Тест-драйв Lapierre Zesty и Spicy с электронной подвеской
В середине мая в магазине «Веломир» ожидаются полноподвесные велосипеды
Lapierre, оборудованные новейшей электронной системой контроля
подвески, которая является на сегодня самым совершенным решением
проблемы настройки работы амортизатора в эндуро-гонках и All Mountain
катании.
Основой системы является велокомпьютер, закрепленный на выносе руля.
Однако помимо своих обычных функций, он позволяет и автоматически
настраивать работу подвески во время езды, делая ее жесткой при
педалировании или мягкой при езде по неровностям. Достигается это за
счет датчиков на вилке и в системе велосипеда, с помощью которых
отслеживается интенсивность работы передней подвески и педалирования. На
основе этих данных, специальный модуль амортизатора RockShox Monarch за
0,1 секунды настраивает скорость сжатия амортизатора.
Интенсивность вмешательства электроники и подходящий режим ее работы
можно выбрать с помощью специальных клавиш на выносной манетке рядом с
грипсой. Несмотря на опасения публики, касающиеся надежности и скорости
работы системы, все тесты прошли успешно — каждый, кому довелось
прокатиться на одном из инновационных байков Lapierre, остался доволен.
Чем именно — можно узнать, прочитав первые отзывы журналистов одного из
крупнейших велосипедных ресурсов, Pinkbike.
Zesty 914 E:I
Тем, кто любит долгие, но сложные и техничные маршруты, а также
остается верен 26-дюймовым колесам, предстоит влюбиться в этот байк. Это
действительно велосипед для всего. В 2013 году Lapierre завалили угол
рулевой до 66.5 градусов, а также увеличили ход подвески до 140 мм сзади
и 150 спереди. Слегка удлиненные перья и измененный угол подседельной
трубы позволяют райдеру легко справляться с управлением байка на сложных
участках, уверенно держась посередине между колесами. Кстати,
педалируется новый Zesty легко, даже в версии без E:I.
Первый взгляд
Этот байк с карбоновой рамой и четырехрычажной подвеской OST с ходом
140 мм создан для любителей техничных трейлов и марафонов, а также
эндуро-гонок. Он не боится высоких скоростей и легко стерпит серьезные
удары на каменистых спусках, но лучшее описание Zesty – бескомпромиссный
трейл-байк. Вес комплита составляет всего 11.1 кг. Среди других
особенностей помимо легкой карбоновой рамы – наличие трансмиссии 2х10,
регулируемого на ходу подседельного штыря и эргономики, которая
позволяет комфортно ехать в подъем даже с коротким выносом и широким
рулем.
Велосипед выглядит очень аккуратно благодаря внутренней проводке
гидролиний, рубашек тросов и проводов системы E:I. Передний
переключатель крепится на перо, поэтому держит цепь во всем диапазоне
работы подвески.
Возможности Zesty на спуске должны изрядно возрости благодаря
изменениям геометрии и увеличению хода подвески, которую можно настроить
на плавную работу, не мешающую при подъеме. Получилось, что этот
велосипед едет вверх почти как кросс-кантрийный, а вниз – как полагается
хорошему All-mountain байку. Lapierre выпускает Zesty в 4 размерах (S,
M, L, XL) и 6 ценовых категориях. Модели 914 и 714 имеют полностью
карбоновые рамы, 514 и 414 – только передний треугольник, а 314 и 214
выполнены полностью из алюминия.
Три режима работы вилки Fox Float CTD идентичны по назначению настройкам автоматики E:I.
В езде
Я провел немало времени в Альпах, тестируя Zesty, хотя уже после часа
катания было понятно, что это – самый универсальный трейловый байк
Lapierre. В режиме Auto 1 (первый из 5 автоматических) я мог агрессивно
ехать стоя, или же равномерно вкручивать сидя, как на байке для
кросс-кантри. При этом подвеска оставалась мягкой и отзывчивой на любой
неровности.
Мои опасения на счет того, что не всегда электроника может работать
так, как следует, не вовремя включив платформу, были напрасны. Система
имеет режим Open, в котором отключается как платформа, так и работа
датчиков E:I. Во время спуска между этим и автоматическим режимом я не
почувствовал разницы, что говорит о корректной работе автоматики. При
этом особенно здорово то, что подвеска становится ощутимо жестче на
ровных участках, если выбрать Auto 4 или 5. В этих режимах
трехпозиционная платформа амортизатора по умолчанию устанавливается на
среднее положение, поэтому раскачка ощутимо уменьшается даже на
участках, где амортизатор все еще работает на небольших неровностях.
Электронная подвеска настраивается с помощью специальной кнопки на руле,
ее текущий режим отображается на экране велокомпьютера, закрепленного
на выносе, поэтому выбрать подходящие настройки можно за пару секунд. В
то же время, можно установить Auto 1 и просто забыть об электронике,
наслаждаясь ездой.
Zesty имеет сбалансированную геометрию – райдер остается посередине
байка на крутых спусках, при торможении и прохождении поворотов. Это
позволяет быть всегда в стабильном положении, готовым к неожиданностям,
которые являются нормой при агрессивном катании. В воздухе байк стабилен
и не имеет склонности заваливаться вперед, как многие трейловые
велосипеды. Если на пути встречается резкий подъем, к нему можно
мгновенно подготовиться, сбросив передачу и подняв подседельный штырь
кнопкой на руле. После этого можно будет по достоинству оценить
эффективность подвески, которая поддерживает отличное сцепление заднего
колеса с грунтом. Если вы не можете преодолеть техничный подъем на Zesty
– проблема лишь в слабых легких и ногах.
Lapierre установили на байк резину Schwalbe Nobby Nic и Rocket Ron
шириной 2.25 дюйма. Это сочетание весьма универсально и обеспечивает
хороший накат и уверенное сцепление как на мокрых корнях, так и на
сыпучих, твердых и мягких грунтах. Заднее колесо может слегка уходить в
занос, однако это иногда помогает проходить резкие повороты.
Регулировать скорость помимо правильных покрышек помогают и тормоза
Formula RX с роторами 180 мм. Спустившись по крутым трейлам Морзина, мы
обнаружили, что эти тормоза имеют хорошую и постоянную мощность, что в
сочетании с предсказуемым поведением байка на трассе позволяет доверять
ему на любой скорости. Велокомпьютер показал максимальные 90 км/ч,
однако я не уверен в том, настроен ли он под диаметр установленных
покрышек.
Задний переключатель SRAM со средней лапкой имеет систему гашения
колебаний цепи. Карбоновые под стать раме двухкомпонентные шатуны X.0
доработаны установкой датчика каденса системы E:I. Подседельный штырь
Reverb позволяет выжимать из байка максимум как на спуске, так и в
подъеме.
Компоненты
Я имел возможность прокатиться как на Zesty 914 с навесным
оборудованием SRAM X.0, так и 714 с «железом» Shimano XTR/XT. Оба
комплита имели заднюю подвеску RockShox E:I и вилки Fox 32 Float 150 CTD
Fit (однако покрытие Kashima присутствовало только на вилке Zesty 914).
Стоит отметить, что новые Fox CTD благодаря своей преднастройке
компрессии нуждаются в чуть большем давлении воздуха, чтобы байк не
проседал во время торможения. Если для старых Fox 32 оптимальным был сэг
25%, то теперь это значение составляет 20%. Дополнительный балл – за
регулируемый подседельный штырь RockShox Reverb Stealth с внутренней
проводкой рубашки манетки – благодаря ему можно почувствовать и легкость
педалирования Zesty, и его крутой характер на спуске. Мы уже упомянули
замечательные покрышки Schwalbe и тормоза Formula, но забыли добавить,
что они, как и вилсет Mavic (Crossmax ST на 914 и Crosstrail на 714),
готовы к использованию без камер. Некоторым райдерам может не хватить
ширины руля Easton Haven в 711 мм, но нам его было достаточно для всего,
что встретилось на трейлах французских Альп.
Общее впечатление
После 90 миль пробега в Альпах, карбоновый Zesty произвел впечатление
трейлового байка мечты. Он демонстрирует идеальный баланс характеристик
для затяжных подъемов и крутых техничных спусков. Zesty может достойно
пройти по даунхильной трассе и при этом на плоском участке или подъеме
ощущаться легким и быстрым. Стоит добавить к этому отличный баланс в
воздухе и на трассах байк-парков — вот и готов идеальный
All-mountain/трейловый байк! Видимо решающими оказались два фактора.
Во-первых, изменения в Zesty вносились под руководством многократного
чемпиона мира, который знает каким должен быть велосипед на пределе
человеческих возможностей. И второй фактор – задняя подвеска E:I.
Мне удалось поездить на Zesty как с электронной подвеской, так и без:
приятно удивило то, что байк отлично педалируется, даже если система
отключена. Модели без системы E:I комплектуются амортизатором FOX Float
CTD, который позволяет вручную выбрать один из трех режимов работы,
между которыми электроника переключается автоматически. Мой выбор – E:I,
потому что ее можно настроить и забыть, получив нужную работу подвески
вне зависимости от ситуации. Вне зависимости от комплектации, Zesty –
убойный трейловый байк!
Spicy 916
Этот карбоновый байк с ходом подвески 160 мм может внешне
показаться хлипким по сравнению с мясистыми на вид аналогичными
велосипедами для эндуро-гонок, однако такое впечатление очень обманчиво.
Spicy уверенно выходит из любых передряг и готов к любым приключениям
ничуть не меньше «больших» байков! Длинные перья и заваленный угол
рулевой колонки позволяют лучше контролировать ситуацию на спуске, в то
же время подвеска, получившая электронную систему E:I, дает преимущество
на плоских участках и подъемах.
Первый взгляд
На Lapierre Spicy 916 Нико Вулье участвует в эндуро-гонках, поэтому
легко представить, насколько тщательно он подходит к каждой детали.
Карбоновая рама Spicy с ходом 160 мм несколько похожа на более легкую
Zesty и имеет ту же подвеску OST. В 2013 году эндуро-болид от Lapierre
имеет перья длиной 430 мм, угол подседельной трубы и рулевой колонки 74 и
66.5 градусов. На байке установлен подседельный штырь RockShox Reverb
Stealth и новая вилка Fox 34 Float 160 TALAS CTD с покрытием ног
Kashima. Spicy просто очаровывает своим агрессивным и дерзким характером
– и это при весе всего в 11.8 кг!
Если посмотреть на Spicy снизу и спереди, видна пластиковая защита
нижней трубы. Вилка Fox с ногами диаметром 34 мм в мире эндуро и All
Mountain заменила как слишком тяжелую 36, так и подозрительно легкую 32.
Lapierre в этом году оснастило все свои трейловые байки дропаутами под
ось 142х12 мм.
В зависимости от того, выбираете ли вы электронную или классическую
подвеску, Spicy комплектуется амортизатором Fox Float CTD Kashima или
системой E:I на базе RockShox Monarch. Привод построен на компонентах
SRAM X.0 и X.9, задний переключатель с системой гашения колебаний цепи
имеет среднюю лапку, а карбоновая система с двумя звездами защищена
рокрингом. Установленный виллсет – Easton Haven, вынос длиной 50 мм м
карбоновый руль шириной 711 мм также относятся к этой серии. Тормоза
Formula The One установлены с роторами 203 и 180 мм, а покрышки –
бескамерные Continental Rubber Queen 2.2. Spicy выпускается в 4 размерах
(S, M, L, XL) и помимо карбоновой версии 916, еще в двух более
доступных комплектациях с алюминиевой рамой – 516 и 316.
В езде
С коротким выносом, относительно прямой посадкой и длинноходной
подвеской, Spicy ощущается больше как даунхильный байк, нежели
кантрийник. Однако с помощью системы E:I, велосипед способен
преодолевать подъемы почти также легко, как Zesty. Байк Нико Вулье,
заточенный под гонки, где время подъемов не засекается, имеет
трансмиссию с передними звездами 36 и 22, 10-скоростной кассетой 11-36. С
помощью нижней передачи и отличного сцепления покрышек, Spicy легко
преодолевает самые крутые подъемы.
Нико остался доволен получившимся гоночным байком и его удобством, проведя немало времени в байк-парках Морзина.
Эффективное педалирование – вовсе не единственная характерная черта E:I
версии Spicy. Автоматика лучше всего проявляет себя именно на
разнообразном рельефе, делая байк мягким на неровностях и жестким, когда
требуется активно «вкручивать». При этом не нужно переключать никаких
регулировок на руле и амортизаторах. Электроника позволяет быть
уверенным в том, что в каждый момент подвеска будет работать так, как ей
следует – остается только выбрать траекторию и поехать.
Протестировав Spicy, мы рекомендуем накачивать задний амортизатор до
сэга примерно в 30%, несмотря на то, что кому-то эта настройка может
показаться мягкой. Вилка же наоборот, требует чуть большего давления с
сэгом в 20% — в противном случае она будет слишком мягкой в начале хода.
Позже, обсудив настройки подвески с Нико, мы узнали, что он также
предпочитает более жесткую вилку, редко срабатывающую на полный ход. При
таком давлении, задняя подвеска сохраняет позицию райдера стабильной,
что помогает на любом спуске.
Spicy лихо проходит повороты и отлично контролируется в воздухе при
прыжках с трамплинов и дропов в байк-парке, прекрасно справляется с
корнями – почти как даунхильный велосипед. Вы чувствуете лишь абсолютный
контроль при разгоне и торможении – требуется минимальное усилие, для
того, чтобы заставить покрышки вцепиться в грунт. Байк не боится
перелетов на плоское приземление, заносов в поворотах, торможений на
крутых каменистых спусках. А электронная подвеска позволяет не только
преодолевать плоские участки и подъемы, но и резко ускориться в любой
момент.
Компоненты
Ощущения от Spicy 916 – как будто вы взяли прокатиться личный гоночный
байк Нико Вулье. Тормоза Formula The One, покрышки Continental, легкая
вилка Fox 34, компоненты Easton и отличный подседельный штырь с
регулировкой длины – каждая деталь подбиралась для максимального
выполнения своей функции и сочетания с остальным оборудованием.
Всегда невозмутимый в езде, Нико тщательно выбирает траекторию. На
вопрос о своем подходе к разработке он ответил, что он всегда полагается
на чувство комфорта на байке, внося небольшие изменения и тестируя
каждое из них неделю в лагере Lapierre.
Общее впечатление
Гоночный эндуро-байк от Lapierre в Северной Америке мог бы повторить
судьбу многих All Mountain велосипедов, вместе с длинноходами
поднимающихся в гору на подъемнике или в машине. Однако в Европе, где
эндуро-гонки очень популярны, Spicy найдет свое применение в деле.
Легкая карбоновая рама и отличное педалирование позволят легко проходить
любой сингл-трек, а стабильность на скорости и сложном рельефе – спасут
в больших горах. Все, от подседельного штыря до покрышек создано для
победы. Что касается подвески E:I – мы считаем, что очень глупо брать
этот байк с обычным амортизатором. Позвольте электронике заняться
настройкой, сосредоточив все внимание на трассе.
По материалам Pinkbike.com
Текст: Richard Cunningham
Фото: Richard Cunningham,
Lorna Schouten,
Emmanuel Molle