Сталинград

К 70-летию события, изменившего ход Второй мировой войны, в Германии вышла книга историка
Йохена Хелльбека «Сталинградские протоколы». В ней собраны рассказы участников сражения за Сталинград, записанные в 1943 г. Выжившие в мясорубке были тогда так откровенны, что в советское время печатать их воспоминания не решились.

Русскоязычную версию книги планируется выпустить лишь через год
В пятницу показывали немного, кратенько говорили о 70-летии, в субботу показали парад в Волгограде.
Я пересмотрела некоторые фильмы.

Информативная серия про Сталинград в «Великой войне».

В прошлом году смотрела несколько фильмов, которые на меня сильное впечатление произвели. Фильм иностранного производства — «Сталинград 1942».

И, прочитав рецензии ecross1, возможно, будет интересно посмотреть еще два фильма — советский и немецкий. «Великий перелом» (советский) и «Собаки, вы что, хотите жить вечно?» (немецкий).
alt
Что интересно, за весь фильм город, который обороняли, ни разу не назовут, хотя опишут специфику битвы именно за Сталинград в мельчайших деталях, и даже покажут немецкую карту с тем же названием. Показали, по деталям и очень доступно, уникальную для кино «кухню» стратегии. Это не просто рисование стрелок и ношение красивой формы, это очень тяжелый и сложный труд. «Мужество полководца не в лихости кавалериста, а в способности беспристрастно оценить положение». Показали даже «невозможные» с точки зрения сегодняшнего зрителя вещи – старорежимного генерала с застенчивым «изволите ли видеть» объясняющего, как французы в 1940 могли бы оборонять Париж, и какие именно особенности «города» помогут обороняющимся. Советские генералы могут яростно спорить, орать на подчиненных и даже впадать в панику. Предупреждение в беседе, что за сдачу позиции офицер будет отвечать вплоть до расстрела, и ответ: «я отвечаю за свою позицию, пока нахожусь на ней, прошу вашего приказания, чтобы меня не вызывали в штаб без лишнего повода». Раскрыта тема второго фронта и помощи союзников – немцы именно рассчитывают на быстрый выигрыш, пока нет второго фронта. «Боюсь, если сдать город, то мы будем иметь второй, а то и третий фронт». Объяснили, что город удержали за счет казавшихся проигранными атак с фланга, не позволивших немцем смять защитников. Как собирали артиллерийский кулак. Как сознательно отказались от эвакуации важнейших заводов, хотя спасли заводы Украины и Запада – «пустой город армия защищать не будет», На войне иногда приходится скрывать и от своих – знай генерал, что резервы ему дадут, и он мог бы не выдержать и отступить. Тогда эти резервы вместо накопления и внезапного удара пришлось бы бросить в мясорубку. А ведь о резервах знали, требовали, но не давали!
Отличная роль Марка Бернеса – генеральского шофера. Надо срочно восстановить связь, но посланные не могут подобраться к месту разрыва. Бернес посидел, посмотрел, с неподражаемой интонацией сказал «шляпы» и пошел сам.
Здания в буквальном смысле рушатся на голову, а солдаты спокойно держатся, вплоть до рукопашных с элитными частями немцев. И генералы тоже гибнут на посту с раздробленными ногами. А их родных приходится хоронить в степи, тайно – чтобы немцы не надругались. А потом лейтенант Федоров примет капитуляцию фельдмаршала Клауса, завоевателя Бельгии и победителя Дюнкерка, знакомого нашим военачальникам еще по кампании 41-го…
altМолодой, но опытный немец — офицер связи прибывает к союзникам-румынам на фланге Сталинграда. Сменщик радостно сообщает, что «эти пчелы ведут себя подозрительно» -русские явно готовят наступление, так что я сваливаю, а вам – счастливо оставаться. Румынский генерал подтверждает, что это жжж – неспроста, уже перехватили приказ о завтрашнем наступлении, а у румын нет ни танков, ни противотанкового вооружения. Информация доходит до фюрера в Берлине. Фюрер дает разрешение двинуть на помощь танковый корпус. И в это же самое время начинается советская артподготовка.
Создатели не стали изобретать велосипед, а взяли лучшую советскую кинохронику – вой настоящих «катюш» внушает ужас, гаубицы поднимают в воздух все, на переднем плане добавлены гибнущие немцы с румынами. А потом пошли танки (тоже настоящие)… Съемки – великолепные, одни из лучших в военном кино вообще.
Фильм делался по горячим следам, как и «Великий перелом», так что попыток свалить всю вину на предателей-румын или изменника-Паулюса не было и в помине. Отлично знали всю топографию – Питомник, Гумрак, Калач, Тацинская…
Во многих деталях напоминает «Солдат, которых предали» Вельца и «Катастрофу на Волге» Видера – как сначала сожгли припасы, готовясь к прорыву, а потом приказ изменили, и сидели в чистом поле; как голодные солдаты находили тайные склады с деликатесами для избранных; как цеплялись за улетавшие самолеты; как умирали раненые, официально лишенные снабжения, а им по радио рассказывали о трехстах спартанцах, уже похоронив всю армию.
Из посланных на прорыв возвращается один обмороженный солдат, лепечет «Русские танки раздавили нас» и падает замертво. Русские спокойно долбят окруженных артиллерией, пулеметами и снайперами, а тем и ответить нечем, и жрать нечего.
Русских тоже показали очень достойно, в том числе в сцене перемирия.
Заканчивается фильм капитуляцией – солдаты в рванье складывают оружие и бредут в плен, перешагивая через падающих. Потрясенный подчиненный входит к фюреру — «Шестая армия уничтожена», тот спокойно отвечает – «Это всего лишь армия, выставьте новую».
Еще есть серия «20 век. Поля сражений». На английском. Подробно, с красивыми трехмерными картами, нейтральный взгляд на события — мол пропаганда виновата.

Тоже в прошлом году смотрела, но вот сейчас никак не найду интервью с участниками-немцами: дедушки холеные, чистенькие, в здравом уме рассказывают о том, что было в Сталинграде в 42-ом. Рассказывают о холоде, голоде, вшах, отмороженных конечностях, последнем самолете в Германию и начинают плакать. Я никогда не видела, чтобы они плакали, вспоминая о том, что творили — этому всегда есть оправдание: «Я был солдатом и исполнял приказ»…….

alt

alt
alt

Нашла!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.