Туризм на двух колесах
С завершением пляжного
сезона в Краснодарском крае наступает пик сезона для маунтинбайка.
Горный велосипед является одним из самых «молодых» олимпийских видов
спорта, который вошел в программу на играх в Атланте в 1996 году. Вместе
с этим МТБ — очень доступный вид туризма, привлекающих всех, кто не
хочет «топтаться» по горам в многодневных походах. Всего один день в
горах с велосипедом может на месяц «прочистить мозги», ведь ни один
фитнес-клуб не дает такого драйва и гармоничных нагрузок на все мышцы
тела. На велосипеде за день можно проехать по горам порядка 40
километров, насладиться прекрасными природными видами и получить
отличный заряд адреналина от скорости и свежего воздуха.
В Краснодарском крае в горах катаются тысячи людей — кто-то
самостоятельно выезжает на разведанные тропы, а кто-то прибегает к
услугам турагентств. Но и те, и другие знают, что с наступлением
прохладной осени начинается самая горячая пора для горных «покатушек».
Прежде всего, приятная температура позволяет вкручивать педали весь день
без риска получить солнечный удар. Во-вторых, к сентябрю большинство
популярных маршрутов оказываются уже расчищенными от кустарника, упавших
веток и деревьев. Ну и наконец, бархатные месяцы пользуются большей
популярностью для отпуска, чем весенние.
которые с начала сезона посетило уже около 5 тысяч человек, — рассказал
руководитель турагентства Freerida Артем Ковалев.
— Каждый маршрут имеет специальный паспорт и регистрацию в реестре
министерства туризма. Ежегодно открывается несколько новых треков и
конфигураций уже существующих маршрутов. Протяженность каждого
составляет от 25 до 40 километров, в зависимости от сложности рельефа.
Самые популярные — это «однодневки», но в последнее время стали набирать
обороты многодневные маршруты длительностью от двух дней до недели.
Закрытие сезона в этом году состоится в начале ноября на ежегодном
соревновании La Endura.
Многие люди не прочь покататься в горах, но достаточно высокая
стоимость качественной техники отпугивает их. Цена на горный велосипед,
который не развалится через несколько поездок, стартует с 15-20 тысяч
рублей. Есть и те, кто покупает горный велосипед, но ездят на нем только
по городу, не рискуя выбираться на пересеченную местность. И тем и
другим могу посоветовать обратиться в профильные турагентства, которые
занимаются профессиональной организацией велотуров в горах
Краснодарского края, а также выдают для таких поездок напрокат
велосипеды и снаряжение. В последние годы я сам пользуюсь такими
услугами. И, основываясь на собственном опыте, скажу, что это позволяет
избежать массы ошибок. Ведь не особо опытным велосипедистам не стоит
ездить по неизведанным маршрутам без сопровождения профессионалов, и
особенно — одиночку. Даже если у вас есть большой опыт катания по
городу, согласившись «прокатиться по веселой тропе» с товарищами, вы
можете столкнуться с большими сложностями на горном маршруте, который
более опытным друзьям кажется легким. При этом друзья не всегда смогут
оказать вам квалифицированную медицинскую помощь или же помочь починить
велосипед.
Приведу пару примеров: в первый раз в горы я отправился в компании
товарищей на несложный, по их словам, маршрут. Но протяженность
«небольшого» подъема оказалась аж 10 километров. Местами склоны были
настолько крутыми, что приходилось слезать с велосипеда и, спотыкаясь,
тащить его на себе. Стоит ли говорить, что я безнадежно отстал уже в
середине пути, несмотря на неплохую общую физическую форму.
Продолжительное педалирование в гору требует специальных навыков,
которые приобретаются только со временем. Спуск же, который ожидал нас
после подъема на гору, оказался еще более крутым. Зажатые полностью
гидравлические тормоза раскалились буквально докрасна и просто не
справлялись со своей задачей. Неуправляемый велосипед несло вниз, и
только чудом я вышел из этой передряги не покалеченным.
С другой
стороны, поездки даже по знакомым местам могут закончиться плачевно,
если вы отправитесь кататься в одиночку. Достаточно один раз неверно
рассчитать свои силы, и можно оказаться на дне оврага со сломанной
ключицей. После неудачного падения остается только самому ползти за
помощью, так как сотовая связь в горной местности ловит не везде. И даже
катаясь по совершенно простым тропам, например, по пригородным полям,
можно встретить стаю диких собак. Отбиться от них будет очень непросто,
если с вами нет хотя бы одного товарища. Придется возвращаться в город
пешком — с покусанной ногой и порванными в клочья колесами.
ремонт велосипеда можно с легкостью избежать, если сразу обращаться к
профессионалам, вместо того, чтобы «зажимать» пару тысяч рублей на их
услуги. Ориентированные на велотуризм агентства гарантируют и
безопасность, и комфорт на протяжении всего путешествия по горам. Для
этого каждый метр будущего маршрута сотрудники проходят пешком с пилами и
лопатами, расчищая его от кустарника, бревен и прочих препятствий.
Затем составляется GPRS карта маршрута, на которой вы сможете увидеть не
только географические координаты поездки, но и профиль набора и сброса
высоты. Таким образом, перед поездкой каждый может увидеть, сколько
километров и с каким уклоном придется забираться в гору, и насколько
крутые будут спуски. Узнать уровень сложности и получить рекомендации
перед поездкой можно и в описании маршрута, опубликованном на сайте
туроператора. К примеру, если предстоит преодолевать броды или ожидается
дождливая погода, то вам посоветуют взять сменную обувь, одежду или
дождевик. В целом, существует три уровня сложности поездки — «зеленый»
подходит для всех, кто мало-мальски умеет кататься на велосипеде. На
таких маршрутах я встречал даже родителей с 7-летними детьми. «Синий»
подходит для тех, кто катается нормально и уже имеет опыт поездок в
горах. Ну а «красный» привлекает умелых райдеров, для которых
подготовлены тропы с природными и специальными препятствиями — корневыми
секциями, трамплинами, контруклонами и т.д.
Больше всего пользуются популярностью однодневные поездки на
выходных. Они начинаются ранним утром на условленном месте, где туристов
ждет автобус, а их велосипеды — специальный прицеп. Уже через
пару-тройку часов в дороге группа оказывается на старте, где их ожидает
готовый завтрак и подробный инструктаж. Один гид отправляется впереди
всей группы, чтобы развешивать по всему маршруту яркие ленты,
показывающие где нужно поворачивать, а куда ехать категорически не
следует. По этим меткам и следует группа туристов, которую замыкает
второй инструктор, снимающий ленты и следящий, чтобы никто не отбился от
группы и не потерялся в лесу. В середине группы едут еще несколько
опытных гидов, чья задача — помогать туристам и при необходимости
ремонтировать их велосипеды. На пути запланировано несколько остановок,
чтобы туристы могли передохнуть, перекусить, насладиться красотой
панорамных видов, устроить фотосессию, искупаться в ручьях или
водопадах. На финише маршрута усталых и довольных райдеров ждет горная
речка для освежающего купания и сытный ужин. А вечером по прибытию в
город можно оставить свой велосипед в сервисе для мойки или ремонта.
— Наше турагентство специализируется на велотуризме уже много лет, в
структуре компании есть ремонтная мастерская, прокат велосипедов и
снаряжения, — поясняет Артем Ковалев. — В ближайшее время собираемся
вывести велотуризм на принципиально новый уровень в плане сервиса.
Например, в поездках с ночевкой людям уже не хватает простых посиделок у
костра и полевой кухни. Поэтому мы создадим передвижной кемпинг с душем
и электростанциями. Для питания во время туров разработаем эксклюзивное
меню, а после поездки организуем мойку и ремонт велосипедов с
последующей доставкой их на дом. При этом цены останутся на том же
уровне — до 2,5 тысяч рублей в день со своим велосипедом и не более 3
тысяч с арендованной техникой.
На словах действительно трудно передать все эмоции и ощущения,
которые испытываешь от поездки в горах. Здесь и драйв от скоростных
спусков по укатанным грунтовым дорогам, и адреналин от преодоления
разнообразных препятствий, и захватывающая красота кубанской природы.
Чтобы понять «твое это или не твое», нужно попробовать хоть один раз.
Ведь для этого достаточно приехать к точке сбора вовремя, ну а шлем,
велосипед и хорошую компанию во время увлекательного путешествия вам
обеспечат.
Фото автора.