Новости рынка

Зарождение нового стандарта колёс

alt

Основой для публикации послужил материал с портала

 

PinkBike.

Текст на картинке:

В этой статье мы расскажем о создателе современного стандарта колёс 650b и его борьбе на пути к реализации задуманного.

На самом деле он не был первым человеком, который изобрёл данный стандарт, и не он стал первым на практике экспериментировать с ним. Ещё до того как «горный велосипед» выделился как отдельный тип велосипедов (

Гари Фишер (Gary Fisher)

 и Чарльз Келли (Charles Kelley) зарегистрировали «горный велосипед» как торговую марку в начале 80-х прошлого века), небольшое число велосипедистов и производителей рам были абсолютно уверены в том, что

 

650b

  — это велосипедный стандарт будущего. Но в конечном итоге рынок доступных велосипедных компонентов и ряд других факторов способствовали доминированию колёс диаметром 26 дюймов. Сейчас стандарт 650b находится на пути к заслуженному признанию и, очевидно, многие попытаются присвоить себе лавры первопроходцев на этом поле. Но разработкой и продвижением стандарта колёс и рам 650b в их современном понимании занимался совершенно определённый человек и его имя –

 

Кирк Паценти (Kirk Pacenti).

К тому времени, как 29 дюймовые колёса начали набирать всё большую популярность, избавляя райдеров от неудобств и недостатков, связанных с традиционными 26 дюймовыми колёсами, Кирк Паценти (Kirk Pacenti) уже был состоявшимся инженером, специализирующемся на рамах. Он сразу понимал, с какими проблемами столкнутся приверженцы нового стандарта колёс, пытаясь адаптировать и не только для хардтейлов, но для двухподвесов различного назначения (особенно моделей с большим ходом подвески). С самого начала Кирк говорил, что для подобных велосипедов оптимальным будет промежуточный диаметр колёс. Чтобы получить практическое подтверждение своей теории он на собственные деньги разработал и произвёл первую партию современных 650b колёс и покрышек и затем стал использовать их при проведении презентаций для представителей профильной прессы и крупных производителей велосипедов. Это история о битве одного человека за новый стандарт, который был призван создать достойную и перспективную альтернативу укоренившимся на рынке колёсам с диаметром 26 и 29 дюймов.

alt

На фотографии выше представлен прототип 650b хардтейла, который в 2007 году Кент Эриксен (Kent Eriksen) изготовил для Паценти специально по случаю Североамериканской Выставки Самодельных Велосипедов (North American Handmade Bike Show). В качестве вилки установлена модель от white Brothers, специально созданная для этого велосипеда, а фирма Panaracer ещё не начала выпускать по лицензии покрышки, разработанные Кирком.

PinkBike:

 Что побудило тебя к разработке компонентов стандарта 650b для горных велосипедов?

На самом деле стимулов было даже два. В первую очередь, это было моё разочарование в управляемости найнеров на высоких скоростях и при резких поворотах и сменах траектории. И во вторую – технические и конструктивные проблемы, которые необходимо было решить для создания эффективного и управляемого велосипеда с ходом подвески более 80 мм. По меркам сегодняшнего дня это может показаться не такой уж значительной проблемой, технологии, связанный 29 дюймовыми колёсами прошли достаточно большой путь развития,  к тому же появились новые вилки и другие специализированные компоненты. Но семь лет назад я был уверен, что мы [велосипедная индустрия] бежим впереди паровоза. Другими словами, проблема состояла в том, что производители создавали рамы со спорными дизайном и геометрией, лишь бы только они подходили 29 дюймовым колёсам. Моя идея состояла в том, чтобы опираться на проверенную геометрию рам под 26-е колёса, но использовать имеющееся в них свободное пространство и потенциал для вилсета большего диаметра. Если вы внимательно посмотрите на типичную раму под 26 дюймовые колёса, то увидите, что расстояние между задней покрышкой и кареткой там достаточно велико. Для того, чтобы начать использовать колёса 650b нам нужно сделать лишь минимальные изменения в дизайне этой рамы: опустить чуть ниже каретку и немного изменить угол рулевой трубы.

PB:

 Когда ты начал работу над проектом и как его восприняла индустрия в то время?

Я начал работать над этой идеей в 2004 году. И в течение двух лет пытался убедить производителей запустить в серию 650b покрышки. Но в тот момент найнеры начали набирать популярность и никто моим проектом не заинтересовался. Складывалось такое впечатление, что велосипедная индустрия считала 29 дюймовые колёса ответом на все запросы райдеров, и появление нового стандарта не входило в планы производителей. Поэтому в конце 2006 года я начал работу над собственными покрышками, заказав изготовление прототипов у Panaracer (Панарейсер). Сейчас я понимаю, что время для этого оказалось самым подходящим, учитывая всплеск интереса к трейловым велосипедам с ходом подвески 125-160 дюймов и появление моделей, ориентированных исключительно на гонки Super-D и эндуро. Я понимал, что моя разработка лучше всего подойдёт как раз для такого типа велосипедов, а также улучшит ходовые качества велосипедов и сделает колёса 650b одной из привлекательных альтернатив.

alt

Это тот же самый прототип велосипеда, что и на предыдущем фото, который сфотографировали несколькими годами позже. Тут сразу стоит обратить внимание на 650b ободья Pacenti, вилку

 

650b Manitou Minute

 и новые покрышки

 

Pacenti Neo Moto 2.3. Теперь в электронном магазине Pacenti вы всегда можете приобрести широкий ассортимент ободьев, втулок, вилсетов и покрышек.

PB:

 Кто в то время был готов поддержать новый стандарт колёс?

В первую очередь я начал созваниваться небольшими компаниями по производству рам, зачастую с кустарями. К счастью, благодаря сайту bikelugs.com у меня была под рукой большая база контактов, и я знал, что эти мастера и небольшие компании смогут быстро начать изготовление рам и компонентов под новый стандарт. Также это должно было стать для них большим конкурентным преимуществом в борьбе с крупными брендами. Помимо этого я хотел привлечь к работе компании, создающие одни из самых лучших вариантов подвески на сегодняшний день. Первыми заинтересовались

 

Turner,

 

Pivot,

 

Knolly

 и

 

Ventana, с ними у нас сразу наладилось полное взаимопонимание. Их инженеры быстро осознали все преимущества стандарта 650b, и тогда я окончательно убедился, что иду по правильному пути. Пять лет назад они говорили мне: «Если бы у нас были соответствующие вилки, то мы бы уже завтра запустили новые рамы в производство». Посмотрите на эти бренды сейчас: у каждого из них есть 650b модели.

PB:

 Расскажи, как ты начал производство ободьев и покрышек?

Покрышки являлись важным фактором для успеха всей 650b концепции, и с ними было непросто. К счастью, компания

 

Panaracer

 согласилась выпускать для меня небольшие объёмы и в 2007 году мы запустили в производство модель Neo-Moto. Покрышка оказалась отличной, и это помогло развить успех нового стандарта. Возможно, мы бы сейчас с вами не разговаривали, если бы покрышка оказалась плохой. С ободьями всё складывалось лучше, так как на рынке США в то время было представлено уже достаточно много городских и туристических 650b велосипедов. Мне, в общем-то, было из чего выбрать, но я хотел создать 650b ободья, предназначенные именно для MTB. Я связался с компаниями

 

Velocity

 и

 

Stan’s

 и они с радостью согласились помочь.

alt

PB:

 Ты сам сделал первый прототип рамы для презентаций?

Нет, я создал ей дизайн, рассчитал геометрию и потом по этим чертежам раму создал Кент Эриксен (Kent Eriksen).  Впервые я показал велосипед на

 

Североамериканской Выставке Самодельных Велосипедов (North American Handmade Bike Show)

 в марте 2007 года и затем отправил для тестов и написания обзора изданию

 

Dirt Rag. Я не собирался заниматься производством велосипедов. Я фокусировался на продвижении концепции среди производителей велосипедов и обычных райдеров, чтобы со своей стороны иметь возможность предложить им выбор колёс и покрышек. Я не сомневался в коммерческом успехе 650b колёс, но это могло быть возможно только при масштабной поддержке со стороны производителей велосипедов.

PB:

 Ты подбирал оптимальную геометрию рамы по ходу разработки или у тебя заранее был какой-то план?

Создав не одну тысячу рам, я уже точно знал, какой должна быть геометрия. Нужно было лишь слегка адаптировать стандартную раму под 26 колёса, для ей оптимальной работы со стандартом 650b. На первом прототипе Pacenti мне не нравилась длина перьев. Их нужно было сделать короче, но на момент создания рамы у меня не было полного понимания ситуации с покрышками, поэтому пришлось сделать с запасом. Угол рулевой на этом велосипеде также уже не соответствует современным стандартам, но я строил эту раму в первую очередь для себя и то, как этот угол влиял на управляемость, мне нравилось. Если бы при создании этой рамы я ориентировался на среднестатистического райдера, то углы были бы другими.

alt

Архивное фото Кирка. Паценти очень многому научился, за то время, пока собирал и сваривал рамы на заводе Bontrager близ города Санта-Круз (Santa Cruz, Калифорния). Основным бизнесом Кирка была продажа различных труб и фитинга для небольших кустарных производителей рам.

PB:

 Но вот у тебя появились колёса и покрышки. И как дальше ты убеждал людей поддержать твою идею?

Я просто начал отправлять свои ободья и покрышки менеджерам велосипедных производств и специализированным журналам на тесты, а также активно продвигал новый стандарт с помощью портала

 

MTBR

 (там моя идея нашла отклик у большого числа пользователей). На самом деле там сформировалось небольшое сообщество райдеров, которое помогало мне убедить других пользователей попробовать новый стандарт. Рост популярности был органическим, без рекламы.

PB:

 Кем были твои первые последователи в рамках этого проекта?

Несколько моих постоянных клиентов, покупавших трубы, сразу поддержали концепцию 650b. Но меня также очень удивило большое число обычных райдеров, которые стали переделывать свои велосипеды под 650b. На самом деле, идея просто доработать обычную раму (на 26 колёсах) под новый стандарт изначально мне в голову не приходила. Я думал, что производители будут создавать новые рамы с чистого листа. Но, скорее всего, всплеск популярности 650b можно объяснить как раз возможностью установки этих компонентов на обычные рамы.

PB:

 Можешь рассказать подробнее о том, как шла работа с самыми крупными брендами (например,

 

Specialized,

 

Giant

 или

 

Trek)?

Я просто начал созваниваться с теми людьми, кого знал. В Specialized или, например, Giant у меня контактов не было, но среди ряда более мелких производителей (

Cannondale,

 

Jamis,

 

KHS,

Santa Cruz) – были.  И благодаря работе в Bontrager я также знал некоторых людей в Trek. Всем им я разослал новые 650b покрышки и ободья, но они заняли выжидательную позицию, т.к. процесс разработки нового продукта в рамках большого производства требует много ресурсов. Быстрее и позитивнее всего на моё предложение отреагировали ребята из Jamis и KHS. Крупные производители лишь известили меня о получении посылки с запчастями, но я занимаются ли они разработкой 650b рам и компонентов, понравилась ли им идея, я не знал. Мне кажется, что таков стиль работы крупных компаний. Вот, например, представители компании

 

Santa Cruz

 вообще не восприняли меня серьёзно в то время. Было забавно увидеть свои колёса во время фестиваля

SeaOuter

 на городском велосипеде с рулём как у чоппера. Видимо, таким образом менеджеры Santa Cruz хотели высказать своё отношение к идее в целом.  К счастью, они в итоге поменяли своё мнение.

PB:

 Найнеры (велосипеды с диаметром колёс 29 дюймов) чуть было не убили 650b. Долгое время казалось, что всё твои усилия по продвижению нового стандарта будут напрасными. Что помогло вернуть интерес к 650b?

Тот факт, что 29 дюймовые колёса стали мейнстримом заставил покупателей и производителей искать что-то новое. Также на тот момент было уже достаточно много людей, которые приобщились к найнерам сразу после появления этого стандарта, но со временем поняли, что им хотелось бы видеть золотую середину, так как 29 дюймов – это слишком много. Я уверен, чем большей райдер использует 650b колёса в повседневном катании, тем больше он убеждается в их эффективности. Активная работа по продвижению нового стандарта начала приносить свои плоды, и теперь крупные производители включили в свои линейки 650b модели на постоянной основе. Вы же понимаете, что иногда может потребоваться пара-тройка лет, чтобы перенести идеи с бумаги в реальный мир.

alt

KHS

 стал одним из первых массовых брендов поддержавших стандарт 650b. Хардтейл Sixfifty 606 (на верхнем фото) был выпущен компанией в 2009 году.

 

Intense

 (фото посередине) стал первым производителем, который запустил в производство модель 650b для даунхилла (скоростного спуска) – 951 EVO. Новая модель (нижнее фото) от Тома Ричи (Tom Ritchey) призвана напомнить о том, что ещё в 70-х годах прошлого века его компания верила в будущий успех 650b.

PB:

 Расскажи об основных взлётах и падениях во время твоей борьбы за новый стандарт.

На Интербайке (Interbike, велосипедная выставка в Северной Америке) 2007 года звучали заявления о том, что это будет год велосипедов на 29-х колёсах. В течение нескольких месяцев у меня на руках были лишь прототипы покрышек для демонстрации. Приходили мысли, не совершил ли я ошибку. На самом деле, я никогда не сомневался в 650b концепции как таковой, но не могу сказать того же про её коммерческий успех. Но заказы продолжали приходить, рынок 650b начинал развиваться, и это убедило меня, что рано или поздно идея выстрелит, как следует. Несколько лет назад я отправился покататься по новым для меня трейлам и на одном из них увидел свежие следы покрышки Neo-Moto. Убедиться в том, что мои разработки райдеры используют в повседневном катании – это было очень здорово. Также я рад тому, что сейчас большинство крупных производителей велосипедов добавили в свои линейки 650b модели. Приятно осознавать, что моя концепция в итоге оказала такое влияние на индустрию!

alt

PB:

 А как обстоят дела с финансовой стороной твоего бизнеса в настоящий момент?

Ну, сейчас у нас дела в полном порядке. Но, как уже отмечалось выше, я с самого начала верил в успех 650b и понимал, что рано или поздно концепция получит широкое признание и начнёт развивать уже без моего непосредственного участия. Но это означало и серьёзную конкуренцию для моей продукции со стороны крупных брендов и подобная ситуация действительно начала в последнее время складываться. Однако, я также понимал, что роль инноватора индустрии откроет для меня многие двери. Мой бренд растёт (примерно на 30% за последний год) и успех концепции и рынка 650b позволяет мне сосредоточиться на новых  разработках. У меня в разработке находится её много проектов, и я не хотел бы связывать свою жизнь исключительно с 650b.

PB:

 Теперь, когда крупные игроки рынка начали получать серьёзные дивиденды от своих 650b продуктов, позвонил ли тебе кто-то из их топ-менеджеров, чтобы выразить искреннюю благодарность?

Пока нет. И я не думаю, что это произойдёт в обозримой перспективе. На самом деле я сразу понимал, что по мере роста популярности стандарта 650b выстроится целая очередь из крупных компаний, желающих присвоить себе лавры первопроходцев в этом вопросе. И сейчас мы как раз наблюдаем подобную картину – это как «уменьшенная» версия спора о том, кто первым придумал горный велосипед. Полагаю, что многие продакт-менеджеры в этих компаниях даже не знают о моём существовании. Они просто знают, что их конкуренты серьёзно взялись за 650b и им сейчас важно не отстать.

PB:

 Кого ты сам хотел бы поблагодарить за поддержку?

На самом деле есть немало людей и компаний, которым я искренне благодарен и которые помогли мне добиться успеха. Грант Петерсен (Grant Petersen) из Rivendell впервые познакомил меня со стандартом 650b в 2004 году, Петер Гилберт (Peter Gilbert) из Cane Creek произвёл для меня первый комплект 650b колёс, Тим Фрай (Tim Fry) из MRP помог мне с производством достаточного количества вилок White Bros.,а в Panaracer согласились производить для меня отличные покрышки в небольших количествах. Также я хочу поблагодарить за финансовую помощь райдеров, которые покупали мои продукты. Но, пожалуй, самое важное для меня – это поддержка одних их самых авторитетных людей в велосипедной индустрии: Криса Кокалиса (Chris Cocalis), Дэйва Тёрнера (Dave Turner), Ноэла Бакли (Noel Buckley) и Шервуда Гибсона (Sherwood Gibson), которые сразу увидели потенциал предлагаемого стандарта. Сейчас они все производят велосипеды на основе моей 650b концепции, и это очень круто!

alt

Кирк Паценти верно предположил, что максимально потенциал велосипедов с колёсами 650b может раскрыться на AM/трейловых велосипедах с ходом подвески около 150 мм.

PB:

 Если бы ты мог начать разработку идеального колеса для горного велосипеда, забыв о трёх существующих стандартах (26”, 27.5” и 29”), а потом сделать так, чтобы его начали повсеместно использовать, то каким оно было бы?

Я даже не знаю, никогда о таком варианте не задумывался. Но, думаю, если индустрия когда-нибудь захочет раз и навсегда определиться с тем, какой стандарт колёс лучше всего подходит для MTB, то я с удовольствием приму в этом участие. Мне кажется, что мы бы всё равно остановились на чём-то похожем на 650b, может чуть большего диаметра, среди используемых на других типах велосипедов (700D или 650A). Либо это мог бы быть и совсем новый диаметр. Но проблема стоит отметить, что при работе с диаметрами более 595 миллиметров на первый план выходят проблемы дизайнерского характера. В настоящий момент 650b выглядит с этой точки зрения оптимальным диаметром. Но по мере того, как эволюционируют стили катания и велосипеды, может возникнуть потребность и в новом стандарте для колёс. В любом случае, я думаю, мы вряд ли увидим на горных велосипедах колёса больше 29 дюймов диаметром, так как это лишено особого смысла. И также я сомневаюсь, что в обозримой перспективе будут выпускать много горных велосипедов с диаметром колёс меньше, чем 650b.

PB:

 Если бы у тебя была возможность пройти весь путь продвижения нового стандарта заново, что бы ты изменил?

Если я начал всё с чистого листа, то, конечно, больше внимания уделял бы маркетингу своих продуктов. Мне легко работать с дизайном, но продажи и маркетинг даются сложнее. Я мог бы потратить чуть больше времени на работу нам моими собственными продуктами и брендом вместо того, чтобы убеждать других поддержать концепцию. Но с другой стороны, если бы эти бренды не поддержали меня, удалось бы стандарту 650b завоевать ту популярность, которой он пользуется сейчас? В целом, хочу сказать, что всё сейчас развивается примерно так, как я себе изначально и представлял.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *