История, вырванная из «КОНТЕСТА»
Исходя из контекста, нарастающих слухов о том, что Кону снова повезут в Россию вспомнилась почти вся история российского МТБ с которой, ВВ так тесно связан бренд Кona. И даже не столько сами велосипеды, а скорее мероприятия, гонщики, команды и персонажи. А так же различные остросюжетные истории, которые периодически случаются в российском вело-бизнесе…
Пожалуй, напишу этот лонгрид, вдруг кто-то молодой не знает былых раскладов, ну а тем кто начинал кататься в «нулевые» лишний повод ностальгии — тож иногда приятно. Но, прежде чем вытаскивать пыльные фотографии и трясти всей этой стариной, прошу простить за возможные не точности или если кого-то забыл ну и за качество фотографий, разумеется.
Как ни странно, Кona в России началась с GT, точнее с хороших продаж велосипедов этой ценовой категории, молодой тогда еще компанией «Триал-спорт», ну и с мероприятия Kontest, который,в свою очередь, начался с формата серии неофициальных соревнований GT Fan Freeriding, с дюжиной приглашенных райдеров, нулем зрителей и призовым фондом всего 600-800$. За сезон 2001 прошло таких семь этапов, и вот первая пятерка победителей, наверняка вы узнаете некоторые имена:
1. Шипилов Евгений;
2. Воронин Олег;
3. Шандыбин Борис;
4. Кузменко Денис (RIP)
Сейчас подобный формат гонки назывался бы-
Инвитейшн
(invitation), но в 2000 году все как то было попроще (разумеется, трава позеленее, солнце поярче, а небо повыше) и основной идеей было даже не сама гонка, а последующие барбекью, музыка, тусовка и распитие.
В общем, было все, как мы любим – дебош, анархия и рок-ролл с панк-роком, колеса были только 26″, а об отрубях и углеводах с измерителями мощности мы тогда просто ничего не знали.
На следующий сезон компания «Триал-спорт»ВВ отказалась спонсировать «шашлык и пиво» райдерам, поэтому формат этого Open Air’а перешел с небольшими изменениями, под крыло более состоятельного в этом плане «Спортмастера» и стал называться Kontest (пишется именно через букву «K»). Количество пива и шашлыка, в этой связи заметно увеличилось, так же как и количество зрителей и участников. Первый этап Kontest’а состоялся в Чулково. В день мероприятия, от Таганки до горки в московской области ездил специальный автобус для байкеров и бортовой ЗИЛ для их велосипедов. Именно в Чулково на трассе, наверно впервые, появился огромный, по тем временам, деревянный дроп не для всех. Потом был этап Kontest’a в Дзержинских карьерах, тоже с дропом.Вообще, дроп на трассе в те времена был магнитом для публики и фотокамер. Но прыгать большие дропы могли каких нибудь 6 или 8 человек.
Однако, компании-«Спортмастер»-надо было продавать все больше Коны и, при этом, чтобы был-«только бизнес и ничего личного», что кстати противоречит самой философии бренда Кona и людям которые в ней работают. Ни коллектив Кона, ни их бренд, ни велосипеды явно не подходили для крупной торговой сети спортивных гипермаркетов.
Вот что тогда говорил по поводу денег в индустрии главный дизайнер Kona Дуг Лафейвор (Dr. Dew): «На самом деле все это очень странно, поскольку вся идея горных велосипедов изначально состояла в том, чтобы уйти от того, что теперь затягивает ее. Большие деньги, которые во всем этом сейчас замешаны, идут вразрез с самой сущностью этого вида спорта, а именно с фактором эскапизма».
В «Спортмастере»-про эскапизм ничего не слышали и тот факт, что Kona—это особый бренд, в котором работают особенные люди, которые делают особенные велосипеды, в офисе Спортмастера (компания «Илион») понимали не все. И слава Богу! Ведь именно поэтому российскому маунтинбайку крупно повезло: обломились огромные (для МТБ), рекламные бюджеты с привозом иностранных прорайдеров на мероприятия с рекламой по телевизору, афишами по городу и наружкой в метро.
В
Финансовые вливания«Спортмастера»-в ивенты и рекламу велобренда Kona дали хороший пинок всей велоиндустрии. Большинство дистрибьюторов смотрели, что делает лидер спортивного рынка и копировали его шаги. Велокомпании стали заметно больше тратить на команды, райдеров и мероприятия. Стал очевиден тот факт, что без коммуникации с конечным потребителем горные велосипеды премиум-уровня не будут хорошо продаваться. Команде Kona Russia в этом плане повезло больше остальных. Кого только из известных тогда и сейчас райдеров и культовых персонажей не было в командном джерси Kona:В
Колбин Роман
Братья Евгений и Алексей Ивановы, Игорь Шумилов
Всего в России больше 20 прорайдеров прокачивали бренд Kona! Иногда на старте байкеркросса в Орехово из 4-ки на старте трое участников были из одной команды Kona Russia, поэтому результат заезда часто был известен заранее. Так что «коммуникаций»-и «опинион-лидеров»-у Kona в России было хоть отбавляй.
Вот далеко неполный список райдеров Kona Russia за несколько лет:Колбин Роман, Шандыбин Борис, Братья Евгений и Алексей Ивановы, Игорь Шумилов, Тимур Замалиев, Игорь Попович, Глеб Акимов, Тимофей Бандуркин, Макс Ларионов, Суражевский Илья, Сирота Демид, Андрей Зверев-
и в кросс-кантри: Николаев Федор, Марцинкевич Сергей, Николаев Сергей, Гоголев Антон. Плюс еще некоторые персонажи получали поддержку Kona. А майки с изображением «фрирайдного оленя»-носила целая армия сочувствующих и лояльных бренду Kona молодых людей. У меня такая точно была, несмотря на преданность другому бренду.
Куда же делись все эти «олени»ВВ и весь остальной антураж вместе с самим брендом KONA и почему?
Короче «вот это вот все», ну вы поняли…
В
А что же Kona в России? А с ней начался полный ахтунг, так как один из бывших сотрудников офиса «Спортмастера»ВВ решил самостоятельно развивать бренд и как раз-таки был уверен, что ездить до коровника на спортивном болиде самое оно. Ну и что, что нет масс-маркет моделей для пастухов и доярок в модельной линейке Kona? Решение было прямолинейным, как железнодорожная шпала: нужно самим заказать для российского рынка дешевые модели на заводе в Китае и приклеивать на раму наклейку Kona. Владельцу же бренда, объяснив ситуацию про «село и коров», пообещать роялти 10%.
Дальше — больше. Нужно было продавать эти велосипеды, которые уже не имели к Kona никакого, кроме логотипа, отношения, самим и по еще более низкой цене, а не через дилерскую сеть. На карте дилеров в РФ же указать не дилеров, а точки самовывоза, которые на самом деле являются терминалами транспортной компании «Деловые линии»ВВ и к велосипедам Kona, опять же, не имеющие никакого отношения. Все это окончательно убило продажи бренда у нас в стране.
Тем временем обороты Kona во всем мире только росли, а большинство байк-парков в Америке и Европе оснащены именно велосипедами Kona. Дистрибуторы появились даже в таких странах как Боливия, Эквадор и Гватемала с Гондурасом, дистрибуция этих велосипедов добралась даже до Непала, а вот в России Kona уже не продавалась. А за эти три с лишним года довольно консервативная компания Kona хорошенько обновила свои модели.
И несмотря на то, что компания по-прежнему гнет свою линию, не экспериментируя с системой подвески, а только улучшая ее, впрочем как и Orange bikes, с одношарниркой или Спеш с FSR, байки и рамы Kona сейчас выглядят действительно, очень круто!
Hei Hei Supreme 29″ / Trail 27.5″
В
ВВ ВВ
В
Honzo CR Trail DL
В
Supreme Operator
В
ВВ
В
Наверное, такие тру-бренды, как Kona, имеют успех только если оказываются в руках катающихся людей, которые сами увлечены маунтинбайком, пусть они и не будут никогда продаваться миллионами штук в спорт-дискаунтерах, зато можно быть уверенным, что с представителем марки можно будет говорить и достигать понимания на одном языке. Ну а если и цены будут радостные, тогда совсем хорошо! Конечно, давайте дождемся официального объявления, но тот факт, что бренды возвращаются, и теперь можно будет купить Kona в России официально с гарантией и сервисом, не может не радовать. Не так ли?
*Фотографии использованы из открытых источников, фотографам спасибо!*