Техничка

Что нужно делать всегда

Проверка цепи

Время:

5 минут

Инструменты:

— Индикатор износа цепи

— Щетка

— Смывка для смазки

— Смазка

Если у тебя есть измеритель износа цепи, измерь ее, чтобы узнать
имеет ли смысл заморачиваться дальше или твоя цепь – достояние
прошлого. Если она жива, то нанеси смывку для смазки, подожди немного и
смой все жесткой щеткой с горячей мыльной водой. Дай высохнуть или
вытри тряпкой, а потом нанеси водовытесняющее средство. Затем снова
вытри цепь насухо и смажь смазкой. Смазка должна быть внутри цепи,
поэтому ототри снаружи все излишки, иначе к ней будет прилипать грязь.
Если цепь растянута, ее обязательно нужно заменить. Это гораздо
дешевле, чем менять потом всю трансмиссию. Растянутая цепь очень быстро
убивает звезды системы и кассету, и новую цепь на них уже не поставить
– она будет проскакивать. Мы рекомендуем цепи SRAM или KMC, потому что
на них есть замки, с помощью которых цепь можно снять и поставить без
инструментов и осложнений.

Тормозные ручки и переключатели

Время:

2 минуты

Инструменты:

— Крестообразная отвертка

— Смывка для смазки

— Смазка

Эти детали требуют всего каплю смывки, чтобы удалить выступившее на
корпус масло и вытереть его тряпкой насухо. На оси вращения тормозных
ручек надо нанести немного масла из баллончика лучше с трубочкой, чтобы
не поливать все вокруг. Лишнее вытереть. В манетках типа RapidFire
(Shimano или SRAM) нужно снять заглушку, закрывающую место, через
которое вставляется тросик (маленькая пробочка со шлицом под
крестообразную отвертку), и туда тоже брызнуть немного смазки.

Рубашки и тросики переключателя

Время:

5 минут

Инструменты:

— Смывка для смазки

— Смазка

— Тряпка

Переключи задний переключатель на самую большую звезду (обычно 32
зуба), а потом, не вращая педали, скинь на самую маленькую. Цепь не
даст переключателю сильно сдвинуться, но при этом ослабнет тросик, и ты
сможешь без особого труда отстегнуть рубашки от рамы. Двигая их по
тросику туда-сюда и добавляя на тросик смывку, их можно прочистить, а
потом и смазать жидким маслом. При этом не надо ничего разбирать, а
значит потом настраивать. Если тросик капитально заржавел или рубашка
протерлась/заломилась, их придется заменить.

Тормозные колодки

Время:

5 минут

Инструменты:

— Смазка

— Наждачная бумага

— Шестигранник 5 мм

Расстегни вибрейк и дай рычажкам раздвинуться до упора. Теперь ты
можешь взглянуть в лицо своим колодкам. Повыковыривай из них большие
камушки и куски обода, потом пройдись мелкой шкуркой, чтобы удалить
налипшую мелочь. Если накладка сношена до метки максимального износа,
можешь этого и не делать 😉 просто замени колодки/накладки. Проверь
правильность положения колодки и убедись, что она затянута. Не помешает
капнуть немного жидкой смазки в загнутую трубочку, подводящую тросик.
Пользователям дисковых тормозов надо извлечь колодки (при этом
постараться не потерять стопорные шплинты и т.д.). Если толщина
материала накладки меньше 1 мм или износ неровный, колодки надо
заменить. Не забудь заглянуть в суппорт, вдруг там что-нибудь
застряло.

Рама

Время:

5 минут

Инструменты:

— Глаза

— Внимательность

— Полироль

Само собой разумеется, ты должен регулярно осматривать свою раму на
предмет вмятин, погнутостей и, самое важное, трещин. Основные места их
появления – под нижней трубой при соединении ее с рулевой. Также
внимательно осмотри косынки, точки крепления задней подвески, дропауты,
особенно со стороны заднего диска. Дисковый тормоз создает
дополнительную нагрузку на верхнее перо особенно в месте крепления
суппорта к перу. Как это ни грустно, но рама с трещиной должны быть
утилизированы. Если она внезапно развалится, ты рискуешь получить очень
серьезную травму. Царапины можно убрать средством типа T-Cut (таким же,
как для автомобилей), можно даже точно попасть в цвет.

Седло

Время:

5 минут

Инструменты:

— Средство для защиты кожаных изделий

— Тряпка

— Суперклей

Осень–
тяжкое время для седел. Постоянные замачивания и общение с грязью и
мокрой лайкрой. Радуй свое седло регулярной сушкой (но не направляй на
него тепло напрямую, иначе оно сморщится). Высохшее седло неплохо бы
пропитать специальным средством для защиты кожи. Оно придаст
водоотталкивающие свойства. Главное, дай ему высохнуть, прежде чем
ехать, иначе на твоих штанах появится \»черная метка\». Если кожа снизу
начинает отклеиваться, воспользуйся суперклеем.

Каретка

Время:

15 минут

Инструменты:

— Выжимка шатунов

— Ключ для каретки

— Тряпка

— Смазка

Переключись на маленькую звезду и сбрось с нее цепь на корпус
каретки. Убедись, что в разных положениях шатунов люфт каретки
отсутствует. Крутани шатуны – они должны крутиться легко и свободно.
Если нет – настало время замены (картриджные и внешние подшипники не
поддаются чистке и ремонту). Не забудь удалить грязь и ржавую воду из
корпуса. Используй смывку для смазки, чтобы почистить резьбу. Нанеси
свежую смазку (не жадничай), установи каретку обратно и вытри все
лишнее.

Рулевая колонка

Время:

10 минут

Инструменты:

— Нож

— Смывка для смазки

— Тряпка

— Смазка

Сними крышку, вынос, проставочные кольца и вытащи вилку. Сними
крышку с верхней чашки и облей все смывкой для смазки. Если подшипник
открытый, вытащи сепаратор с шариками и ототри их до блеска. Если
шариков не хватает, на них есть сколы или темные точки – время менять
шарики (обычно вместе с сепаратором). Посмотри на дорожки в чашке и на
конусе. Они должны быть гладкими, ровными и блестящими. Если на них
есть ямки или задиры (следствие перетягивания рулевой), рулевую колонку
придется поменять целиком. Если в твоей рулевой закрытые
промо-подшипники, есть два варианта добраться до них. Можешь или
аккуратно снять с них пыльники, прикрывающие шарики сбоку и заменить
смазку, или поменять подшипник целиком. Перед тем как запрессовывать
новый подшипник, не забудь смазать чашку. Если у тебя нет пресса,
подложи что-нибудь деревянное под молоток или пользуйся киянкой. Не
забудь удалить лишнюю смазку.

Подвеска

Время:

10 минут/несколько дней

Инструменты:

— Мыльная вода

— Зубная щетка

— Ветошь

Используй теплую мыльную воду и зубную щетку, чтобы окончательно
отмыть вилку и амортизатор. Обрати особое внимание на пыльники (но не
залезай под них, это может привести к загрязнению масла, и ты можешь
случайно поцарапать ноги). Если вилка начинает подтормаживать – это
явный признак того, что пора менять масло. Вообще, если вилке больше 2
лет, то масло точно надо менять. Большинство вилок можно обслуживать в
домашних условиях. В этом нет ничего сложного. Однако мы советуем
обращаться в мастерские. Как правило, сервис не занимает много времени,
а в мастерских есть и все необходимые расходные материалы.

Подседельный штырь

Время:

2 минуты

Инструменты:

— Смывка для смазки

— Тряпка

— Смазка

Вытащи штырь, удали с него смазку. Смажь заново и вставь на место,
но не забудь перед этим сделать то же самое с внутренней поверхностью
подседельной трубы. Не наноси слишком много смазки, а если твой штырь
из карбона, используй совместимую с карбоном смазку или не смазывай
вообще.

Грипсы

Время:

5 минут

Инструменты:

— Спрей

— Лак (для волос, можно взять у сестры)

Сними грипсы и протри под ними руль. Промой грипсы горячей водой
из-под крана и дай им высохнуть на воздухе, прежде чем воспользоваться
лаком из баллончика. Лак работает, как клей, с той лишь разницей, что
его можно растворить водовытесняющим спреем. Разумеется, никогда не
поздно перейти на прикручивающиеся грипсы типа ODI, которые фиксируются
на руле двумя 2,5-миллиметровыми винтиками. Еще такие же делают Trek и
Yeti.

Кассета

Время:

10 минут

Инструменты:

— Смывка для смазки

— Щетка

— Масло, спрей

Сними кассету и обильно полей ее смывкой для смазки. Потом возьми
щетку и хорошенько пройдись по ней. Обрати внимание на лапки паука (на
которых закреплены звездочки). Именно там чаще всего прячется грязь.
Внимательно осмотри корпус трещетки. Если он заржавел, почисти его и
спрысни маслом из баллончика. Поставь кассету на место.

Советы механика

Болтики, винтики, шарики от подшипников и другие мелкие детали имеют
очень неприятную привычку. При первой же возможности они разбегаются и
прячутся по щелям, откуда их уже не достать. Поэтому очень полезно
складывать всю мелочевку в какую либо емкость. Идеально подходят
пластиковые крышки от спреев. Чистота – залог здоровья Прежде чем
ремонтировать байк, стоит запастись достаточным количеством бумажных
салфеток и применять их по прямому назначению. Это гораздо удобнее, чем
старая грязная тряпка. Чем меньше ты пачкаешь себя и все вокруг, тем
быстрее и легче делается работа.

Вопрос — ответ

У тебя нет времени мыть велосипед?

Ерунда. Минимальная чистка байка занимает 5 минут – столько же,
сколько ты тратишь на чашку чая после катания. Обычно помогает заранее
приготовленное ведро с водой, щетками, губками и чистящим средством.
Скорее всего, ты этим воспользуешься. Мы предлагаем три варианта
помывки разной продолжительности, которыми ты сможешь воспользоваться в
зависимости от времени, которым ты располагаешь.

5-минутное полоскание Все, что можно успеть за пять минут: смыть
грязь с рамы, покрышек, кассеты и цепи, применить водовытесняющий спрей
и смазку для цепи. Это абсолютный, необходимый минимум процедур после
катания в мокрую/грязную погоду. 15-минутная чистка Еще за 10 минут
ты успеешь почистить и смазать тросики. Почистить и проверить каретку и
рулевую. Убедиться в отсутствии в них люфтов и хруста от песчинок. И
проверить износ колодок. 30-минутная полировка За полчаса можно
действительно внимательно заглянуть во все укромные уголки и навести
порядок даже там, куда обычно не доходят руки с щеткой. Обрати внимание
на манетки и тормозные ручки, переключатели, втулки и кассету. Сделай
себе и байку приятное – натри раму полиролью, это не только защитит
лак, но и вернет раме изначальный блеск и цвет, а средство для чистки
пластика и резины превратит его практически в выставочный образец.

Мочить или не мочить?

Используй воду, когда моешь свой байк, и чем горячее, тем лучше,
особенно если коровьи лепешки уже присохли. Но если речь идет не о
ведре, а о шланге, то не все так однозначно. Конечно, мы воспользуемся
любым шлангом для мытья, от садово-поливочного с низким давлением и без
насадки до автомоек высокого давления. В нормальных руках это только
удвоит скорость работы. Однако можно накликать проблемы на собственные
втулки, каретку и подшипники в подвеске. Несмотря на то, что все
подшипники закрытые, их пыльники не в состоянии противостоять
продолжительному или многократному прямому попаданию струи воды под
высоким давлением. В итоге у тебя будет слишком чистый и очень
скрипучий байк без капли смазки. Если ты пользуешься шлангом, то
направляй струю на трубы рамы и покрышки и старайся не попадать на
рулевую, каретку и втулки. Летом, как правило, можно обойтись вообще
без воды. Стирай пыль и засохшие комки грязи мягкой сухой тряпкой.

Материал опубликован в Mountain Bike #11 (аперль\’06)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *