Спорт, тренировки, секректы мастерства

Психология и спортивные травмы

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВО ВРЕМЯ ТРАВМ

Согласно статистическим данным, ежегодно 3—5 млн жителей США получают травмы во время различных видов спортивной деятельности (Kraus, Conroy, 1984). Таким образом, независимо от того, собираетесь ли вы стать преподавателем физического воспитания, тренером, специалистом в области физической культуры, физиотерапевтом и т.п., вам придется иметь дело с травмированными людьми.В 
Основной причиной спортивных травм, естественно, являются физические факторы, однако существенную роль играют также и психологические факторы. Поэтому специалистам в области физической культуры необходимо знать и понимать психические реакции на травмы, а также знать, какие психологические методы использовать, чтобы обеспечить ускорение процесса реабилитации.

Спортивные психологи Марк Андерсон и Джин Уильяме (1988) проанализировали роль, которую играют психологические факторы в спортивных травмах. На рис. 21.1 показан упрощенный вариант разработанной ими модели. Из рисунка видно, что взаимосвязь между спортивными травмами и психологическими факторами рассматривается, главным образом, как обусловленная стрессом. В частности, потенциально стрессовая спортивная ситуация (например,соревнование, тренировка, плохое выступление) может способствовать травме в зависимости от спортсмена и от того, насколько «угрожающей» он считает данную ситуацию (см. главу 6). Ситуация, воспринимаемая как угрожающая, ведет к повышению тревожности, что в свою очередь вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания и мышечном напряжении. Все это повышает вероятность получения травмы.

Однако стресс — не единственный психологический фактор, который влияет на вероятность получения травмы. Как видно из рисунка, свойства личности, предыдущие стрессоры (факторы напряжения) и предпосылки, позволяющие справиться со стрессом, также оказывают влияние на процесс стресса и, следовательно, на вероятность травмирования.В 
Более того, в случае получения травмы эти же факторы влияют на процесс реабилитации и восстановления. И наконец, из рисунка видно, что люди с развитыми психологическими навыками и умениями (например, постановка цели, идеомоторные акты, релаксация) лучше справляются со стрессом, что снижает как вероятность получения травмы, так и степень стресса, обусловленного травмой. Рассмотрим более подробно составные этой модели, чтобы лучше понять роль психологических факторов.

КАК СЛУЧАЮТСЯ ТРАВМЫ — ПРЕДПОСЫЛКИ

Физические факторы, такие, как мышечный дисбаланс, столкновения на высокой скорости, перетренированность и физическое утомление, являются основными причинами травм. Вместе с тем определенную роль могут играть и психологические факторы. Психологическими предпосылками спортивных травм могут быть особенности личности, уровни стресса (Rotella, Heyman, 1986; Wiese, Weiss, 1987).

Особенности личности

Из всех психологических факторов, в той или иной мере связанных с травмами, ученые в первую очередь обратили внимание на характерные особенности личности. Они хотели выяснить, насколько связаны с травмами такие особенности личности, как степень самовосприятия, тип личности (интровертируемый /эк-стравертируемый) и т.д. Например, выше ли степень травматизма среди спортсменов с низкой степенью самовосприятия? К сожалению, данный вопрос остается еще недостаточно изученным и мы не можем сказать, какие особенности личности в большей степени связаны со спортивными травмами.

Рис. 21.1.В
Модель взаимосвязи между стрессом и спортивной травмой. Данные Anderson, Williams (1988)

Уровни стресса

Было установлено, что уровень стресса является важной предпосылкой спортивных травм. Исследовалась взаимосвязь между повседневными стрессами и степенью травматизма (Anderson, Williams, 1988). Главное внимание уделялось таким стрессовым ситуациям, как потеря близкого человека, переезд в другой город, замужество/женитьба. Вместе с тем изучались и менее стрессовые ситуации, такие, как, например, езда на машине в условиях «пробок» на дорогах. Результаты исследований показали, что спортсмены, чаще подвергающиеся стрессовым ситуациям, как правило, чаще получают повреждения. В этой связи специалисты в области спорта и физической культуры должны знать о коренных изменениях в жизни своих подопечных, стрессовых ситуациях, в которых оказываются спортсмены, и соответствующим образом корректировать тренировочный процесс, а также оказывать психологическую помощь таким спортсменам.

Взаимосвязь между стрессом и травмами является весьма сложной. В исследовании с участием 452 спортсменов и спортсменок колледжей (баскетболисты, борцы и гимнасты) изучали взаимосвязь между стрессовыми жизненными ситуациями, социальной и эмоциональной поддержкой со стороны членов семьи, друзей и тренеров, умением справляться со стрессовыми ситуациями и количеством пропущенных тренировочных занятий вследствие травм (Smith, Smoll, Ptacek, 1990). На протяжении школьного сезона взаимосвязь между этими факторами не была обнаружена.

Вместе с тем стрессовые жизненные ситуации были связаны со спортивными травмами у тех групп спортсменов, у которых были недостаточно развиты умения справляться со стрессовыми ситуациями и низкие уровни социальной поддержки. Эти результаты свидетельствуют о том, что если спортсмен, имеющий незначительную социальную поддержку и невысокий уровень умений справляться со стрессами, сталкивается с существенными изменениями в своей жизни, вероятность получения травмы значительно повышается. Эти данные подтверждают модель Андерсона и Уильямса, которая акцентирует внимание на необходимости учета множества психологических факторов во взаимосвязи между стрессом и травмами.

ОБЪЯСНЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТРЕССОМ И ТРАВМАМИ

Понимание того, почему спортсмены, подвергающиеся значительным стрессам в повседневной жизни, более подвержены травмам, очень важно с точки зрения создания специальных профилактических программ. На сегодняшний день взаимосвязь между стрессом и травмами объясняют две теории.

Нарушение концентрации внимания

Согласно одной из теорий, стресс нарушает концентрацию внимания, снижая периферическое внимание (Williams, Tonyman, Anderson, 1991). Нападающий футбольной команды в условиях значительного стресса может получить травму, поскольку не замечает защитника соперника, набегающего на него сбоку. При более низких уровнях стресса у нападающего было бы более широкое поле периферического зрения и, следовательно, он бы во время увидел приближающегося защитника и избежал столкновения и травмы.

Кроме того, выдвигается предположение, что повышенное состояние тревожности также приводит к нарушению концентрации внимания и нерелевантным мыслям. Например, служащий, бегущий трусцой во время обеденного перерыва, после ссоры с коллегой, может оказаться невнимательным к своему маршруту, не заметить ямки и подвернуть ногу.

Повышенное мышечное напряжение

Высокий уровень стресса может сопровождаться значительным мышечным напряжением, которое нарушает координацию движений и повышает вероятность получения травмы (NidefTer, 1983). Например, гимнастка при высоком уровне стресса испытывает чрезмерное мышечное напряжение, что может привести к ее к падению с бревна и травме.В 
Преподаватели и тренеры, работающие со спортсменом, у которого происходят значительные изменения в жизни (например, учащийся колледжа, родители которого разводятся), должны пристально следить за его поведением. Если у него наблюдаются признаки повышенного мышечного напряжения или существенные нарушения концентрации внимания во время занятий, целесообразно облегчить тренировочный процесс и подумать об использовании методов, направленных на снятие стресса (см. главу 14).

Другие объяснения взаимосвязи между стрессом и травмами

Спортивные психологи, работающие с травмированными спортсменами, идентифицировали факторы, которые, по всей видимости, предрасполагают спортсменов к травме. Ротелла и Хеймен (Rotella, Heyman, 1.986) выяснили, что заявления некоторых тренеров типа «Действуй жестко и всегда выкладывайся на 110 %» или «Если ты травмирован, ты не представляешь никакой ценности» повышает вероятность травмирования спортсменов.
«Действуй жестко и всегда выкладывайся на 110 %». Многие тренеры используют заявления типа «Выкладывайся полностью или уезжай домой», «Без боли нет успеха», которые символизируют ориентацию на максимальное усилие. Тренеры, поощряющие такое усилие, не акцентируя при этом внимания на возможности получить травмы, тем самым поощряют спортсменов на неоправданный риск (Rotella, Heyman, 1986). К примеру, футболиста команды колледжа могут поощрять и хвалить за то, что он «жертвует» собой в игре с соперниками. Это может продолжаться до тех пор, пока однажды этот футболист не получит серьезную травму.
Речь идет не о том, что спортсмены не должны играть напористо и жестко в таких видах, как футбол, регби и т.д. Не следует постоянно ориентировать их на максимальное усилие, чтобы спортсмены не рисковали понапрасну (например, игра головой в футболе при низко летящем мяче).

Следует также отметить, что многие спортсмены уверены в том, что они должны «тренироваться, превозмогая боль» и что всегда «чем больше, тем лучше». Это ведет к перетренированности и возникновению таких травм, как «теннисный локоть», «расколотая голень», «плечо пловца» и др.

Интенсивные физические тренировки действительно сопровождаются определенной степенью дискомфорта, однако спортсмены и занимающиеся должны отличать естественный дискомфорт вследствие высоких физических нагрузок и высокого объема тренировок от болевых ощущений, которые ассоциируются с началом травмы.

Бесполезность. Многие люди чувствуют себя никчемными в случае повреждения, причем это чувство может быть обусловлено различными факторами. Во-первых, этому могут способствовать тренеры, как непосредственно, так и косвенно, подчеркивая, что победа значит для них больше, чем благополучие спортсмена. Спортсмен, получивший повреждение, уже не вносит свой вклад в успех команды. Поэтому тренеру такой игрок больше не нужен. Спортсмены хотят быть полезными тренеру и иногда играют, даже получив повреждение, что в конечном итоге приводит к более серьезным травмам. А бывает и так: тренер говорит то, что нужно (например, «Твое здоровье важнее, чем победа»), но когда спортсмен получает повреждение, поступает наоборот. Игрока игнорируют, и он убеждается, что если травмирован, то больше не нужен. У таких тренеров игроки также продолжают играть с травмами.

Научите спортсменов и занимающихся отличать естественный дискомфорт, обусловленный высокими нагрузками и объемом тренировочных занятий, от болевых ощущений, знаменующих начало травмы

Болевые ощущения вследствие травмы и дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками

Шарон Тейлор тренирует команду пловцов, которую в последние годы преследовали травмы, вызванные усталостью. Вместе с тем пловцы команды гордятся своим тяжелым трудом. Воспользовавшись рекомендациями спортивного психолога Кейта Белла (1980), Шарон учила своих пловцов рассматривать естественный дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками (боль), как признак развития и прогресса. Для ее команды естественный дискомфорт был не сигналом к прекращению активности, а наоборот, — сигналом к увеличению нагрузки.

Поскольку подопечные Шарон не совсем правильно интерпретировали рекомендации Белла, Шарон поставила цель научить их отличать дискомфорт, обусловленный физическими нагрузками, от болевых ощущений, обусловленных травмой. Она заменила девиз команды «Без боли нет успеха» на «Тренироваться усердно, но не на грани своих возможностей». Она также изменила расписание тренировочных занятий, увеличив количество дней отдыха, и установила правило, согласно которому никто не должен заниматься плаванием или тренироваться с отягощениями в выходные дни. Периодически тренер обсуждала со своими подопечными разницу между ощущением дискомфорта и ощущениями, связанными с травмой, подкрепляя правильное поведение похвалой и поощрениями. Шарон, кроме того, проинформировала родителей спортсменов о необходимости обращать внимание на хронические болевые ощущения у их детей.

Со временем подопечные Шарон стали понимать разницу между болевыми ощущениями, обусловленными травмой, и естественным дискомфортом, обусловленным интенсивными тренировочными нагрузками. К концу сезона почти все пловцы команды оказались физически здоровыми.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ

Специалисты в области спортивной психологии и тренеры уже давно идентифицировали типичные психологические реакции на травмы. Одни люди расценивают травму как катастрофу (вспомните, например, футболиста Кента Милларда, о котором мы говорили в начале главы). Другие могут расценивать травму как своеобразную передышку, способ отдохнуть от напряженных тренировочных занятий, спасти свое реноме в том случае, если у них не клеится игра, или даже как приемлемое оправдание своего прекращения дальнейших занятий спортом.

Реакция огорчения

Наиболее типичной реакцией большинства людей на спортивную травму является реакция огорчения Кублер-Росса (KublerRoss, 1969). Люди, получившие травму, проходят процесс, включающий пять этапов (Hardy, Crace, 1990):

  1. отрицание;
  2. гнев;
  3. «заключение сделки»;
  4. депрессия;
  5. принятие и реорганизация.

После травмы у большинства людей наблюдается фаза отрицания. Находясь в состоянии шока, они не верят, что получили травму. После осознания реальности происшедшего наступает фаза гнева. Спортсмены начинают ругать себя и окружающих.

Затем наступает фаза «заключения сделки»: спортсмен пытается обосновать избежание реальности ситуации. Например, травмированный бегун может пообещать себе тренироваться еще более усердно или всегда быть приветливым с окружающими, если ему «повезет» быстро восстановиться. Во время четвертой фазы происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Понимая, что он больше не сможет продолжать занятия, спортсмен впадает в состояние депрессии и испытывает неопределенность в отношении своих будущих занятий. Пятая фаза — фаза принятия, когда спортсмен выходит из состояния депрессии и готов сосредоточить все свои силы на процессе реабилитации и возвращения к физической активности.

У большинства спортсменов наблюдается подобные реакции на травму, однако скорость и легкость «прохождения» всех пяти этапов могут существенно колебаться. Если один человек «проходит» эти этапы за 1—2 дня, то другому могут потребоваться недели и даже месяцы.

Все эти пять фаз могут не быть одинаково важными для спортсмена или занимающегося.

У большинства людей наблюдается типичная реакция на травму, однако скорость и легкость «прохождения» фаз этой реакции могут существенно колебаться

Другие реакции на полученную травму

Другие психологические реакции спортсменов и занимающихся на травмы приведены в табл. 21.1 (Petitpas, Danish, 1995).

«Утрата собственного лица» имеет особенно большое значение для спортсменов, которые видят себя только в спорте.

Спортсмены, которых травма может привести к окончанию спортивной карьеры, требуют специальной, часто продолжительной психологической помощи.

Признаки «ненормальной» реакции на травму

Как вы можете определить, является ли реакция спортсмена на травму «нормальной» или нет?

В табл. 21.2 приводятся признаки «ненормальной» реакции на спортивные травмы (Petitas, Danish, 1995). Если инструктор по физической подготовке или тренер обнаружат у кого-нибудь такие симптомы, они должны обсудить возникшую проблему с врачом.


Таблица 21.1.В
Психологические реакции, связанные со спортивными травмами


  • «Утрата собственного лица»В
    Когда спортсмены больше не могут принимать участия в соревнованиях вследствие травмы, они часто испытывают «утрату собственного лица», то есть они «теряют» часть себя, что серьезно влияет на самовосприятие.

  • Страх и тревожностьВ
    При травмировании у спортсменов могут наблюдаться высокие уровни страха и тревожности. Они беспокоятся о том, смогут ли восстановиться, не получат ли повторной травмы и т.п. Поскольку травмированные спортсмены не могут тренироваться и принимать участие в соревнованиях, у них много времени для того, чтобы волноваться.

  • Утрата уверенности в своих силахВ
    Многие спортсмены, получив травму, теряют уверенность в себе. Снижение уверенности может привести к снижению уровня мотивации, отрицательно повлиять на уровень физической активности, атакжепривести к дополнительной травме, поскольку спортсмены стараются компенсировать утрату уверенности, прилагая чрезмерные усилия.

  • Снижение уровня физической активностиВ Ввиду снижения уверенности всвоихсилах, а так-жеВ
    пропущенных тренировочных занятий уровень результатов спортсменов, перенесших травму, может снизиться. У многих спортсменов возникают определенные трудности ввиду сниженного уровня результатов после перенесенной травмы.

Данные Petitas, Danish, (1995)


Таблица 21.2.В
Симптомы возможной «ненормальной» реакции на спортивные травмы

  • Чувства гнева и беспокойства
  • Навязчивый вопрос: «Когда можно будет вернуться в строй»?
  • Отрицание (например: «Травма — незначительная»)
  • Слишком раннее возвращение к спортивной деятельности, ведущее к повторному травмированию
  • Чрезмерное хвастовство о достижениях Чувство вины перед командой
  • Подробное описание незначительных физических недомоганий
  • Быстрая смена настроения Заявления о том, что восстановлен и я не произойдет

Данные Petithas, Danish (1995)

РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ТРАВМ

В последние годы были достигнуты значительные успехи в реабилитации спортивных травм, а также повреждений, возникающих в процессе занятий физической культурой. В первую очередь следует отметить активное восстановление, менее инвазивные хирургические методы, а также тренировочные занятия с использованием отягощений. Новые психологические методы, в частности, холистический подход, предусматривающий одновременное излечение души и тела, также ускоряют процесс восстановления.

Холистический подход предусматривает одновременное излечение души и тела

Психология восстановления

В исследовании, целью которого было определить, как использование психологических методов содействует процессу реабилитации повреждений, ученые попытались установить, используют ли спортсмены, которые довольно быстро (менее 5 нед) восстанавливаются после травм колена и лодыжки, бальшее количество психологических методов и умений, чем те, у которых процесс восстановления длится более 16 нед (levleva, Orlick, 1991). Ученые проводили опрос, определяли отношение, наличие социальной поддержки, использование положительной внутренней речи, идеомоторных актов, постановки целей и т.д. Оказалось, что спортсмены, у которых процесс восстановления протекает быстрее, чаще используют постановку целей, положительную внутреннюю речь и идеомоторные акты, чем спортсмены, у которых процесс восстановления длится дольше.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что психологические факторы играют важную роль в лечении травм. Эти результаты подтвердил опрос тренеров. Визе, Вайс и Юкельсон (Weise, Weise, Yukelson, 1991) попросили тренеров привести основные характеристики спортсменов, которые лучше всех и которые хуже всех «справляются» с травмами. Тренеры отметили, что их различают такие характеристики, как готовность слушать тренера, сохранение положительного отношения к процессу реабилитации и самой травме, а также внутренняя мотивация (то есть мотивация самого спортсмена на восстановление).

В другом исследовании было установлено, что неспособность взять на себя ответственность за процесс реабилитации, неприятие факта повреждения и невыполнение режима реабилитации являются признаками «ненормальной» реакции на травму (Gordon, Milios, Grove, 1991). В этом исследовании в качестве положительных психологических реакций на травму тренеры указывали советы врача, приятие физических ограничений.

Лечение травм и восстановление

Результаты исследований показывают, что пришло время использовать холистический подход, который дополняет методы физиотерапии психологическими приемами, способствующими восстановлению после травм.

Психологические аспекты реабилитации повреждений вытекают из понимания реакций на травму. Однако одного понимания процесса реагирования на травму недостаточно. Осуществлению процесса реабилитации, в частности, способствуют такие психологические методы:

  1. установление взаимоотношений с травмированным человеком;
  2. информирование травмированного человека о том, как протекает процесс реабилитации;
  3. обучение специальным психологическим навыкам и умениям, направленным на осуществление реабилитации;
  4. подготовка травмированного человека к возможным рецидивам в процессе реабилитации;
  5. обеспечение социальной поддержки.

Реализацию этих методов должен взять на себя спортивный психолог.

Чтобы обеспечить полное восстановление, необходимо учитывать как физические, так и психологические аспекты реабилитации

Установление взаимоотношений с травмированным человеком. Человек, получивший травму, очень часто теряет уверенность, испытывает гнев, разочарование и становится уязвимым. Все эти эмоции затрудняют взаимоотношения с травмированным человеком. Очень важно попытаться понять, как чувствует себя человек, получивший травму, а также попытаться проявлять эмоциональную поддержку. Звоните ему, посещайте его, интересуйтесь, как идут у него дела. Однако не следует демонстрировать чрезмерный оптимизм относительно быстрого восстановления. Необходимо делать акцент на моральной поддержке всей команды («Это неприятный случай, Мэри, и тебе придется много поработать, чтобы восстановиться.

Но с тобой вся команда, и мы поможем тебе вернуться в строй»).

Старайтесь установить взаимоотношения с человеком, получившим травму.

  • пытайтесь понять, что он ощущает
  • обеспечивайте эмоциональную поддержку
  • проявляйте положительное, оптимистичное, но реальное отношение к травме

Информирование травмированного человека о том, как протекает процесс реабилитации.

Если вы работаете с человеком, который впервые получил травму, очень важно объяснить ему, чего следует ожидать в течение процесса восстановления. Постарайтесь объяснить потерпевшему сущность травмы. Например, если у борца — учащегося средней школы сломана ключица, вы можете взять ветку и показать на ней, как «выглядит» его травма.

Объясните потерпевшему, что он не сможет участвовать в соревнованиях в течение около 3 мес. Также отметьте (это очень важно), что через месяц он будет чувствовать себя намного лучше. В связи с этим у него может возникнуть желание слишком рано вернуться к обычному режиму тренировочных занятий, что чревато отрицательными последствиями.

Очень важно наметить осуществление процесса восстановления. Например, травмированному борцу можно порекомендовать через 2—3 нед начать занятия на велоэргометре, через 2 мес приступить к выполнению упражнений с полной амплитудой движения, а затем начать занятия силовой направленности и продолжать их до тех пор, пока восстановится обычный уровень силовых возможностей в поврежденном участке. Только после этого он сможет постепенно начать заниматься борьбой, выполняя вначале специальные борцовские упражнения и затем постепенно переходя к контактной борьбе.

Обучение специальным психологическим навыкам и умениям, направленным на осуществле ние реабилитации. Наиболее важными психологическими навыками и умениями с точки зрения реабилитации являются (Hardy, Crace, 1990; Petitpas, Danish, 1995; Wiese, Weiss, 1987):

  • положительная внутренняя речь;
  • визуализация или идеомоторные акты;
  • тренировка релаксации.

Метод определения целей включает определение даты возвращения к соревновательной деятельности, количество специальных терапевтических занятий, количество упражнений силовой направленности, выполняемых во время восстановительных занятий и т.п. Спортсмены с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию выполнять во время восстановительных занятий ббльший объем работы, чем рекомендуется. Это может привести к повторному травмированию. Поэтому крайне важно акцентировать внимание на необходимости строго придерживаться определенных задач (целей) и не выполнять больший объем работы только потому, что спортсмен чувствует себя намного лучше в какой-то из дней.

Люда с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию «перерабатывать». Восстанавливающийся спортсмен не должен превышать задания программы, даже если в какой-то из дней почувствует себя намного лучше

Использование внутренней речи играет большую роль в появлении чувства утраты уверенности в себе после повреждения.

Спортсмены должны научиться «выключать» отрицательные мысли («Мне никогда не станет лучше») и заменять их реальными и положительными («Я сегодня чувствую себя еще не совсем хорошо, однако я строго следую разработанному плану реабилитации и со временем полностью восстановлюсь»).

Визуализация или идеомоторные акты широко используются в процессе реабилитации. Травмированный спортсмен может представить себя в игровой ситуации, тем самым сохраняя высокий уровень игровых навыков и способствуя своему скорейшему выздоровлению. Он может также представить удаление поврежденной ткани и образование новой здоровой ткани, что ускорит процесс реабилитации. Иевлева и Орлик (levleva, Orlick, 1991) обнаружили, что использование идеомоторных актов ускоряет процесс лечения травм колена.

Тренировка релаксации может быть использована для снятия болевых ощущений и стресса, которые обычно сопровождают серьезные травмы. Методы релаксации можно также использовать для снижения общих уровней напряжения, а также для ускорения засыпания.

Обучение травмированного человека справляться с рецидивами. Процесс реабилитации разных людей протекает поразному, причем довольно часто бывают рецидивы. Поэтому крайне важно подготовить травмированного человека к возможному возникновению рецидивов. Во время фазы установления взаимоотношений с травмированным человеком сообщите ему о возможности возникновения рецидивов. Одновременно старайтесь поддержать его положительное отношение к процессу восстановления. Рецидивы — вполне нормальное явление, поэтому не следует впадать в панику.

Кроме того, необходимо периодически осуществлять переоценку целей реабилитации. Чтобы помочь травмированному человеку справляться с постигшей его неудачей, посоветуйте ему в случае рецидивов сообщить об этом людям, которые пользуются у него авторитетом. Обсуждая с ними свои проблемы, он может получить необходимую социальную поддержку.

Подготовьте травмированного человека к возможным рецидивам в процессе восстановления Обеспечение социальной поддержки. Социальная поддержка может иметь различные формы. Это может быть эмоциональная поддержка со стороны друзей и любимых, информационная поддержка со стороны тренера (например, «Ты на верном пути») или материальная поддержка (со стороны родителей, например).

Травмированные спортсмены нуждаются в социальной поддержке. Им необходимо знать, что о них беспокоятся товарищи по команде и тренер, им необходимо, чтобы люди выслушивали с вниманием их проблемы, им необходимо слышать рассказ о том, как другие спортсмены восстановились после такой же травмы. Адекватная социальная поддержка не происходит автоматически.

Как отмечалось выше, спортсмен, как правило, получает адекватную социальную поддержку сразу же после травмы и значительно реже и меньше — на последних стадиях восстановления. Не забывайте, что спортсмену, перенесшему травму, социальная поддержка нужна на протяжении всего процесса восстановления.

РЕЗЮМЕ

Психологические факторы влияют на распространенность травм, реакции на травмы и процесс восстановления. Такие психологические факторы, как стресс, могут быть предпосылками травм спортсменов и занимающихся.

Специалисты в области физической культуры и спорта должны выявлять условия, предрасполагающие к травме, особенно у людей с низким уровнем социальной поддержки и недостаточными уровнями развития умений и навыков справляться со стрессовыми жизненными ситуациями. При выявлении высоких уровней стресса необходимо использовать специальные методы, направленные на снятие стресса, а также внести соответствующие изменения в тренировочный процесс. Спортсмены должны научиться отличать естественный дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками, от боли, обусловленной повреждением. Они должны понимать, что отношение к занятиям по принципу «без боли нет успеха» может привести к травмам.

У травмированных лиц наблюдаются различные психологические реакции, которые, как правило, включают 5 этапов: отрицание, гнев, «заключение сделки», депрессию, принятие и реорганизацию. У них часто наблюдают также повышенную тревожность и чувство страха, сниженную уверенность в себе, снижение уровня физической активности.

Работая с травмированным спортсменом, следите за появлением симптомов «ненормальной» реакции на травму.

Психологические основы реабилитации включают такие аспекты: установление взаимоотношений с травмированным человеком, его информация о сущности травмы и протекании процесса восстановления, обучение специальным психологическим навыкам и приемам, таким, как определение целей, идеомоторные акты, релаксация, подготовка травмированного человека к возможным рецидивам в процессе реабилитации и обеспечение социальной поддержки.

Специалисты в области физической культуры и спорта должны проводить специальные занятия, направленные на профилактику травм, помощь получившим травму и обеспечение психологических условий, которые бы способствовали процессу восстановления.



Уэйнберг Р.
Гоулд Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *