Техничка

Очумелые ручки




Для того чтобы регулярно
и с комфортом кататься на велосипеде,
нужно не только приобрести его, но и
правильно за ним ухаживать и при
необходимости качественно и оперативно
ремонтировать. О том, как это делать нам
рассказал эксперт

PRO

магазина Спортмастер ГИПЕР (Москва,
Варшавское шоссе 129 А) победитель
всероссийских соревнований по MTB в
дисциплине cross-country Сергей Марцинкевич.

— Велосипеды, продаваемые
в нашей сети, полностью готовы к
эксплуатации, — говорит Сергей. — Все
настроено, отрегулировано, цепь и
трущиеся детали смазаны, колеса накачены.
Дополнительно с ним делать ничего не
нужно. Садись и езжай. Более того, наш
сервисный центр предлагает очень
полезную услугу – бесплатное первое
техническое обслуживание. В первые дни
использования детали аппарата
разрабатываются: рубашки садятся,
тросики вытягиваются, спицы начинают
усаживаться. И в течение месяца вы можете
все это подправить в нашем сервисном
центре. Повторюсь, совершенно бесплатно.
Даже если вас ничего не беспокоит, имеет
смысл в течение двух-трех недель показать
велосипед механику. Спокойнее будет.
Но прохождение ТО не освобождает вас
от регулярного ухода за вашим конем.


Трансмиссия


Правильная эксплуатация
и своевременный уход за всеми элементами
велосипеда – залог его долгой жизни.
Как и у любого аппарата, у велосипеда
есть сердце – его привод. Набор передних
звезд, цепь, набор задних звезд и руль
переключателя, детали требующие
постоянного внимания и заботы. Интервал
между их техническими обслуживаниями,
предусмотренный регламентом, в среднем
равняется 50 километрам. Он может
варьироваться в зависимости от условий,
в которых вы катаетесь, от качества
смазок, которые вы используете. Сразу
отмечу, их должно быть несколько. Они
могут быть с тефлоном, литолом, графитом.
Для простого обывателя состав не имеет
большого значения, он важен скорее для
профессиональных механиков. Что
действительно должен знать каждый
велосипедист, так это то, что для цепи
нужна отдельная специальная смазка. У
нее должна быть консистенция жидкого
масла для лучшего нанесения. Отечественная
компания
Daytona


производит неплохие смазки как для
влажной так и для сухой погоды с тефлоном
в составе. Ложится на цепь тонкой
пленочкой, быстро подсыхает и долго
держится на поверхности. В идеальных
условиях (катание по асфальтированной
местности с небольшим количеством пыли
и грязи, в сухую погоду) будет ухаживать
за цепью на протяжении 100 км. Аэрозольные
смазки «слезают» с цепи куда быстрее.
Первые признаки того, что цепь нужно
смазать:


  1. Ролики начинают
    блестеть

  2. При движении появляется
    повышенный шум от трансмиссии

  3. Переключение скоростей
    становится жестким, с рывками



alt
alt

Как только заметили
нечто подобное, незамедлительно
смазывайте цепь, если не хотите остаться
без велосипеда. Но перед этим ее нужно
тщательно почистить. Абразив из грязи
и смазки стирает трансмиссию не хуже
абсолютно сухой цепи. Чем только не
пытаются очистить цепь: зубными щетками,
ветошью. Кто-то каждый раз снимает цепь
(распиновывая ее с помощью выжимки, если
нет замка!) и несколько часов вымачивает
ее в керосине, тратя на это неимоверное
количество времени и сил. Но есть куда
более простое решение вопроса – машинка
для чистки цепи. Например, модель от
компании
Cyclotech
.
Метод использования чрезвычайно прост:
снимаем верхнюю крышку машинки, ставим
ее на цепь, возвращаем крышку на прежнее
место, защелкиваем и делаем несколько
вращений педалей назад. На холостых
оборотах прогоняем цепь. За счет системы
щеток и роликов машинка счищает всю
грязь, цепь становится идеально чистой.
Если цепь просто запылилась, достаточно
сухой чистки.

alt

Если речь идет о более
серьезном загрязнении, можно залить в
машинку очиститель
Daytona

.
Разбавляем его водой, так как очиститель
концентрированный. Точно так же, как и
в случае с сухой чисткой, прогоняем цепь
по машинке. Сливаем очиститель, заливаем
простую воду и повторяем процедуру.
Тщательно протираем цепь тряпкой, даем
ей высохнуть. Наносим смазку – и вперед!
Тут есть еще один маленький нюанс: много
смазки – это так же плохо, как и ее полное
отсутствие. Излишки смазки «тащат» на
цепь большое количество грязи. Обильно
смазывать всю цепь не нужно, капать с
нее не должно. Достаточно нескольких
капель, нанесенных на ролики. Прогоняем
по всей трансмиссии, смазка сама проникнет
туда, куда нужно. Даем пять минут, чтобы
образовавшаяся пленка подсохла. Можно
ехать.

alt

Для очистки прочих
трущихся деталей нужно приобрести
универсальную щетку
Cyclotech
.
Ей можно почистить задние звездочки,
длинными щетинами пробраться в
труднодоступные места, ручкой-гребенкой
вычистить попавшую в кассету траву и
грязь.

alt

Неплохо иметь в наборе
по уходу универсальную смазку для
прочих трущихся деталей: шарниров
переключателей, тросиков, рубашек. Для
этих целей подойдет
Nano


Protect

от еще
одной российской компании
Eltreco. Как
ясно из названия, смазка разработана с
использованием нано-технологий. По сути
напоминает всем знакомую
WD-40,
однако в данном случае главная задача

Nano
Protect не
выталкивать влагу и грязь, а смазывать
детали и узлы. Про подшипники мы не
говорим. Для них нужны более густые
смазки, которые все же лучше наносить
в сервисном центре. Стоит отметить, что
все смазки и очистители, о которых мы
вели речь в этой главе–биорастворимые,
то есть не наносят вред окружающей
среде.

alt

Разорвать цепь очень
сложно, но можно. Для этого нужно приложить
немыслимые усилия. Но все же, если эта
неприятность произошла во время поездки,
ее можно исправить. Проще всего это
сделать, если цепь оснащена замком. Вы
просто выбиваете одно из звеньев, ставите
вместо него сменный замок (позаботьтесь,
чтобы он был в вашей сумочке) и двигаетесь
дальше. Полностью отремонтировать цепь
сможете дома или в сервисном центре.
Другое дело, если цепь не оснащена
замками. Тогда вам необходимо выдавить
пин, сменить звено и скрепить все новым
пином. Процедура долгая и малоприятная.
Я бы посоветовал доверить ее профессионалам.


Особое внимание стоит
уделить задней кассете. Погнуть ее
несложно, достаточно незначительного
контакта с бордюром или деревом. Чтобы
уберечь заднюю кассету от повреждений,
рекомендую установить простейшую защиту
от
Cyclotech
. Изогнутая
стальная проволока за 100 с небольшим
рублей убережет вас от дорогостоящего
ремонта или замены звездочек.


Колесо и вилка


Самая распространенная
поломка в пути это, естественно, прокол
камеры, — продолжает Сергей. – Расскажу,
как сам борюсь с этой напастью. Я считаю,
что нецелесообразно возить с собой
велоаптечку (клей и резиновая заплатка),
как делают многие. Ремонт камеры «в
полевых условиях» — дело неблагодарное.
Много времени отнимает, пыль-грязь
кругом… Куда проще возить с собой
запасную камеру, благо
Cyclotech


предлагает массу недорогих вариантов
на любой диаметр. Разбортуйте колесо с
одного бока (две пластиковые монтажки
с крючками от
Cyclotech

вам в помощь), вытащите камеру. На
всякий случай проверьте покрышку с
внутренней стороны на наличие острых
предметов (шип розы, иголка, кусочек
стекла), чтобы при установке новой камеры
все ваши труды не пошли насмарку.
Накачайте камеру портативным насосом.

alt


Думаю, не стоит,
напоминать, что эта часть экипировки
должна быть всегда при вас. Тот же

Cyclotech


производит компактные легкие насосы
с универсальной головкой с двумя
отверстиями: для автомобильного ниппеля

Dunlop и велосипедного

Presto
. Оснащен универсальным
крепежом, с помощью которого можно
пристегнуть насос к раме. Пробитую
камеру убираем в рюкзак. А по приезду
домой заклеиваем ее. Место прокола ищем
дедовским способом, опустив камеру в
воду и ища пузырьки. Затираем его шкуркой
(так же идет в ремнаборе от
Cyclotech
),
обезжириваем ацетоном. Подбираем
заплатку по форме и размеру, в комплекте
их идет великое множество. Наносим клей
на камеру и даем ему минут пять, чтобы
высохнуть. Отклеиваем защитный слой с
заплатки и сильно прижимаем ее к месту
прокола. Тут же накачиваем, чтобы заплатка
за счет давления «прикипела» к камере.
При определенной сноровке вся процедура
займет 10-15 минут, не больше. Затем снимаем
новую камеру – запаску и убираем ее в
сумку, а заклеенную устанавливаем в
колесо и накачиваем. Для этих целей
неплохо иметь дома стационарный насос
с манометром. Неплохие модели есть как
у
Cyclotech
,
так и у
SKS (например,
Airkompressor
12.0
с трубкой из стали, оснащенный
точным манометром увеличенного размера).
Возьмите за правило раз в неделю с его
помощью проверять давление в колесах,
подкачивать при необходимости. За 7 дней
колесо с автомобильным нипелем теряет
в среднем четверть давления,
Prestoдержит
чуть лучше, но потери там тоже есть.
Многие недооценивают важность правильного
давления, а зря. На перекаченных колесах
можно легко ехать по асфальту, но в
случае возникновения на пути неровностей,
велосипед начинает трясти, происходит
потеря в управлении и скорости.
Недокаченные колеса хорошо катят по
пересеченке, глотают неровности, но при
этом сильно страдает накат. Найти золотую
середину, которая индивидуальна для
каждого велосипедиста и для каждого
типа покрышки, дорогого стоит. Это тонкая
наука.

alt

Еще один насос, который
может пригодиться, это насос высокого
давления. Необходим тем райдерам, у
которых велосипед оснащен дорогой
масляно-воздушной вилкой. В роли
амортизирующих пружин выступает воздух.
Накачивается такая вилка под вес
пользователя (информацию о соотношении
веса и давления можно найти на самой
вилке или в Интернете). Обычным насосом
вилку накачивать категорически нельзя.
Рабочая камера здесь очень маленькая,
соответственно дозировка воздуха должна
быть максимально точной. Одним пшиком
обычного насоса можно «убить» вилку.
Поэтому, если планируете подкачивать
вилку в домашних условиях, не пожалейте
денег на специальный насос, например,
фирмы
Cyclotech

.
Откручиваем крышку в ноге вилки,
закрепляем колпачок насоса на ниппеле
и накачиваем нужный объем воздуха,
сверяя результаты точного манометра с
таблицей веса-давления. Достаточно
проделывать эту операцию раз в сезон,
и все же куда проще проводить процедуру
в сервисном центре.

alt

Глобальные повреждения
вроде большой «восьмерки» самостоятельно
не исправляются. За такое и мастер вряд
ли возьмется, нужно будет менять колесо.
Так что старайтесь ездить аккуратнее.


Мультиключ


Возможно, стоило начать
наш разговор с этого незаменимого
аксессуара. Он пригодится для ремонта
и обслуживания велосипеда как в домашних
условиях, так и во время поездки. С виду
он похож на швейцарский нож. У компании

Cyclotech


очень качественный мультиключ.
Пожалуй, это лучший набор за свои деньги.
Очень компактный. На одном основании
установлен полный набор необходимых
шестигранников от 1,5 до 8 (95 % всех
соединений велосипеда крепятся с помощью
болтов под шестигранник), плоская и
крестообразная отвертки и торкс на 25.
Для непрофессионального ухода за
велосипедом этого ключа хватит с головой.
Подрегулировать рулевую колонку, седло,
подправить тормоза – без проблем.

alt

Есть модели
и посерьезнее. Например, мультиключ от
немецкой компании
SKS



c 16-ю инструментами.
Помимо прочего сюда входит гаечный
ключ, спицевые ключи, выжимка для цепи,
монтажки для съема покрышки. Все это
богатство заключено в удобный эргономичный
корпус с мягкими подушечками по бокам.
Ключ снабжен чехлом с креплением на
ремень. Какой ключ выбрать, решать вам.
Исходите из степени сложности ремонта
вашего велосипеда и бюджета.

alt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *