Долина Аосты — шоколадный Ля Туиль
С этой статьи начнется мой цикл статей о регионе Valle d’Aosta. Причем
это рассказ о том, чем можно заниматься в горах летом, так как до сих
пор многие горнолыжники не понимают до конца преимущества такого отдыха,
против традиционного матрасно-пляжного.
Многие уже успели побывать во Франции или Австрии, а кто-то и в Италии.
Но, возможно, вы еще не слышали о
Valle d’Aosta. Это Италия, но не та
шумная южная Италия, которая не каждому понравится, горная долина Valle
d’Aosta — маленькая автономная область Италии на границе с Францией и
Швейцарией. Вобравшая в себя черты своих соседей и со своей особой
административной независимостью. Добро пожаловать в мир истории,
гастрономического туризма и активного отдыха!
Невероятно, сколько исторических и археологических ценностей вобрала в
себя долина длиной всего лишь восемьдесят километров! Аоста издавна —
важнейший транспортный коридор из современной Италии во Францию через
перевал Малый Сен Бернар и в Швейцарию через Большой Сен Бернар. Сейчас
их связывает тоннель под Монбланом и под перевалом Большой Сен Бернар.
Правда, 5000 лет назад всех этих стран еще не было в проекте, а вот люди
здесь уже поселились. Это доказывают недавние археологические находки в
городке Introd, о котором расскажу позже. Бурно развиваться регион
начал с приходом римлян еще до нашей эры, с тех пор осталось множество
памятников римской эпохи, которые сейчас легко посетить. Угадайте, где
больше всего в мире замков? В Valle d’Aosta их насчитали 120!
Начнем мы с La Thuile, последнего крупного поселения у важнейшей дороги
во французскую долину Le Tarentaise, через примерно пятнадцать
километров подъема на перевал Малый Сен Бернар на высоту 2188 метров и
последующего спуска (около двадцати километров серпантина) находится уже
знакомый нам французский Бург Сен Морис. На перевале сохранился местный
Стоунхендж, круг камней, астрономическая постройка 5000 летней
давности. Надо заметить, что дорога открыта только летом, в этом году
из-за большого количества снега открылась в конце июня, зимой по ней
буквально идут горнолыжные трассы. Здесь первую каменную дорогу
построили римляне еще в первом веке до нашей эры. В разное время здесь
успели отметиться разные известные люди, например, Суворов со своим
историческим переходом через Альпы, и более древний Ганнибал, который
выбрал эту дорогу, потому что только она подходила его боевым слонам. Ля
Туилю как минимум 2000 лет, в римские времена он назывался Ariolica.
Мы едем со стороны Женевы через тоннель под Монбланом, один из удобных
способов добираться, это около 150 километров, но нужно помнить, проезд
через тоннель платный — 39 евро с машины. Еще ближе автомобильная
столица Италии, Турин — 120 киломтеров, но авиабилеты обычно дороже
Женевы, чуть дальше столица итальянской моды Милан, до аэропорта 170 км.
Со стороны Курмайора в воскресенье вечером пробка из машин со
швейцарскими и французскими номерами, местные знают, как хорошо провести
выходные — конечно, в долине Аосты! Курмайор курорт у подножия
высочайшей вершины Альп, Монблана (4807), который на итальянском
называется Монте Бьянко, или «Белая гора». Чтобы попасть в Ля Туиль,
нужно проехать всего километров 15 от тоннеля, для этого у Пре-Сен-Дидье
свернуть в боковую долину. В Пре-Сен-Дидье находятся знаменитые
натуральные термальные источники, одно из обязательных мест к посещению!
Там вас ждет куча различных ванн с разной температурой воды и лечебных
процедур.
Поселились в больших апартаментах Planibel, в современном стиле, это
большой «город в доме» с гигантской подземной парковкой, лифтами,
переходами из корпуса в корпус, мини гольфом во дворе, магазинами,
барами, игровыми автоматами и прочим. В двадцати метрах подъемник на
гору. Середина августа — самый сезон в Италии и гостиница переполнена.
Центр города аутентичный, из двухсотлетних домов, с крышами, покрытыми
тесаным камнем вместо черепицы.
Из множества активностей выбираю, естественно, маунтинбайк и треккинг,
но так же доступны каньонинг, рафтинг, эдвенчур парк, тюбинг,
скалолазание и прочее. Скоростное кресло Bosco Express через густой лес
быстро возносит на 700 метров перепада вверх с 1450 до почти 2150.
Оттуда доступны две крутых черных трассы. Первая Garin — сильно разбитая
пыльная тропа с хорошим уклоном, несколько мест оправдывают черный
цвет, но в целом доступна широкому кругу байкеров. Из препятствий только
контруклоны. Вторая трасса Le Volpi чудесна! На ней снят сегмент видео,
и она как раз такая, как должна быть, с одной стороны ты понимаешь —
«черная», с другой стороны «не упираешься» и не воюешь с ней, а просто
катишься в удовольствие, браво! Во многом это из-за ее естественности,
препятствий почти нет, тропа, извиваясь, течет вдоль горы, а основное
строительство заключается в многочисленных «полках», подпирающих
контруклоны и повороты. Еще она довольно длинная, так как уходит сильно в
сторону от подъемника. Есть еще красная трасса, сделана вроде бы проще и
положе, но из-за тормозных волн не понравилась. Сами местные гордятся и
говорят, что в Ля Туиле не даунхилл, а «натуральные» трассы.
Если подняться выше, на второй очереди «Shalet Express» попадаешь выше
зоны леса, немного не доезжая до вершины (2579). На пологих полях
идеальные трассы для новичков, нехитрые синие, красные тропки, в крутом
лесу сворачивают на дорогу или вливаются в черную трассу La Joux. Она
для меня наиболее привлекательна, разбитая на несколько частей с разными
названиями, но по сути одна и та же, длинная, с перепадом почти
километр. Несмотря на «черный» цвет это скорее эндуро трейл, с
небольшими подъемами на пути, элементами триала на камнях и крутой
даухильной лесной частью, уезжая от подъемника на несколько километров,
обладает столь необходимой дикостью.
Если немного подняться пешком наверх, открываются и вовсе фантастические
просторы для эндуро, с вершины горы можно ехать буквально на 360
градусов в любую сторону. Собственно за горой проходят две маркированные
красные трассы, и они очень хороши, особенно в лесной части, есть
хорошие трамплины, контруклоны, а ближе к Ля Туилю природный волрайд по
скале. Все это с видом на серпантин к перевалу Сен Бернар, с которого и
стартуют трассы, можно легко подъехать к самой границе между Италией и
Францией, а сама дорога привлекает много мото- и автогонщиков, то и дело
разносятся звуки настроенного выхлопа. Шоссейники, разумеется,
облюбовали столь харизматичную местность, здесь проводятся этапы сразу
двух самых знаменитых веломногодневок Giro d’Italia и Tour de France!
Можно и вовсе перебраться на французскую сторону на курорт La Rosiere,
зимой они соединены длиннющим бугелем и кресельным подъемником, но
летом, зная масштабы передвижений своим ходом, пробовать такой тур пока
не стал. Зато попробовал треккинг пешком, нашли островки снега и
поиграли в снежки, исследовали развалины на самой вершине горы
(любопытно, кто обитал на высоте около 2600!), и все это под строгим
взглядом Монблана, который совсем рядом, напротив, и нависающим над Ля
Туилем ледником Rutor с вершиной в 3485 м.
К этому леднику отправились на следующий день, причем я взял с собой
велосипед. Согласно карте подход занимает три с половиной часа, но со
съемкой и с остановками весь поход занял семь часов! Пару раз
понадобилось набирать по 200-300 метров, преодолевая хребты, зато в
конце ждала награда, совершенно необычный каскад водопадов у приюта
Deffeyes (rifugiodeffeyes.it) Зимой водопад замерзает и становится
популярным у ледолазов, там же лыжники ходят ски-тур к леднику.
А сейчас гигантская масса воды из довольно бурной реки целиком
обрывается в пропасть, которая ступенями по 100-200 метров падает с
высоты 2300 до 1600 у приюта внизу. К сожалению, спуск, обещавший быть
захватывающим, несколько разочаровал: вся тропа вдоль водопада — это
вырубленная каменная лестница, так и скатился как волк из «Ну погоди!»
по экскалатору! Зато ниже трейл соответствовал всем параметрам, хорошо
утоптанная тропа с большими корнями и камнями.
Перед ужином идем пить аперитив, местное вино и еда — это целая культура
и наука! Виноград, выращенный на крутых горных склонах, очень ценится,
поэтому вино только местное валедаостанское, как сейчас, например,
Torrette DOC. DOC означает «наименование проверенного происхождения»,
гарантирует качество и место происхождения. Torrette — гармоничное вино с
сухим вкусом в версии Superieur из винограда длительного созревания с
повышенным содержанием сахара. В Москве такое может стоить и 100$, а
здесь цены в магазине стартуют всего с 5 евро за бутылку! Закуски к вину
— местный знаменитый сыр Fontina, из молока одной дойки местных
валедаостанских коров, ветчина «прошуто де Сен Марсель», сыровяленая
ветчина с добавлением трав и свиная колбаска «I Lard d’Arnad». В такой
компании бутылка на двоих выпивается легко и непринужденно.
Шоколад, семейное кафе и фестиваль
Рядом кафе, которое называется «Шоколад». Его хозяин, Роберто знаменит
тем, что патентовал шоколадный сыр «томмета де ля туиль», они придумали
разные шоколадки, например с граппой в форме альпийского ботинка, фондю
шоколадный, сыр, который тает и его можно есть с шашлыком из фруктов.
Высокое качество, сырье берут из Южной Америки, молоко своих местных
коровок, орехи тоже свои, валедаостанские, например, грецкий орех растет
здесь просто на улице.
Благодаря этому La Thuile назвали «Шоколадный город». Второй год проводится фестиваль ChocolaThuile http://chocolathuile.it.
Участники съезжаются из разных регионов Италии. Все меню из шоколада,
например «олеина из белого шоколада», и даже скульптор, которые делает
все из шоколада. Все это можно продегустировать или приобрести, а
фестиваль посетили 12000 человек.
В результате немудрено, из такого натурального места приезжаешь
обновленным и отдохнувшим. Ну, а наше путешествие продолжается, и
следующая остановка — столица региона Аоста и Пила!
Автор: Иван Малахов
(
Actioncams
.
ru
,
Dakine
,
Osiris
,
Columbia
,
Mtbshop
.
ru
и
Kona
).
Огромная благодарность за помощь в подготовке этой статьи Министерству Туризма и Спорта Валле-д*Аоста и лично Анне Саудин.
Ознакомиться с дополнительной информацией можно на официальном сайте: www.valle-aosta.ru
Информация о размещении на русском языке: www.lathuile.it/datapage.asp?id=1&l=6
Информация о ски-пассах: www.lathuile.net; о байк-парке www.lathuile.net/datapage.asp?id=191&l=3