100 кг и готов принять до 30 кг груза. Но как только производители
добьются хотя бы 100 км хода, двух-трехчасовой зарядки и цены примерно
вполовину меньше (около 2-3 тысяч долларов), электроскутер легко положит на
лопатки любой бензиновый агрегат. Пока ни один из концептуальных
“100-километровых” электроскутеров в серию не пошел.
Smart e-scooter
Свой e-scooter Smart показал в 2010 году, на автосалоне в Париже.
Он не уступает топливным мопедам ни в скорости (до 50 км/ч), ни в автономности
(на одном заряде обещают около 100 км).
Впрочем, в отличие от гибридного
велособрата речь о серийном выпуске Smart e-scooter пока не идет.
BMW e-scooter
Пару лет назад BMW уже пробовал перевести на электротягу свой
знаменитый закрытый скутер С1. Но С1-Е так и остался концептом.
Во
Франкфурте-2011 баварцы показали более традиционный вариант.
Заявленный запас
хода — 100 км, а время зарядки — около 3 часов.
Husqvarna E-go
Уже не скутер, а электромотоцикл от производителя мототехники,
газонокосилок и бензопил (кстати, тоже принадлежит BMW). В нем много алюминия,
весит 80 кг, но про запасы и заряды ничего не известно. А зачем? Когда есть
такая зачетная передняя вилка.
А электромотор и батарею можно и у BMW взять.
Mini Scooter E Concept
Больше дизайнерская ретро-игрушка, чем реальный прототип
электроскутера.
Электродвигатель тут в заднем колесе, а вместо маршрутного
компьютера — iPhone.
Год спустя после премьеры в Париже о нем ни слуху ни духу.
Электробайки
Пока батареи не дают большого запаса хода, наиболее оптимальный
вариант — совместить мускульные усилия и электротягу: тогда и батарею можно
поставить более компактную, и е-байк получится не таким тяжелым. Самый
существенный недостаток многих е-байков — то, что батарея интегрирована в раму.
Будь она съемной — и зарядка была бы проще, и защита от кражи выше. Кому нужен
электровелик без батареи?
Е-байки уже близки к серии. Объявленные цены, конечно, кусаются,
но вы же помните, сколько стоили компьютеры еще 20 лет назад.
Ford E-Bike
Легкая (2,5 кг) алюминиево-карбоновая рама со спрятанным в нее
приводом, карбоновый ремень вместо цепи. И формульная технология: сенсоры
замеряют обороты во внутреннем подшипнике, передают информацию на контрольное
устройство, а то мгновенно подключает или отключает электрический мотор.
Запас
хода на электротяге — до 85 км.
Но никто не мешает крутить педали, когда
батарея села. Полная зарядка занимает 4 часа.
Планов серийного выпуска нет.
Smart E-bike
Первый концепт показали в 2010 году в Париже, а во Франкфурте была
уже полностью серийная версия.
У двухколесного электросмарта рекуперативная
система торможения, привод на заднее колесо и четыре степени
“электровмешательства”.
Поэтому запас хода разнится от 30 до 90 км.
Продажи
начнутся в следующем году.
Цена — 2900 евро.
Белые
вороны и черные байки
Volkswagen bik.e
С виду вылитый велосипед, но на самом деле чистый электроскутер
без педалей. Главный плюс – он складной. Главный минус – запас хода всего 20
км. Но создатели рассчитывают, что bik.e будут возить в багажнике “на всякий
случай”: если надо проехать 3-5 км там, куда на автомобиле соваться
бессмысленно.
PG-bike Blacktrail
Карбон, титан, светодиоды, кожа, запас хода 200 км и самое главное
– максимальная скорость 100 км/ч. Педали
есть, крутить их можно, но за 60 тысяч евро можно
и расслабиться. У конторы
есть
и более дешевые варианты, но это явно не решение транспортных проблем
мегаполиса.
Текст: Георгий Казанков
Traffic magazine #3. Скачать беслпатно: