Велоспорт-BMX

Когда-то Мордовия представляла в BMX всю Россию!

Мордовия является родоначальницей ВМХ-спорта в России. В начале 1990-х годов в Саранске появились первые в стране велодром и клуб ВМХ-спорта. Причем инициатива исходила не из высоких кабинетов. Новый вид развивался исключительно силами механического завода.

О прошлом ВМХ-спорта МИХАИЛУ НИКИШИНУ поведал тренер Анатолий Беляев, стоявший у отечественных истоков.


В 1991 году на Саранский механический завод, освоивший выпуск подростковых велосипедов «Кросс», приехали за товаром несколько спортсменов из Латвии. Это были работники парфюмерного концерна «Дзинтерс», которые занимались ВМХ-спортом. «А мы даже не знали, что существует такой вид, — вспоминает Анатолий Беляев. — На встрече с директором завода Вадимом Раковым гости рассказали о новом виде спорта. Заодно попросили ускорить отгрузку велосипедов, ведь на «Кроссы» была большая очередь, они пользовались спросом не только в России. После этой беседы Вадим Михайлович командировал меня в Латвию. Тогда я работал инструктором по спорту на механическом заводе».

Из поездки Беляев привез эскиз велодрома, и Раков решил построить такую же трассу в Саранске. «В Латвии я был просто поражен, впервые увидев ребят, взмывающих на несколько метров над горочками, покрытыми доломитовой крошкой. В голове не укладывалось, как можно прыгать на велосипеде? Зато через несколько лет мы уже сами декламировали слоган: «Летайте велосипедами Саранского механического завода!» — улыбается тренер.

Вадим Михайлович РАКОВ — человек, без которого не было бы велоспорта ВМХ в России! Генеральный директор ПО «Саранский механический завод».
Фото из личного архива Анатолия Владимировича Беляева



Велодром построили всего за 2,5 месяца на пустыре между улицей Большевистской и проспектом Ленина, который раньше назывался Поташным оврагом. Это был первый в России объект для ВМХ-спорта. «Стройка стала поистине народной, — рассказывает Беляев. — Сотрудники завода добровольно приходили поработать вечерами и в выходные. Когда трасса была практически готова, Вадим Михайлович увидел по телевизору, что на киевском стадионе «Динамо» сделали поле с подогревом. Он решил, что наш трек тоже должен работать круглый год. Быстро выписали украинских специалистов, они за три недели поставили оборудование, и объект был сдан в эксплуатацию».

15 сентября 1991 года на саранском велодроме прошли первые в России соревнования по ВМХ-спорту. На трассу вышли гонщики заводского клуба «Кросс», велосипедисты-шоссейники с «Центролита» и 84 велогонщика из Латвии. Первым и единственным из местных спортсменов на пьедестал тогда поднялся Саша Агапов. Он стал бронзовым призером в возрастной категории мальчиков не старше 10 лет. Это был большой успех. Прибалтийские велогонщики до сих пор являются законодателями мод в ВМХ-спорте. Среди мировых федераций Латвия занимает третье место, что дает ей право посылать на Олимпийские игры максимальное количество участников — 3 человека. После этого турнира мода на ВМХ-спорт пошла распространяться по стране: достаточно быстро эстафету подхватили Москва, Омск, Иркутск и другие города.

В 1992 году саранский велоклуб «Кросс» был принят в Международную федерацию ВМХ-спорта, которую возглавлял голландец Луи Фридох. «Тогда мы представляли всю Россию, — с гордостью вспоминает Анатолий Беляев. — Через нас оформлялись приглашения на соревнования и выезд за рубеж. В том же году начали сотрудничать с Федерацией велосипедного спорта России, которую возглавлял Ростислав Варгашкин. Я стал главным тренером сборной России по велоспорту ВМХ. Возглавлял национальную команду больше 15 лет, пока за развитие ВМХ не взялась Москва. После денежных вливаний пост наставника сборной занял житель столицы».

«Тогда мы представляли всю Россию, — с гордостью вспоминает Анатолий Беляев. — Через нас оформлялись приглашения на соревнования и выезд за рубеж. В том же году начали сотрудничать с Федерацией велосипедного спорта России, которую возглавлял Ростислав Варгашкин. Я стал главным тренером сборной России по велоспорту ВМХ. Возглавлял национальную команду больше 15 лет, пока за развитие ВМХ не взялась Москва. После денежных вливаний пост наставника сборной занял житель столицы».



С 1993 года в России стали проводиться национальные чемпионаты, где саранские велогонщики играли ведущие роли. Тогда же местные спортсмены стали участвовать в международных соревнованиях — Кубке Европы, клубных и личных чемпионатах Старого Света. Кроме Александра Агапова другими яркими представителями первой волны мордовского ВМХ-спорта стали Владимир Левин (первым в России выполнил норматив мастера спорта), Вячеслав Цыбизов, Наталья Цапко, Ольга Зайцева (первая чемпионка России). На протяжении многих лет стабильные результаты показывали Денис Горюнов и Юрий Краснописцев.

«Нашим первым международным турниром был Кубок Метропы в Венгрии, — говорит Беляев. — Около 20 ребят на заводском автобусе отправились в чужую страну, не прихватив даже палаток. Денег на гостиницу тоже не было. Мы самонадеянно посчитали, что братья-венгры не оставят нас на улице. Оставили… Пять суток ночевали в ЛАЗе. Выдающихся результатов не показали, но свое существование обозначили».

В 1994 году два саранских гонщика — Александр Агапов и Владимир Арюков — участвовали в международной экспедиции на Северный полюс, где устроили гонки на велосипедах «Кросс». После северных телерепортажей о ВМХ-спорте узнало еще больше россиян. Анатолий Беляев с гордостью вспоминает Всемирные юношеские игры 1998 года в Москве. Мордовские спортсмены отдувались за весь российский велоспорт, а Беляев был назначен председателем оргкомитета турнира по ВМХ-спорту.

Воспитанники Анатолия Владимировича Беляева Александр Паршин и Владимир Арюков. В 1994 году два саранских гонщика — Александр Агапов и Владимир Арюков (на фото) — участвовали в международной экспедиции на Северный полюс, где устроили гонки на велосипедах «Кросс». Фото из личного архива Анатолия Владимировича Беляева



«Вскоре после сдачи первого велодрома в юго-западной части Саранска построили второй трек, появилась своя трасса в Рузаевке, — вспоминает тренер. — Жаль, что директора Вадима Ракова перевели на работу в Министерство социальной защиты РМ. Если бы он остался на механическом заводе и возглавлял ВМХ-движение, то сегодня этот вид спорта был бы более массовым, спортсмены — более опытными, а результаты — выше».



«В 1996 году Правительство РМ подписало документы о создании регионального центра ВМХ, — говорит Беляев. — Планировалось создать его филиалы в Зубовой Поляне, Лямбире и Ардатове. Одним из первых директоров ВМХ-центра стал Андрей Раков. Тренеров мы подбирали с Геннадием Дудкиным, талантливым велосипедистом-шоссейником.

Потом центр перерос в детскую спортшколу, где я стал директором. Глава Мордовии Николай Меркушкин поддержал идею построить крытый тренировочный трек на месте незаконченной автостоянки в районе ТЭЦ (48 на 72 метра). Позже власти республики приняли решение сделать более современный велоцентр в другом месте. Теперь единственный в мире крытый велодром для ВМХ-спорта может принимать соревнования международного уровня круглый год! Правда, тогда я уже оставил пост директора спортшколы, и строительство шло без меня».

Источник: Столица С (13.12.2011 г.)