А. Гусятников о велоспорте в России
До
Олимпиады-2008, стартующей 8 августа, остались считанные месяцы. Во-первых, в нашей стране велоспорт — один из самых заслуженных, ведь
в нынешнем году ему исполняется 125 лет, он один из самых
медалеемких в Олимпийской программе – в Китае будут разыграны 18 комплектов
наград.
Член руководящего комитета Международного Союза велосипедистов (UCI), Президент Федерации велосипедного спорта России (ФВСР), заслуженный мастер
спорта, заслуженный тренер России Александр Гусятников рассказывает.
ВОДИТЕЛЬ «МЕРСА» МОЖЕТ СПАТЬ
СПОКОЙНО
– Александр Михайлович, в июле
нынешнего года отечественному велосипедному спорту исполняется 125 лет. С чем
подходит к юбилею ваша федерация?
– На этот
многоплановый вопрос нельзя ответить односложно. Ведь велосипедный спорт – это
не легкая атлетика, где, образно говоря, если у тебя есть трусы и кроссовки,
можно тренироваться. Наш вид связан с дорогостоящей техникой. К тому же надо
учесть, что около десяти лет вообще выпали из развития российского велоспорта,
и только в последние 3–4 года пошел приток нового инвентаря в секции и
спортшколы. О какой массовости, о каких серьезных результатах могла идти речь,
если юноши тренировались на велосипедах харьковского завода выпуска 70–80-х
годов?! К счастью, этот нерадостный для всего нашего спорта период наконец-то
остался в прошлом.
Правда,
проблем у нас по-прежнему немало. Например, велосипедистам-шоссейникам для
тренировок нужны не только трубки и запчасти, но и машины сопровождения, и…
сами дороги. Не секрет, что на федеральных трассах велосипедисты вообще «вне
закона».
Когда мы
вместе с компанией ИТЕРА пришли работать в федерацию, в соревнованиях на юге
России участвовало лишь по сто с небольшим взрослых спортсменов и юниоров и
примерно столько же юношей. И это на всю необъятную страну! В последние годы
ситуация коренным образом изменилась. Несколько лет назад был сделан серьезный
шаг: в соответствии с регламентом Международного союза велосипедистов, который
требует, чтобы каждый спортсмен был защищен, чтобы он имел медицинское
обеспечение и страховки от несчастного случая и гражданской ответственности, мы
подписали очень выгодный договор с РОСНО и застраховали лицензию. Человек,
который выходит у нас на старт, а без лицензии его не допустят, имеет страховку
от несчастного случая и гражданской ответственности. Поэтому мы спокойны: если
гонщик во время соревнований случайно повредит дорогой «Мерседес», то будет
страховкой защищен, а не побежит продавать свою квартиру.
– И где в основном проходят гонки?
Какие регионы ходят в передовиках?
– Главная
точка проведения наших соревнований – это Краснодарский край. В силу известных
причин мы потеряли для тренировок Крым и Среднюю Азию, поэтому в основном
сосредоточены на этом «пятачке».
Что
касается наших передовиков, то очень хорошо работает Москва, к тому же туда, в
училище олимпийского резерва, едут многие спортсмены из регионов. В Подмосковье
отмечу Щелковское училище олимпийского резерва. Провела реорганизацию Самара,
где известный в прошлом гонщик Николай Сытник возглавил направление по работе с
юношами и уже добился заметных результатов. Отмечу и клуб «Агидель» из Уфы,
получивший поддержку главы Башкортостана. Клубу выделена недвижимость, он
получил стабильное финансирование. 20 микроавтобусов «газель» выделил президент
Муртаза Рахимов велосипедным секциям. На Дальнем Востоке и в Сибири традиционно
сильны Чита и Омск. На юге России – это, конечно, Майкоп, где вице-президент
ФВСР Анатолий Лелюк лично курирует детско-юношескую школу и около 15 лет
проводит известную гонку «Дружбы народов Северного Кавказа». Когда в Чечне шли
военные действия и в регионе было неспокойно, он умудрялся провести гонку от
моря до моря – от Махачкалы до Сочи! Эту многодневку мы проводим в ранге
чемпионата России. В Краснодарском крае сам бог велел развивать велоспорт: там
и погодные условия оптимальные, и есть с кого брать пример, потому что туда
приезжает много сильных гонщиков из других регионов. Ударно трудятся Тула,
Ростов, Чебоксары. Радует Орел, который не блистал в советское время. Отмечу,
что Денис Меньшов, единственный наш гонщик, дважды выигравший такой гранд-тур,
как «Вуэльта», родом как раз оттуда. Губернатор Егор Строев оказывает
велоспорту в области серьезную поддержку, в том числе материальную. Надо отдать
должное и самому Денису Меньшову, он один из немногих профессиональных
гонщиков, который постоянно всячески помогает местной ДЮСШ.
– Орел обязан помогать Орлу!
– Вы
правы. Мы коснулись сейчас велосипедного спорта в целом. Если смотреть по
направлениям, по дисциплинам, то, наверное, самое трудное положение сейчас у
трековиков. Потому что в России единственное крытое спортивное сооружение – это
велотрек в Крылатском. Да, дорожка там до сих пор хорошая, на ней
устанавливались и по-прежнему устанавливаются мировые рекорды. Спасибо
московским профсоюзам, которые поддерживают велотрек на плаву, но дорожка там
длиной
333 м.
А на таком полотне проводить чемпионаты мира и Олимпийские игры UCI не
рекомендует. Это прежде всего связано с телетрансляциями. Телевизионщики
посчитали, что им удобнее работать на треке с дорожкой
250 м. Нашей стране как
воздух нужен современный трек длиной
250 м. Есть инициатива построить такой трек в
Самаре, ее выдвигал прежний губернатор Константин Титов. Но мы думаем, что и
новый глава Владимир Артяков, который вошел в члены попечительского совета
ФВСР, будет уделять внимание этой проблеме.
СТАВКА НА МОЛОДЕЖЬ
– По-хорошему, наверное, на такую
огромную страну современных треков нужно не менее четырех?
–
Оптимально иметь по велотреку в каждом большом регионе – в Сибири, на Урале, в
Центральной России, на Северо-Западе. Их можно понастроить и больше, но кто там
будет работать? Ведь самая большая проблема – отток тренерских кадров, который
произошел в начале 90-х годов. Естественно, его сразу не восполнить. Сейчас мы
создали профессиональную велокоманду континентального уровня «Катюша» и
пригласили туда на работу наших молодых ребят. Да, мне многие с упреком теперь
говорят: «Вы что, не могли найти кого-то из великих гонщиков?» Но не надо
забывать, что великие спортсмены хотят защищать цвета уже состоявшихся звездных
команд! Менеджером «Катюши» стал Алексей Сиваков, ему мы доверили руководство.
Этот молодой человек прошел хорошую школу советского велосипедного спорта, а
затем и профессиональные «университеты», выступая сначала за «Рослотто», а
позже во французских и польских командах. Спортивным директором стал Сергей
Морозов, которому помогает совсем молодой Андрей Пчелкин, недавно завершивший
спортивную карьеру. Именно на такую боеспособную молодежь сегодня и надо делать
ставку. Эти люди будут заниматься континентальной командой, а в ФВСР пришли
молодые Максим Корпачев, Александр Богазеев, да и Игорь Струтинский не такой
старый. Конечно, чтобы эти люди стали настоящими «волками» своего дела, нужен
не один год.
Однако нам
приходится решать не только чисто спортивные проблемы. На последнем мировом
первенстве серебряную медаль, как вы помните, завоевал Александр Колобнев. Но
нельзя говорить, что она завоевана им одним! Ведь групповые гонки – это гонки,
в которых на лидера работает вся команда. Если она отработала как часы, только
тогда может прийти успех. Да, заключительная фаза, финишный спурт остается за
одним гонщиком, но вся подготовительная работа делается сообща. Поэтому очень
неприятно выслушивать, когда руководители нашего спорта на государственном
уровне отмахиваются от наших предложений о материальном и моральном
стимулировании спортсменов.
ТУРИСТОВ НЕ ПОВЕЗЕМ
– Если это не секрет, как должна
«озолотить» великую спортивную державу Россию на Олимпиаде-2008 ваша федерация?
Сколько лицензий уже завоевано?
–
Мужчины-шоссейники отбор завершили. Лицензий получено по максимуму: 2 – в гонке
на время и 5 – в групповой гонке. И в маунтинбайке тоже закончился отбор, мы
имеем 2 лицензии у женщин и 1 – у мужчин.
Туристов в
Китай мы не повезем. Например, на шоссе у нас подбирается неплохая команда.
Наверное, одна из сильнейших за последние годы. Она была собрана на последнем
чемпионате мира, где у нас стартовали 9 человек, а в Пекине по регламенту будут
стартовать всего 5. Для ведения тактической борьбы это неплохо. Чем короче
«хвост» команды, чем меньше людей, тем выгоднее для большинства команд. И
разбор медалей пойдет не обязательно среди итальянцев или французов. И другие
страны, имея 2–3 гонщиков экстра-класса, будут иметь возможность сражаться за
олимпийские награды.
– А что происходит на нашем
многострадальном треке?
– Там на
сегодняшний день обстановка непростая. В последний год была утверждена новая
система квалификации – по общему рейтингу. И, конечно, очень малое количество
спортсменов будет участвовать на Играх в Пекине в своих дисциплинах, что
накладывает отпечаток очень жесткой борьбы. Все это не просто, но мы пока в
отборе, боремся. И в командной гонке, и – что особенно приятно – в командном
спринте, это так называемый «олимпийский километр».
Есть
определенный рост результатов, что очень приятно. Набирает силу Светлана
Гранковская. Конечно, она еще не в том состоянии, в каком хотелось бы, но еще
есть время. Очень обидно, что в своих разборках, непонятных идеях потерялась
Ольга Слюсарева. Мне кажется, что она не хочет готовиться к Пекину в очень
жестких условиях. Поиск тепличных условий и причин, по которым что-то не
получается, не дает ей двигаться вперед. Думаю, ей очень сложно будет
отобраться на Олимпийские игры. Многое покажет чемпионат мира, который
состоится в конце марта в английском Манчестере.
– Давайте перейдем к самому
звонкому – медалям.
– Честно
скажу, поначалу мы планировали 5 медалей: 2 золотые, 1 серебряную и 2
бронзовые. Но после серьезных размышлений решили, что будем стремиться
завоевать 6 олимпийских наград. Раскладывать медали по отдельным дисциплинам я
бы сейчас не стал. Замечу, что мы имеем шанс бороться за награды на шоссе,
желательно за 2. Хотелось бы побороться за медаль в маунтинбайке и в ряде
трековых дисциплин. При правильном подходе к делу можно говорить о шансах в
командной гонке.
– Осенью прошлого года ФВСР
приросла весьма авторитетным попечительским советом во главе с Сергеем
Чемезовым. Легче стало решать вопросы?
–
Безусловно! У нас появился реальный шанс поднять наш любимый вид спорта на
совершенно новую высоту. Судите сами: если раньше мы в первую очередь ощущали
поддержку руководителя МГК «ИТЕРА» Игоря Макарова и Всероссийской ассоциации
летних олимпийских видов спорта во главе с президентом компании «Роснефть»
Сергеем Богданчиковым, то теперь российскому велосипедному спорту собирается
помогать целый ряд серьезных структур.
Говорю как
гонщик, как тренер и как президент: спортсменов необходимо поддерживать. И не
обязательно длинным рублем! Главное – вовремя и правильно это преподнести.
Например, звание «Заслуженный мастер спорта» – это прежде всего признание
народа за выполненную работу.
\»РОДНАЯ
ГАЗЕТА\» № 7(236), 06 марта
2008
г., полоса 74
Николай ПАРИЛИН