Ааво Пиккуус — эстонец, прославивший СССР на весь мир. Звезда советских велогонок из Эстонии конца 70-х.
Когда Ааво Пиккууса впервые позвали тренироваться в сборную СССР, он уже знал русский язык, а до этого не понимал ничего. Учить пришлось экстренно после случая в аэропорту Адлера. Там 15-летний спортсмен плакал на чемодане, потому что не мог ничего спросить и объяснить. В итоге ребята из Москвы на динамовском сборе в Алахадзы помогли за 22 дня начать сносно говорить на русском.
Ааво Пиккуус (эст. Aavo Pikkuus; род. 23 ноября 1954 года, Капера, волость Вастселийна, Вырумаа, Эстонская ССР) — советский и эстонский велогонщик и автогонщик, заслуженный мастер спорта СССР (1975)
Пиккуус — единственный советский велогонщик, добившийся победы на трех крупнейших соревнованиях — Олимпийских играх, чемпионате мира и велогонке Мира.
Олимпийский чемпион (1976)
Чемпиона мира:
Серебро Мете и Ивуар 1975 командная гонка Золото Сан-Кристобаль 1977 командная гонка Серебро Нюрбургринг 1978 командная гонка Спортсмен года в Эстонии (1974, 1975, 1976, 1977, 1978)
К Олимпиаде-1976 в Монреале Ааво уже смог немного обрусеть. Там талантливый эстонец с Владимиром Каминским, Валерием Чаплыгиным и Анатолием Чукановым стали лучшими в командной гонке на 100 км.
«В Монреале на разминке говорю ребятам: «Давайте прямо со старта рванем так, что соперники ахнут. Пусть нас догоняют, а не мы». На том и порешили. Сразу взяли высокий темп, ушли в отрыв и, главное, сумели его удержать. План сработал на все сто! Серебряных призеров, поляков, в итоге обошли на двадцать секунд», — Ааво Пиккуус. Там, на Играх, не совсем понимал, что мы сотворили. Осознал уже в Тарту, когда на Ратушную площадь меня высыпал встречать чуть ли не весь город. Мурашки бежали по коже. Я ведь оказался первым олимпийским чемпионом из Тарту.
Легких гонок в велоспорте не бывает. Особенно если речь идет о командной стокилометровой гонке. И все же именно о венесуэльской трассе многие отзывались коротко — ад. Вот где действительно была пытка. Абсолютно неподвижный воздух и «плюс» 43. В тени!
«Скорая» штабелями подбирала гонщиков с тепловыми ударами вдоль шоссе. За 25 километров до финиша эта участь постигла Чаплыгина. Пиккуус, у которого начало сводить ноги, едва держался в седле.
— Есть старый способ, как избавиться от судороги, известный всем велогонщикам. Нужно в мышцу воткнуть иглу. От номера, прикрепленного на майке, я вытащил булавку и резко всадил ее в ногу. Больно, конечно, кровь течет, а что делать? Чапа отстал, больше потерь мы не могли себе позволить.
За пару километров до заветной черты Ааво отключился. Педали крутил на автопилоте. Как финишировал — не помнит. Очнулся оттого, что его кто-то тряс и пытался стащить с велосипеда. А он, не слезая, вцепился в боковое зеркало припаркованной рядом «технички». Разжать пальцы было невозможно. Страшно хотелось пить. Пиккуус набрал горсть льда и запихнул в рот. «Это было ни с чем не сравнимое наслаждение», — вспоминает он.
Наши «привезли» итальянцам более двух минут. Результат, при тех-то условиях, — феноменальный!
В Канаде велогонщик не совсем понимал то, что сотворил вместе с командой, а когда в Тарту на Ратушную площадь его пришло поздравить около 30 тысяч человек, осознал важность своего достижения. До Пиккууса в Тарту никто не становился чемпионом Олимпиады. Позже он получил за золото Игр «Волгу», но сразу же ее продал, потому что она была ему не нужна.
Спустя год в этом же составе советские велогонщики стали первыми на чемпионате мира в Венесуэле. Гонка была настолько тяжелой, что в 43-градусную жару некоторые падали в обморок, но Пиккуус и партнеры дотерпели. Позже, правда, выяснилось, что на финише они выиграли не одну минуту, а три. Из-за этой ошибки за 19 км до завершения командной гонки спортсменам пришлось включаться на полную.
«В командной гонке 27 стартовало, 13 только доехало. Было такое, что о-хо-хо. У нас Валера Чаплыгин тоже вывалился, но по правилам одного можно было терять», — рассказывал Пиккуус Sports.ru.
После успеха на Олимпийских играх и чемпионате мира велогонщики должны были впервые поучаствовать в «Джиро», но их не пустили из-за какого-то договора с ГДР. Пиккууса это не устроило, поэтому он ушел в 27 лет из спорта. И ушел не в тень, а в новый вид спорта — автогонки.
— Как-то мы были в Милане. Я попросился на завод Lancia — тогда это была самая популярная итальянская раллийная машина. Меня туда взяли, я захотел порулить. Они головы почесали — ну садись, рядом посадили инструктора. Ну откуда я знаю, что Ланчиа такая мощная. Как нажал — е-мое, как из пушки выскочили из гаража.
Я кое-как справился. Тот, который рядом сидел, говорит: все было так быстро, что я вообще ничего не понял. Мне подарили маленькую раллийную машину, они их всем дарят. Я начал этим делом интересоваться.
Пиккуус смог стать одним из топовых раллистов в стране, был в сборной. На чемпионате Европы, Кубке Дружбы социалистических стран и «Ралли Союз 1986» Аава становился шестым. В Эстонии он вообще часто побеждал. Самый большой успех у Пиккууса был на ралли «Русская зима» в 1993-м, а также на одном из этапов Евро в Португалии, где спортсмен становился лучшим. Получилось так, что в автоспорте он провел времени гораздо больше, чем в велогонках.
Пиккуус ушел из велоспорта непростительно рано — в 27. Говорит, пресытился гонками. Все, что можно было, — давно выиграл, дальнейших перспектив не видел. Последней каплей стало вот что.
В 80-м Национальный олимпийский комитет Италии обратился к председателю Спорткомитета СССР Сергею Павлову с неожиданным предложением: присылайте на следующий год к нам на «Джиро д’Италия» своих ведущих гонщиков под флагом сборной.
Идею одобрили. Закипела работа. На всякий случай под грифом «секретно». Весной 81-го тренеры сборной во главе с Капитоновым готовили два состава. Один — для участия в очередной велогонке Мира. Другой — для «Джиро», куда вошли зубры — Пиккуус, Сухорученков, Гусятников, Чаплыгин… Все предвкушали схватку с матерыми профи.
Невесть как об этом прознали в ГДР. Восточным немцам стало обидно — советские гонщики поедут на «Джиро», а чем же, спрашивается, наши парни хуже? И наябедничали по партийной линии: дескать, СССР нарушает Олимпийскую хартию, которая в те годы запрещала контакты любителей и профессионалов. Последовал звонок в ЦК. На следующее утро билеты в Италию, которые уже успели раздать гонщикам, пришлось нести обратно.
Когда пришло время окончательно уходить из спорта, Пиккуус уже имел бизнес — магазин автозапчастей. Он продержался почти 10 лет, но он сгорел. Огонь от соседского здания перекинулся на его помещение. Раскрутиться заново у эстонца не вышло. Позже у чемпиона Олимпиады обнаружили опухоль мозга, работать он перестал, для лечения пришлось даже продать медаль Игр. Сейчас Пиккуусу 69 лет, и он продолжает бороться за жизнь.
— Меня не забывают, и это самое главное. Друзья по всему свету разлетелись — кто в России, кто в Америке, но мы перезваниваемся, связи не теряем. Гусятников, к примеру, прошлой осенью приезжал в Тарту, помог организовать мой юбилей. Душевно посидели… А страха перед смертью нет. Привык, наверное. Это как борьба с ветряными мельницами. Поэтому я просто живу. Сколько отпущено Богом.