Эра топталок в даунхилле закончилась?
Прежде чем это читать, вам нужно осознать, что это статья о гонках на Кубке мира и том, что велика вероятность того, что в ближайшем будущем побеждать на нем на топталках будут всё реже. Но это ни разу не попытка убедить всех переходить на контактные педали. Если ты доволен и счастлив, катая на топпалках, продолжай счастливо катать на них и прибереги свой гнев для спринтов.
Перевод статьи с сайта Pink Bike от ExtremeFactory
http://www.pinkbike.com/news/The-World-Cup-Downhill-S..
Оригинальные иллюстрации смотрите на сайте оригинала ; )
За крайние (на 12 год) два сезона только
Брук МакДональд выигрывал этапы кубка мира на топталках.
Потуги лучшего в мире топталко-райдер Сёмы Хилла тоже предвещали пару раз лучшее время, однако-же не срасталось.
Если смотреть “ф десятке” то подавляющее большинство райдеров окажутся на контактах. Конечно почитатели плоских педалей могут начать ныть, что нынче даунхильные трассы не те и куда более крутильные нежели техничные. Но это не так. В новейшей истории, мы не найдем ни признаков сокращения количества чудовищно сложных секций ни улучшения их состояния включая погодные условия. Кроме того, новые трассы имеют даже более сбалансированное отношение скоростных прыжков и поворотов к медленным техничным секциям, однако, на подиум райдеры приезжают в контактах.
И Харт, и Хилл оба взбадривали мир дх своим подавляющем превосходством на адской трассе Шампери в ужасную погоду. Хилл в 2007 году своим плоско-педальным стилем и непревзойденной продуманностью траекторий. А Харт в 2011 году своим дрифтингом в контактах с загрузкой переда. И каждый из них поднял технику дх на следующий уровень.
Не вызывает сомнений, что скорости увеличились, а разброс результатов стал куда меньше, чем когда либо ранее. Это означает, что уровень соревновательности в ДХ вырос настолько, что чтобы побеждать не достаточно только таланта или уникальной конструкции байка. В зачет идет любая мелочь. Маленькие улучшения на тренировках, техника, настройка велосипеда, подбор оборудования — каждая мелочь в отдельности и всё вместе создает победу или поражение.
Фактор Гвина ? Мега-превосходство Гвина в последние годы можно свести к двум вещам: супер талантливый райдер и команда поддержки сфокусированная на поиске всех возможных способов экономии десятых долей секунд. Гвин катает в контактах и, небезынтересно, что координатор гонщиков команды ТрекВорлдРэйсинг Майелс Рокквел неоднократно упоминал низкие скорости райдеров на топталках когда со-комментаторствовал на трансляции Чемпионат мира из Леогнга.
Принимая во внимание то, сколько сил команда тратит на хронометраж и фотографирование каждого участка трассы, я не удивлюсь, если у TWR есть сравнительный тест прохождения трасс на топталках и контактах.
Возможно еще более интересно то, что топ райдеры кубка мира в общем то сильно отличаются друг от друга. Дикий человек Харт, командный про Гвин, тактик Хилл, ученый Миннаар, бродяга Симт, строевой конь Джы. Изучая топ десять райдеров мы обнаружим десять же совершенно разных стилей исполнения. Тем не менее переезд угла рулевой из района 66-ого в окрестности шестьдесят второго градуса оказал влияние на всех.
Изменения геометрии которые стали действительно серьёзными только три года назад полностью изменили дх. По мере того как рулевая заваливается, переднее колесо отодвигается прогрессивно с каждым градусом. То есть, уменьшение угла с 64 до 62 отодвинуло колесо заметно больше ,чем с 66 до 64. Удлинение базы вперед относительно каретки привело к смещению развесовки назад, и создало предпосылки для создания и применения новых технических навыков.
С более заваленной рулевой контролируемые скольжения стали популярной техникой прохождения скоростных поворотов. Лапиеровец Кэмирон Кол выравнивает монстрический дрифт в двух поворотах перед финишем в Валь Ди Солей — один из самых пакостных поворотов кубка мира. (Вспоминается сло-мо видос, как там ложился Сёма примеч. переводч.)
Наиболее быстрые райдеры изменили позицию в кокпите на более низкую и сдвинутую вперед. Этот на самом деле пока еще лишь переходная стадия, и поэтому разницу не всегда легко заметить, однако, если посмотреть несколько видосов с кубка мира, и сравнивать райдеров, она становится куда более очевидной. А вот за пределами “десятки” большинство райдеров продолжают катать в задне-нижнем положении, продвинутым в мир дх дядей Сёмой во времена когда он всех натягивал. Замечаете корреляцию между “контактными”, современной геометрией и “передней” позицией?
Дядя Сёма демонстрирует свою технику “пятки вниз и назад”, сделавшую его повелителем крутых спусков. Его подавляющее превосходство и послужило началом всех этих “технических игр” и нужно отметить, что именно его глубокое понимание геометрии и настроек даунхильного байка были позволили развить технические характеристики велосипеда на столько, что на трассах кубка мира считавшихся ранее с трудом проезжабельнымм, у райдеров появилась возможность активно атаковать.
Однако, если ты наклоняешься вперед, то уже не можешь так же сильно давить ногами на педали и их фиксация становится менее убедительной. Конечно можно сдвигаться назад чтобы ее улучшить каждый раз подъезжая к крутому участку, но для этого требуется время, и точность. Контакты же обеспечивают надежную фиксацию ноги не зависимо от положения тела и позволяют оставаться в атакующей позиции постоянно, таким образом избежать лишних перемещений вперед-назад, готовясь к вылету или повороту. Проблема в том, что для смены позиции перед поворотом или вылетом, на техничном участке, необходимы значительные перемещения и если в этот момент что-то неожиданно словить, то вероятность ошибиться значительно возрастает.
Грег Миннаар уже десятилетие на контактах. Именно это и его супер плавный стиль “над передним колесом” способствуют его продолжительной карьере в топах.
Сильно удлиненный передний треугольник в современной дх геометрии обеспечивает, смещение развесовки назад на столько чтобы не давать переднему колесу проваливаться в ямы и катапультировать райдера при том, что райдер оставаться в более менее нейтральной позиции и имеет возможность быстрее реагировать на изменения поверхности. Не исключено, что еще важнее то обстоятельство, что в контактах райдер может расслабится и позволить велосипеду валить не тратя ни моральных ни физических сил на, то чтобы оставаться целым куском с велосипедом. Напротив, техника катания дх на топталках- это последовательность упражнений призванных удержать райдера на педалях в то время как вылеты, удары, неровная поверхность и работа подвески пытаются отделить велосипед от райдера.
Осознано или нет, но все, кто катает на топталках, вынуждены выучить этот танец. Стиль дяди Сёмы приклеиваться к педалям на техничных участках базируется на “задне-нижней” стойке, которая постоянно располагает центр тяжести райдера относительно каретки таким образом, чтобы воображаемая линяя проходящая через обе эти точки была всегда параллельна вектору ускорения и, когда байк влетает в колдобины и при жестких торможениях. Эта техника постоянно прижимает ноги к педалям, колеса к земле и создаёт довольно высокую стабильность на чрезвычайно не ровных поверхностях. Однако, чрезмерное перемещение назад в этой позиции обойдется вам потерей драгоценного времени на реакцию, когда трасса предложит вам несколько стремительных изменений.
Стив Смит о преимуществе топталок и контактов в интервью ПБ
Стив Смит на ходах в каменной секции Хафеля, Норвегия:
Также, не противореча концепции заслуживает внимания факт, что в контактах люди крутят быстрее. Теория утверждает, что в спринте топталки и контакты равны, но при при высочайших каденсах и мощностях профессиональных спринтеров это представляется мало вероятным. Попытайтесь вообразить как будет выглядеть например финишный спринт про-тура, на топталках по раздолбанной дороге без асфальта и идея жестко соединить ноги с шатунами начнет казаться логичной и привлекательной.
Шоссеры кстати тоже начинали на топталках, но за 150 лет развития постепенно встегнулись.
Стили езды эволюционируют также как и велосипеды. Долгие периоды стабильного медленного роста разделены короткими периодами стремительных перемен. В дх крайнее десятилетие всё было достаточно стабильно, но в настоящее время задул ветер перемен. Те кто отказывается верить, что это возможность для значительного улучшения в технике катания ДХ возможно заснули за рулем. А вот то куда и на сколько далеко развивающиеся ныне техники заведут спорт зависит от воображения и стремлений подрастающего поколения ньюскульных гонсчкгофф. Конкуренция контактных педалей и топталок прододжается, но отрыв последних уже можно измерять в подиумах кубка мира. Свисток просвистел. Я не сомневаюсь, что некоторые гонки по прежнему будут выигрывать но топталках, но возможно те кто мечтает о ступеньках пьедестала Кубка мира захотят прыгнуть в лодку контактных педалей пока она не уплыла.