Как выбрать и настроить задний амортизатор
Как правильно выбрать задний амортизатор?
Линейные и прогрессивные амортизаторы
Да, линейные и прогрессивные. Если вы катаетесь на горном велосипеде, то вам, определённо, следует знать значение этих слов. В первую очередь, это нужно для того, чтобы определить, какой амортизатор (воздушный или пружинный) лучше подходит для вашего велосипеда.
Если амортизатор работает линейно, то это означает, что для его сжатия нужно приложить определённое постоянное усилие. Так работают пружинные амортизаторы. Жёсткость пружины (указанная на самой пружине) – постоянная величина. Чтобы узнать, какая жёсткость вам нужна, можно использовать, к примеру,специальный калькуляторна сайтеcanecreek.com
Если амортизатор прогрессивный, то для его сжатия необходимо возрастающее усилие – таковы все воздушные амортизаторы. При сжатии такого амортизатора объём воздушной камеры уменьшается, и давление воздуха возрастает.
Знание этих особенностей воздушных и пружинных амортизаторов необходимо для того, чтобы правильно подобрать амортизатор для определённого велосипеда.
Линейные и прогрессивные типы подвески
Теперь, когда всем вам известна разница между прогрессивными и линейными амортизаторами, пришло время обсудить различия в конструкции рам, которые необходимо учитывать при выборе амортизатора. Разные конструкции подвески работают по-разному, и, в зависимости от специфики работы, их можно разделить на три основные категории.
1) Линейная подвеска – как и в случае с амортизаторами, для её сжатия требуется постоянное усилие.
2) Прогрессивная подвеска, для сжатия которой необходимо возрастающее усилие.
3) Регрессивная подвеска, для сжатия которой достаточно уменьшающегося усилия.
Какой же тип подвески у вашего велосипеда? Выяснить это зачастую не так-то просто, ведь обычным владельцам велосипедов такая информация ни к чему. Но, как бы то ни было, существуют замечательные сайты, где можно найти такие данные о некоторых рамах – например, linkagedesign.blogspot.com. Разумеется, всех существующих моделей рам вы там не найдёте, и если вашей рамы там не оказалось, то информацию о ней придётся самостоятельно искать на просторах интернета.
А теперь – всё вместе
Понимание разницы между линейными пружинными и прогрессивными воздушными амортизаторами – это не какие-то тонкие материи. А вот со спецификой работы подвески разных рам всё может быть намного сложнее.
Например, подвеска может быть регрессивной на первых 30 миллиметрах хода, а затем – прогрессивной. Или прогрессивной в начале хода, затем, от 15 до 40мм – линейной, а затем – снова прогрессивной.
Всё это говорит о том, что на один и тот же велосипед можно ставить различные амортизаторы. И важнее всего здесь понять, как амортизатор будет работать в сочетании с конкретной рамой.
Можно считать, что при идеальном подборе амортизатора подвеска должна работать прогрессивно – в этом случае она становится заметно жёстче в конце хода и эффективно гасит сильные удары. Так что, если в общем и целом подвеска вашей рамы линейна или регрессивна, то на такую раму рекомендуется устанавливать воздушный амортизатор для дополнительной прогрессии.
В случае с прогрессивными конструкциями подвески амортизатор подбирается аналогичным образом. Оптимальный выбор для таких рам – пружинный амортизатор, который работает линейно и не делает подвеску слишком жёсткой.
Что же выбрать?
Что выбрать, если кривая работы подвески меняется на протяжении хода? Иногда это зависит от ощущений и личных предпочтений, а иногда обязательно нужно использовать амортизатор определённого типа (к примеру, в случае с сугубо прогрессивной подвеской, как на раме Intense 951 EVO, установка воздушного амортизатора крайне не рекомендуется). Очевидно, что обычно разработчики рам сами подбирают оптимальные амортизаторы, которые затем ставят на велосипеды в сборе, но в целом, если подвеска вашего велосипеда линейная или слегка прогрессивная, то любой амортизатор вполне подойдёт. Некоторым нравится мягкая работа пружины в начале хода, другим нравится дополнительная прогрессия воздушных амортизаторов. И все эти предпочтения имеют право на существование – главное, чтобы работа амортизатора хорошо сочеталась с типом подвески.
Как правильно настроить амортизатор?
Помните о важности сэга
Сэг – это разница в длине между полностью разжатым и сжатым под весом райдера (со всей экипировкой) амортизатором. Очень важно выставить сэг правильно – только в этом случае подвеска будет работать так, как задумано производителем. От сэга зависит высота каретки и настройки демпфера, которые вам нужно будет использовать.
Для начала рекомендуем выставить сэг в пределах 28-33% от общего хода амортизатора. Как можно догадаться, с большим сэгом подвеска будет работать мягче, а с меньшим – жёстче. Заметьте, что речь здесь идёт именно о ходе амортизатора – это вторая цифра в маркировке его размера. К примеру, если на амортизаторе указан размер 216х63мм, то 63мм – это его ход.
В случае с воздушным амортизатором сэг регулируется посредством насоса высокого давления и измеряется при помощи резинового колечка на штоке амортизатора. С пружинными амортизаторами всё иначе – здесь остаётся только крутить/менять пружину и смотреть, как меняется сэг.
Катайтесь!
Настраивать амортизатор лучше всего непосредственно во время катания. Мы считаем, что процесс настройки демпфера стоит разбить на три этапа – в течение каждого из них можно уделить время одной конкретной регулировке и ощутить разницу в работе, которую она обеспечивает. Лучше всего настраивать амортизатор, катаясь по хорошо знакомым трассам. Выберите участок трассы, на котором вы чувствуете себя комфортно и который можете спокойно проезжать по нескольку раз. Желательно, чтобы на этом участке были элементы, которые вы обычно любите проезжать – например, гэпы, дропы на плоскость, плоские повороты, и т.д.
Этап 1
Для начала стоит оценить общее поведение велосипеда и работу амортизатора. Крутить регуляторы на данном этапе не нужно. Просто обратите внимание на то, какие участки вы проезжаете уверенно, а какие – не совсем (если такие есть). Постарайтесь понять, хорошо ли подвеска ведёт себя на скоростных участках и при прохождении поворотов, эффективно ли гасит слабые и сильные удары. Попробуйте покрутить немного в гору – если вам, конечно, важен этот аспект.
Этап 2
На данном этапе нужно разобраться с высокоскоростными настройками. Для этого стоит выбрать крупные препятствия и участки, где велосипед держит траекторию хуже, чем обычно (например, плоские повороты). Не стоит ехать слишком быстро и агрессивно – здесь важнее сосредоточиться на технике и правильном прохождении участка. Обратите внимание на собственные ощущения – комфортно ли вы себя чувствуете при прыжках и наездах на препятствия, и комфортно ли вам после этого, при разжатии подвески? Для лучшего понимания происходящего стоит также проверять положение резинового кольца на штоке амортизатора.
Высокоскоростная компрессияважна для поглощения демпфером сильных ударов – например, при наезде на препятствия с острыми краями или при жёстких приземлениях.
Высокоскоростной отбойпозволяет подвеске быстро разжаться после срабатывания на весь ход, что может иметь значение во многих ситуациях, к примеру, при вылетах.
Обратите внимание, что речь здесь идёт о высокой скорости движения штока амортизатора, но не о скорости, с которой вы едете на велосипеде.
Этап 3
Теперь пришло время заняться низкоскоростными настройками. Во время катания обращайте внимание на эффективность педалирования, на поглощение мелких ударов и на то, как велосипед держит траекторию.
Настройка
низкоскоростной компрессиивлияетна стабильность работы подвески и на то, как велосипед держит траекторию. Кроме того, она влияет на поглощение подвеской мелких неровностей и используется для уменьшения раскачивания подвески при педалировании.
Низкоскоростной отбойработает в паре с низкоскоростной компрессией, помогая стабилизировать работу подвески. Благодаря ему велосипед может хорошо держать траекторию везде – и на техничных подъёмах, и при прохождении поворотов, и при торможении на полках.
Когда вы определили оптимальные для себя настройки, не поленитесь записать их.В случае с воздушными амортизаторами стоит регулярно проверять давление, дабы убедиться, что оно не изменилось.
Тонкая настройка подвески во многом зависит от рельефа, по которому вы катаетесь, и от личных предпочтений. Но если вас что-то не устраивает в работе подвески, то, прежде чем менять сэг, покрутите регуляторы компрессии и отбоя. Фигурально выражаясь, изменение давления воздуха или жёсткости пружины – это кувалда, а регулировки – как бы скальпель. Так вот, сперва используйте точные инструменты, а за кувалду беритесь лишь в том случае, если они не помогают.
Впрочем, если у вас изменился вес (например, вы поправились или взяли с собой тяжёлый рюкзак), то лучше выставить сэг в соответствии с новым весом, нежели менять настройки, которые вы долгое время старались довести до идеала.
Мы надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в вопросе подбора и настройках амортизатора.