Велосипед – это модно
На днях в Великобритании
был объявлен конкурс на звание самого «велосипедного» города. Победивший в
конкурсе город получит финансирование, которое обеспечит городу возможность сделать
велосипед единственным видом общественного транспорта. В Англии вообще не на
шутку взяли за горло автолюбителей и обвиняют их в том, что они готовы садиться
в автомобиль, даже когда им нужно зайти к соседям. Атмосфера городов в первую
очередь страдает от автомобильных выхлопов. С этим порочным явлением в Англии
теперь борются на самом высоком, правительственном уровне.
Необходимость
общественного транспорта, который был бы доступен каждому, но при этом не
загрязнял городскую атмосферу, давно назрела, да и не только в Англии.
Экологическая ситуация в крупных городах мира оставляет желать лучшего, в
основном из-за множества машин, колесящих по улицам. Но понятно, что простыми
уговорами народ от автомании не избавишь. Уж если кто привык передвигаться на машине
даже в пределах собственного квартала, то его трудно упросить ходить пешком.
Поэтому в Британии и была разработана правительственная программа по пересадке
народонаселения из автомобилей на велосипеды. Как же сделать так, чтобы
англичане крепче полюбили двухколесный транспорт?
Ну в общем-то, велосипед –
это модно. В Европе железная лошадка явно вошла в число продвинутых вещей.
Британцам пример показал Лондон. Поскольку законодателем мод всегда проще стать
столице, лондонские власти еще в начале этого года взялись за создание сети
станций проката велосипедов. Кстати, они не сами это придумали – подобные сети
существуют во Франции. В городском бюджете Лондона даже была заложена строка –
в велосипедный проект намерены вложить 500 млн фунтов. Этого хватит на то,
чтобы снабдить городские улицы 6 тыс. велосипедов. Сами же станции проката
будут расположены на расстоянии около
300 метров друг от
друга.
Идея пересадить население
на велосипеды очень удачно сработала в Париже. В начале прошлого лета там
открылась система велостанций, которая мгновенно обрела популярность и даже
масштабы народных гуляний. Работает это очень просто: 750 пунктов проката
действуют по всему городу. Более 10 тыс. велосипедов, каждый из которых можно
арендовать при оплате пластиковой карточкой. Причем данная конкретная машина не
привязана к точке старта – вернуть «коняшку» можно на другом конце города. По
сравнению с автомобилем, который стоит в пробках, требует парковки, ухода,
охраны, да еще и портит воздух, велосипед выглядит буквально как ангел
небесный. Он не просит ничего, кроме оплаты аренды, а от другого экологичного
транспорта, лошади, отличается тем, что не ест овса и не пачкает улиц.
Защита окружающей среды –
вот наша цель. Так сказал мэр Лондона Кен Ливингстон, решивший последовать
примеру Парижа. А чтобы помочь лондонцам влюбиться в велосипед, он еще и ввел
плату, которая теперь взимается с автовладельцев за въезд в центр Британской
столицы – по
25 фунтов
в день. Экологические тревоги оказались не чужды и всей остальной Британии.
Правительство выделило средства на реализацию проекта «велосипедизации всей
страны». Конкурс, в котором примут участие все желающие населенные пункты,
выявит самый охваченный любовью к езде на великах город, чтобы именно там
организовать окончательное и бесповоротное внедрение велоспорта в массы. Это
будет город, свободный от автомобилей. Езда на бензиновых двигателях там будет
полностью отменена. Министр транспорта Великобритании Рут Келли всецело
поддержала проект. «Я не вижу никакой причины, почему это не может быть
масштабно осуществлено, — сказала она. Кроме победителя конкурса, будут выбраны
еще шесть городов, где велосипеды просто будут более активно внедряться в
жизнь, хоть и не полностью вытесняя авто. Правда, для безопасности и удобства
большого количества участников дорожного движения, придется построить новые
велострады и разъезды, которые бы давали возможность им двигаться не в одном
потоке с машинами. Но это уже нюансы. Британский государственный бюджет
наверняка выдержит такие расходы. Города, победившие в конкурсе на
финансирование, будут известны в июле.
ОЛЬГА ФИЛАТОВА