Велотуризм

Велопоход по Грузии, сентябрь 2023 (часть 1)

Очередной поход в Грузию пензенского велоклуба.

Даты: 18 сентября — 28 сентября 2023 года

Трек: Tbilisi — Akhalkalaki — Bareti — Bakuriani — Aspindza — Akhaltsikhe — Keda — Batumu (540км, набор 8800м)

Доступен для просмотра тут: https://nakarte.me/#m=10/41.53480/42.66403&l=O&nktl=wmzL0DialABha8zQ0OUfzw

Обзорная карта маршрута

Страна сейчас оказалась самой удобной с логистической стороны, чтобы встретиться с лучшими друзьями. Пусть маршрут проходит и не по самым популярным и красивым местам, но это не главное для тех кто любит велосипед, дорогу, ночевки на природе и душевную компанию.

Этот поход уже второй по Грузии. Первый состоялся в 2015 году и он оставил яркие воспоминания. Примерно в этих годах и последующие был какой то расцвет туризма в Грузии, направление было очень популярным для Россиян. Я тоже побывал там еще раз, но в формате семейного автопутешествия. И вот в очередной раз велопоход, уже как бы и не интересно. Но интерес был просто собраться и встретится с большой компанией старых друзей, и Грузия логистически была оптимальным вариантом для этого. Чтобы не повторяться и посмотреть что то новое, решили проехать от Тбилиси до Батуми кратчайшим путем, посещая по возможности труднодоступные места и выбирая такие дороги, куда обычно простой турист вряд ли поедет.

Впечатления в целом от Грузии, если смотреть на то как развивается и как изменилась страна с 2015 года, у участников похода совпали — страна свалилась в какую  то безнадежную стагнацию. Да, дороги строят, Батуми растет ввысь, но во всем остальном уже как то нет той кавказской души и веселья, на тебя смотрят уже как на очередного туриста. Не каждый хочет поговорить по душам как раньше. В целом народ можно понять, проблем много вокруг, а экономические перспективы туманные. Да и в целом отношение к Россиянам, скажем так, поменялось. Ничего плохого нет, но и нет той душевности. Может все это субъективно, но лично мне так показалось.

День 1 Разогревочный

38км, набор 510м, https://www.strava.com/activities/9874460158

Чтобы немного вкатиться перед походом мы решили отъехать от Тбилиси немного и посмотреть окраины. На карте я увидел большое водохранилище и подумал что наверно там будет красиво. Но по факту я бы не сказал что оно того стоило. Больше всего мне не понравилось в этой радиалке это то, что автомобильная дорога по которой мы ехали вокруг водохранилища с плотным траффиком, узкая и от проезжающих машин стоит жуткая вонь. Виды в общем тоже так себе, нечего особенного.

День 2 Тбилиси — Ркони (Rkoni)

74км, набор 1300м, https://www.strava.com/activities/9908347264

 Сегодня первый по настоящему ходовой день и вся команда наконец-то воссоединилась, хотя в суматохе забыли 🙂 про Андрея и он только догнал нас когда мы остановились на обед в кафе. Большая часть сегодняшнего дня проходила по трассе и по местам, которые некоторые участники уже ездили в 2015 году. Машин в эту сторону ездит мало так что ехать комфортно. Местность вокруг какая то пустынная и мало совсем растительности. В Алхалкалаки нужно закупаться продуктами, так как следующий магазин будет только на следующий день в Барети. Вообще этот участок от Алкахалаки до Барети у меня был под большим сомнением так как от последнего села Ркони дорога плохо просматривается на спутнике. Завтра проверим, но сегодня все предсказуемо и едем все время по накатанным гравийным дорогам.

Под вечер немного подустали, к тому же пошел маятник вверх-вниз но по светлому все равно успеваем до запланированного места ночевки. Приехав в Ркони и поговорим с местными жителями, которых всего то человек 5 — 10 от силы в этом селе, решили поставить палатки на территории кемпинга. Оказывается он тут есть и даже работает в это время! Мы были там одни что и не удивительно — все же летний сезон прошел и все же район не особо популярный для туризма. Можно ночевать в домике под крышей а можно и в палатке под охраной больших кавказских овчарок.

Охранник кемпинга приятный мужчина, (с высшим образованием!) делал все что мог для нашего удобства. Пообщавшись с ним узнали, что кемпинг принадлежит его сыну, что пусть туристов тут и не так много в сезон, зато любят местные жители из близлежащих сел приезжать отпраздновать какое-нибудь событие.

День 3. Ркони (Rkoni) — Барети (Bareti)

27км, набор 1380м, https://www.strava.com/activities/9957687786

Утром начиналось прекрасно: все выспались, после завтрака солнышко приятно грело и казалось что предстоит обычный ходовой день, может дороги будут и не особо проезжабельными но уж 25км мы преодолеем точно. Я надеялся что в обед обойдемся перекусом и дотянем до ужина может даже в кафе, которое найдем где-нибудь в населенке после перевала…. Но все оказалось не таким простым. Проехали на велосипеде мы от силы четыре километра, преодолели тройку легких ручейков и потом дорога резко испортилась….

Испортилась она ровно с того места, где нам попался бульдозер — видимо он более менее поддерживает дорогу до лесоповала, а после пошла жесть. Причем местами лютая. Дорога абсолютно не для велосипеда. Может еще пару лет назад тут ездили машины но в этом году очевидно что никто тут не проезжал. Крупные камни, трава по пояс и еще какие то нереальные градиенты местами. Вокруг полная дикость. Следов зверей очень много, чтобы не вспугнуть неожиданно какого-нибудь медведя мы шли и время от времени покрикивали. Проблема наша усугублялась еще тем, что у некоторых участников были слишком тяжелые велосипеды и чтобы их вкатить в скользкий поросшей травой градиент под 20 градусов, приходилось прикладывать сильные усилия. Темп продвижения упал сильно ожидаемого, легкий обед-перекус быстро усвоился а ужин будет не скоро. В какой то момент мне казалось что мы вообще не доедем до деревень, так как по навигатору набирать еще очень много а мы где то все еще в кустах далеко от перевальной точки. Стало полегче только тогда когда мы поднялись выше лесной зоны и оказались на открытом пространстве. Мимо нас на огромной скорости проносились облака и это придавало всему происходящему драматическую картину.

Было довольно холодно и ветрено, но может это и к лучшему, если была бы жара да еще и насекомые в лесу, мы страдали бы значительно серьезнее. Хоть ближе к перевалу и появились наезженные дороги, но высокий градиент практически на каждом локальном «торчке» не позволял проезжать его в седле. Ну к тому же мы сильно уже устали.

Внезапно впереди мы увидели «чертовы ворота», которым просто необходимо быть концом наших мучений, т.е. перевалом, но оказалось что до него нам еще набирать около 150м.

Именно в такие дни и понимаешь что значит ехать в поход с «проверенными» и хорошо знакомыми друзьями — не всем по душе пришлось бы таким образом начинать велопоход по Грузии. Но что делать, бывает и такое. За полчаса до сумерек наконец-то мы увидели перевальный перелом (высота 1950м), после него только вниз по хорошей накатанной дороге. Спустившись практически в сумерках с перевала мы поняли, что не все так просто как хотелось. В ближайших селах нет магазинов, еды не купить, где ставить палатки не понятно (я не был готов к этому), накрапывал дождик и резко захолодало. Решили что стоит найти в себе силы и доехать до деревни Барети, где как нам подсказали, есть гостевой дом и магазин который работает допоздна. Это было очень правильным решением, которое в полной мере осознаешь сидя в теплой натопленной комнате за столом с добрыми и радушными хозяевами, которые приготовили для нас вкусную еду.

День 4. Барети (Bareti) — Мачартскали (Machartskali)

70км, набор 1070м, https://www.strava.com/activities/9957736036

Утром было довольно свежо на улице, туманно и сыро. Не особо торопясь мы позавтракали, пофотографировались во дворе у хозяев и поехали дальше по маршруту.

Проехали совсем нечего но асфальту и снова подкрепились в центре города Цалка, в окружении местной своры собак.

Вообще совсем рядом с городом находится красивый Дашбашский каньон. Там над ним можно погулять по стеклянному мосту, но …. мы решили пропустить его. Как-нибудь в другой раз. Асфальтированные и бетонные дороги ведут только до Rekha, дальше пойдет грунтовка на перевал 1950м. К счастью, тут дороги пригодные для МТБ велосипеда и практически везде можно ехать в седле. Не послушав местных жителей, которые рекомендовали после села Rekha ехать к селу Khando и потом спускаться с холма и вернуться на основную дорогу на перевал, я решил придерживаться тому что нарисовано на карте и зря. Дорога вдоль реки каменистая, изуродованная местами копытами коров, постоянно прыгает с одной стороны реки на другую. Хоть и красивая.

В долине много пастбищ которые охраняются собаками, нужно быть осторожными и не приближаться к их территории. Хорошо что пастухи всегда были рядом и отгоняли собак либо же контролировали все происходящее. Что подъем на перевал, что спуск с него нам всем понравился. Спуск местами сильно размыт ручьями, так что нужно быть очень осторожным. А вот дальше все опять пошло не по плану. Я рассчитывал что в деревнях коих на спутниковой карте было около трех, мы найдем какой то магазин чтобы купить продукты, но они все оказались полузаброшенными, в которых проживают от силы 5-15 человек. Проехав две из них осталась надежда только на самую последнюю, Machartskali, так как дальше смысла ехать уже не было — световой день практически закончился. Стоит отметить, что именно этот участок, с его полузаброшенными домами, последними лучами солнце, который вот-вот коснется горизонта был одним из самых красивых в этом походе. 

Как писал выше, в Machartskali никаких магазинов не оказалось, но нас здорово выручила семья из Армении. Нам дали разных овощей, показали место где лучше всего поставить палатки, даже наломали нам дров для костра, даже чачей поделились. Удивительные добрые и светлые люди. Живут в бедноте, ведут полу отшельнический образ жизни, но поделились всем что есть и как мы их не уговаривали, не стали брать денег.  Под такую еду и закуску, да под треск сушняка в костре вечер как помнится прошел очень весело.

Часть 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *