Главная

Зачем мне участвовать в соревнованиях? Что я там забыл?

Бирюков Сергей

Курятов Алексей

Эта статья ориентирована на новичков

 

Стоит ли стартовать?

 

1. Цели и задачи соревнования.

Многие задаются вопросом: зачем мне участвовать в соревнованиях? Что я там забыл?

В этой небольшой статье мы постараемся рассказать о смысле участия, какой тут может быть интерес. Целями и задачами любого соревнования (с точки зрения организатора) обычно являются: пропаганда велосипедного спорта и здорового образа жизни среди населения, повышение спортивного мастерства, выявление сильнейших  велосипедистов, отбор в сборную команду и т.д. Одновременно с этим идёт реклама товаров и аксессуаров спонсоров и проводящей организации.

А если рассмотреть это же самое с точки зрения рядового участника, то, прежде всего, – получение удовольствия от самого процесса участия. Всё вышесказанное – вторично.

Удовольствие мы получаем из-за новых впечатлений от езды по специальной трассе, от наслаждения атмосферой гонки и любования красивыми пейзажами, от чувства драйва под действием высокой скорости и удачного проезда сложных мест. Вдобавок мы получаем новые знакомства, общение, питание на трассе, а также памятные подарки и призы.

Кроме выше перечисленного, есть возможность сравнить свои результаты с результатами лучших спортсменов на одной трассе, в равных условиях (спортивного интереса пока ещё никто не отменял), улучшить свои навыки и кондиции, посоревноваться со знакомыми, попробовать для себя что-то новое (открыть для себя новый вид активного отдыха). Ведь самостоятельно заставить себя проехать много километров бывает трудно, но в компании или на соревнованиях это реально. Время просто летит. На финише тебе даже не верится, что удалось это сделать. Ты смог одолеть не только трассу, соперников, но и себя.

Практика показывает, что хорошо подготовленное и успешно проведённое соревнование влечёт за собой массу отзывов, фотоотчетов и видео. На многих ресурсах в Интернете можно найти материалы о велогонках. В этом можно убедиться, читая отзывы на популярных велосипедных форумах, там же можно найти ссылки на фотографии или видео с соревнований. Еще видео можно найти на сайтах, подобным youtube.com. Стоит только забить в поиск название соревнования. Что касается отчётов, фотографий и видео с этапов Кубка веломарафонов, то ссылки оперативно размещаются по адресу: http://www.kvmr.ru/photovideo

. В век цифровых технологий количество фотографий с одного мероприятия не редко переваливает за тысячу. Вероятность увидеть себя на фотографии, как правило, более 75 %. Всегда интересно увидеть себя со стороны.

По протоколам соревнований можно посмотреть время преодоления дистанции всеми участниками старта (от лидера  до аутсайдера). Также публикуются протоколы по возрастным и гендерным группам. Протоколы можно найти на сайтах организаторов или по адресу http://www.kvmr.ru/prot

. В велосипедных соревнованиях принимают участие дети от 2 лет, в марафонах, – чаще всего от 18 лет. Существуют стандартные возрастные группы 18-29, 30-39, 40-49 и старше 50 лет. Но организаторы вправе вводить свои категории.

Допустим, вы заинтересовались участием. Что дальше?

Построение на старте. Дёминский веломарафон-2011.

Фото: Анатолий Касаткин

2. Выбор соревнований.

Это важный момент, так как полученные впечатления напрямую зависят не только от качества организации, а и от специфики соревнования. Существуют календари соревнований. Их также можно найти в Интернете. Есть даже специальные сайты, например: www.bike-events.ru. Если вы планируете принять участие в марафонах, то расписание этапов можно найти на сайте www.kvmr.ru

Кросс-кантри (езда на велосипеде по пересечённой местности) соревнования можно разделить на несколько групп (типов). Их можно классифицировать по-разному, но часто их делят по времени лидера: до 20 мин – спринт, от 20 мин до 3 часов – гонка, более 3 часов – марафон.

Нередко бывает несоответствие название соревнования и времени (например: марафон за 2:20 у лидера, когда основная масса проедет эту же гонку за 3-3,5 часа). Поэтому для лидера эта гонка будет удлинённой, а для большинства – марафоном.

В двух словах о типах гонок:

Спринт требует от участников взрывную силу. Нужно успеть выложиться на дистанции за короткое время. В кросс-кантри спринт мало распространён, но короткие гонки начинают чаще внедряться в календарь. Иногда короткие гонки используют в качестве пролога перед марафоном. Например, в субботу перед Дёминским марафоном проходит гонка с раздельным стартом (XCT). Показанные результаты на этой гонке учитываются при расстановке участников на основном старте.

Гонка  требует от участников скоростную выносливость с упором на силовую работу, а так же отличные технические навыки езды на велосипеде.

Марафон требует от участников меньшую, чем на гонке, скоростную выносливость, но высокую общую выносливость. Упор делается на распределение сил по дистанции. Особые технические навыки езды, как правило, не требуются.

 

Подъём. Дёминский веломарафон-2011.

Фото: Анатолий Касаткин

Несомненно, чтобы грамотно выступать на соревнованиях нужно уметь эффективно распределять силы на дистанции и не совершать технические и тактические ошибки. А этому научиться без участия в соревнованиях невозможно.

Начинающим спортсменам, у которых нет серьёзных технических навыков езды на велосипеде (например, езды по камням или корням, прохождения крутых спусков, скоростных синглтреков, дропов…) лучше начать с марафонов, так как ходить пешком и таскать велосипед многим не нравится, да и вероятность серьёзного падения на марафоне гораздо ниже.

Участвуя в марафонах, во-первых, вы тренируетесь и нарабатываете технический навык. Во-вторых, сразу начинаете ощущать соревновательный эффект, так как в марафонах принимают участие люди с разным уровнем подготовки. Вам всегда есть с кем побороться.

Для первого старта лучше выбрать массовый марафон (например, любой этап КВМРhttp://www.kvmr.ru/stages

). Подобные соревнования делают максимально безопасными, трассы – легкими (относительно гонок). Тут же организуется питание на трассе.

Массовые веломарафоны рассчитаны, как правило, на прохождение дистанции малотренированным, но физически здоровым человеком. Дистанцию без особых проблем можно преодолеть на достаточно простом велосипеде. В России на крупных велосипедных марафонах можно увидеть до 500 человек, а на зарубежных – несколько тысяч. Уровень подготовки участников от новичка до чемпиона страны (или даже мира). Самым крупным считается Birkebeinerrittet (Норвегия). При населении в стране около 5 млн. человек на старт 94,6 км марафона выходят 18000 участников (при искусственном ограничении количестве стартующих). В Эстонии – около 4-6 тыс. Пора и нам выходить на старт. Должна же быть когда-то преодолена планка 1000 человек при населении около 140 млн.

 

Детские гонки. Лемболовский веломарафон-2011.

Фото: Leonid_dmi

 

Подитог по марафонам:

– трассы для массовых кросс-кантри веломарафонов обычно прокладываются на безопасных участках местности с расчетом на большое число участников. Они пригодны для многих;

– риск падения с велосипеда напрямую зависит от нагрузки и режима езды. Вы сами задаёте темп езды;

– время прохождения дистанции определяется самостоятельно, но могут быть ограничения по лимиту.

3. Регистрация.

Соревнование выбрали. Что дальше?

Смотрим положение, в нём описаны правила соревнований, условия регистрации, время старта, место проведения и прочая информация.

Как правило, оплатить участие можно денежным переводом за несколько дней до соревнования. Стартовый пакет – номер участника можно получить на месте в день старта.

Ранняя регистрация и оплата стартового взноса уменьшает организационные риски и размер стартового взноса. Ведь никому не известно реальное число участников. Надо понимать, что номера участников, еду, напитки, памятные подарки и награды организаторы заказывают заранее. На самых крупных мероприятиях существует лимит участников, а регистрация закрывается даже за несколько месяцев до старта.

Но при ранней регистрации есть подводные камни, например плохая погода. Даже если в прогнозе все нормально, то ко дню старта может пойти дождь. А ехать по грязи новичку опасно и далеко не каждому понравится. Грязная гонка предъявляет повышенные требования к  покрышкам, тормозам, трансмиссии и техническим навыкам езды на велосипеде. Существенно возрастает время преодоления дистанции.

В случае явки на соревнование без предварительной регистрации можно участвовать в нём при наличии свободных номеров (бывают исключения). При оплате взноса в день старта организаторы могут использовать повышенный тариф. Всё это прописано в положении.

Перед поездкой всегда надо внимательно изучить положение!

4. Подготовка к соревнованию.

Лучше заранее подготовить велосипед и одежду. Напомним известную фразу: едет не велосипед, а велосипедист. Велосипед ему только помогает.

Готовим велосипед на скорую руку:

– проверяем тормоза. Оба тормоза должны хорошо держать велосипед на месте;

– проверяем, крутятся ли колеса. Они должны крутиться свободно;

– смазываем и вытираем цепь;

– снимаем лишнее навесное оборудование: багажник, звонок, светоотражатели, крылья (при сухой погоде) и другие второстепенные предметы (кроме сумок под раму или седло, где у нас может быть инструмент и запаска)

– проверяем крепёж флягодержателя;

– берём с собой запасную камеру, монтажки, насос и мультитул (компактный инструмент);

– давление в шинах лучше отрегулировать на месте.

Готовим одежду (желательно использовать специальную велоодежду, так как она удобнее в гонке и легко стирается). Незабываем перчатки, шлем (без него не пустят на соревнование), а также очки (желательно).            

Распечатываем карту с местом старта (с телефонами организаторов). Незабываем документ (паспорт), справку и страховку (если это требует положение), а так же телефон.

 

Работа механика. Дёминский веломарафон-2011.

Фото: Анатолий Касаткин

Кому-то общественных пунктов питания может не хватить. Поэтому надо подготовить фляжки или питьевой рюкзак с водой или напитком. Можно взять с собой немного еды, например батончик-мюсли, печенье, зефир… Рекомендуется взять с собой резервную простую воду. Она может пригодиться после финиша для питья в дороге или мытья.

Не следует наливать фляжки до самого верха. Наливаем максимум 600 мл, так как тяжёлая фляга может вылететь от тряски. Без опыта участия в соревнованиях, конечно, сложно определить необходимое количество питья и еды. Поэтому надо знать, что запасы всегда можно пополнить на пунктах питания. Со временем вы научитесь чётко определять количество питья и еды, а также режим питания.

 

5. Подготовка к старту.

Если вы планируете приехать в день старта, то выезжать лучше заранее. Надо помнить, что возможны задержки в дороге и при поиске места старта. Также могут быть трудности с парковкой и очереди при регистрации. Рекомендуется приезжать на старт не позже, чем за час. Обычно регистрация прекращается за полчаса до старта.

Если вы из другого региона и приезжаете за несколько дней до старта, то резервировать жильё необходимо заранее. В день приезда свободных мест может не быть. Список гостиниц обычно публикуют в положении или на сайте соревнований.

Для тех, кто хочет сэкономить на проживании, а так же получить удовольствие от марафона и слиться с природой, можно устроиться в палатке. Некоторые организаторы отводят специальное место для палаточного лагеря.

На регистрации участник получает стартовый пакет. В пакете всегда есть номер участника, а также может быть рекламно-сувенирная продукция от организаторов и спонсоров.

Номер закрепляется на руль или тросы велосипеда за счет пластиковых хомутов (обычно их выдают вместе с номером). Номер должен быть надежно закреплен и хорошо виден спереди (для судей). Изменять геометрию номера и закрывать изображения не допускается. После крепления номера необходимо ещё раз проверить работу тормозов и вращение руля. Мешать ничего не должно.

Запасную флягу можно оставить своему знакомому, в транзитной зоне, на пункте питания или где-нибудь в кустах на трассе.

 

 

Пункт питания. Дёминский веломарафон-2011.

Фото: Анатолий Касаткин

За 15-20 минут открывается зона старта. Необходимо занять удобное место в стартовой зоне. На первом старте лучше расположиться ближе к хвосту. Позже вы сами сможете правильно определять своё стартовое место. Самое идеальное место – это место вместе с участниками своего уровня. Если вы сильнее, то  они будут вас тормозить. И наоборот. Если вы встанете вперёд и поедете медленно, то создадите неудобство для окружающих (те, кто сильнее, уедут от вас в любом случае, но с ненужным шумом).

 6. Соревнование

Старт дан, поехали….

Сразу после старта может показаться, что все поехали быстро, но это только иллюзия. После первых 15-30 минут участники поедут в своём темпе. Не надо увлекаться высоким темпом и гнаться за более выносливыми и опытными: они всё равно уедут, а истраченные силы в начале марафона – большая ошибка (можно даже не доехать до финиша). А наша главная задача – успешно финишировать.

Лучше начинать плавно, не забивая мышцы и не перенапрягая другие системы организма. Стараться ехать в своём темпе, вовремя пить и есть.

 

Старт. Дёминский веломарафон-2011.

Фото: wahookka

Помните, что всегда можно сойти. Но лучше это не делать, а передохнуть несколько минут, перекусить и вновь продолжить путь. Часто начинающие участники передвигаются от пункта питания к пункту. Это обычная практика. Тут нет ничего позорного.

Стоит придерживаться правил соревнований по велосипедному спорту, а также ПДД (если есть участки проезда по дорогам с активным движением). Обгонять и пропускать обгоняющих по возможности надо слева от себя. Либо с той стороны, где попросит дорогу обгоняющий.  Если вас обгоняют, то не препятствуйте обгону. Если вы обгоняете, то предупредите заранее голосом обгоняемого (например, при обгоне слева крикните — «Я слева!»). Старайтесь совершать обгоны в широких и безопасных местах.

Ремонтные работы можно выполнять на трассе только без помех для других участников соревнований. Замена рамы и полностью велосипеда запрещена. На соревновании может быть организована ремонтная зона, где вам окажут помощь. При возникновении серьёзных проблем передавайте информацию через проезжающих участников на пункты питания и в стартовый городок.

            Срезка дистанции не допускается. Всегда нужно начинать движение с точки ухода с трассы, если это произошло. Даже если у вас произошла поломка рядом с технической зоной, то вы должны перемещаться по ходу дистанции, а не против хода. Иногда допускается перемещение за трассой до сервиса, но после ремонта вы обязаны вернуться в точку схода. В противном случае вы будете дисквалифицированы. При повреждении разметки вы должны постараться её восстановить.

После финиша необходимо, как можно быстрее, переодеться, перекусить, и направиться к месту награждения. Сразу уезжать не стоит. Это не соответствует спортивной этике. Участники должны поприветствовать чемпионов! Возможно, вас там тоже наградят.

 

Борьба на финише. Лемболовский веломарафон-2011.

Фото: Leonid_dmi

Результаты учитываются по кругам. Если вы проехали хотя бы один круг, то он будет зафиксирован в протоколе с точностью до секунды. Протоколы с результатами соревнований можно найти на сайте организаторов сразу после финиша или через несколько дней.

Если вы ещё сомневаетесь в своих возможностях, то приезжайте на ближайший старт в качестве болельщика. Или стартуйте на укороченной дистанции.

Если же у вас возникнет желание принять участие в веломарафоне ещё раз, то имеет смысл заполнить анкету участника Кубка «Велосипедные марафоны России», где любой участник может претендовать на приз по итогам года. Подробности на www.kvmr.ru

.

 

До встречи на стартах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *