Who is whoЖЗЛ

«Трек — это скорость, это зрелищность, это быстрота принятия решений, красота и динамичность!». Светлана Самохвалова о работе тренера.

Светлана Самохвалова — двукратная чемпионка мира, победительница и призёрша этапов Кубка мира, участница двух летних Олимпийских игр, множества международных велогонок. В интервью Светлана поделится тем, как из плавания попасть в велоспорт и что для неё значит работа тренером.

Светла́на Анато́льевна Самохва́лова (20 декабря 1972, Москва) — советская и российская трековая и шоссейная велогонщица, в различных дисциплинах выступала за сборные СССР, СНГ и России в конце 1980-х — начале 2000-х годов. Двукратная чемпионка мира, победительница и призёрша этапов Кубка мира, участница двух летних Олимпийских игр. На соревнованиях представляла спортивное общество «Динамо», заслуженный мастер спорта.

— Как вело спорт появился в вашей жизни?

История давняя! В далеком детстве велосипеды были большой редкостью и если во дворе был хоть один, то как вы понимаете, катался весь двор, и не важно было маленький он был или большой. На маленьких все учились кататься, а на больших хоть на раме, хоть под рамой, перемещались по дворам и районам. У меня почему-то был велосипед и катались на нем абсолютно все! Ну а именно велосипедным спортом я начала заниматься благодаря тренеру по плаванию. Летом вся спортивная школа, все секции при заводе АЗЛК, выезжали в спортивный лагерь. Мы жили в палатках при пионерском лагере. Именно в этом лагере я часто наблюдала, как ребята великах крутят на роликовых станках, и не могла понять как это они не падают! Тренер по плаванию заметил мой интерес, подошел к тренеру по велосипедному спорту и предложил ему посмотреть на меня повнимательнее, так как для плавания я, к сожалению, не подходила. Но никто, никогда, никого не выгонял, и тренер по велоспорту предложил мне попробовать покрутить. Конечно же я согласилась! В чем была, в спортивном костюме и резиновых сапогах, я села крутить педали на станок. У меня получилось сразу! Я спокойно держала равновесие и держала руль довольно ровно! Тренер постоял немного и ушел! И как потом он мне рассказывал, что я прокрутила не менее 30 минут, и пока он не вернулся и не сказал что достаточно, я упорно продолжала крутить педали. Потом меня стали брать с собой на тренировки на шоссе. На первой же тренировке я перелетела через переднее колесо при торможении, но это уже другая история. И вот с того времени, аж с 1985 года, я кручу педали!

— Сколько часов в неделю вы проводили на велосипеде при подготовке к Чемпионату Мира?

Как и любая работа, результат приходит от качества ее исполнения. И как правило чем ближе был основной старт, тем объем по времени уменьшается, а интенсивность возрастает. Даже сейчас я точно могу сказать какие тренировки я делала каждый день за 7 дней до старта и это были самые легкие дни! А самая работа шла намного раньше Чемпионатов Мира. И она, как правило, тяжела и не видна!

Информация о гонщице
Специализациягонка преследования, гонка по очкам, омниум
Профессиональные команды
2000- 2002 SC Michela Fanini Record Rox
Carpe Diem — Itera
Itera (V)
Медали:
Чемпионаты мира
Серебро
Маэбаси 1990 гонка по очкам
Серебро
Хамар 1993 гонка по очкам
Серебро
Палермо 1994 гонка по очкам
Серебро
Палермо 1994 гонка преследования
Золото
Богота 1995 гонка по очкам
Золото
Манчестер 1996 гонка по очкам

— Какие у вас были самые запоминающиеся соревнования? Что в них было особенного?

Действительно наша память оставляет самые острые моменты нашей жизни, как положительные, так и отрицательные. Стартов, которые запомнились на всю жизнь есть несколько. Первый запоминающийся старт – победа на Чемпионате СССР в 1989 году! Мне 16 лет, я только что победила на юниорском Первенстве Мира, тренировалась летом, живя дома, каждый день приезжая на трек. У нас была большая команда девчонок разного возраста. И как-то так получилось, что я обыграла спортсменку, которая несколько лет выигрывала Чемпионат СССР в гонке преследования, но не могла показать норматив, который был обозначен федерацией того времени для попадания на Чемпионат Мира. И вот я, впервые принимая участие в таком старте, побеждаю, показываю результат выше норматива, и меня берут на Чемпионат Мира, взрослый! После награждения я была настолько взбудоражена, что полночи гуляла вокруг прудов в Крылатском и никак не могла поверить в свою победу! Не поверите! Мне оформили визу во Францию за 3 дня! Кто знает, тот поймет! В стране Советов это было просто невозможно! Но мне повезло!

И есть еще один старт — но к сожаления с отрицательными эмоциями. Олимпиада 1992 года, гонка преследования, в квалификации я показываю 3 результат, немного проигрываю лидерам. И настолько радуюсь этому, что совершенно забываю о концентрации. Второй заезд я проезжаю на 4 секунды хуже, проигрывая своей сопернице 0,3 секунды за попадание в 1/2 финала! А на следующий день, сидя на трибунах и видя как плохо едут участницы занявшие 3 и 4 место понимаю, что я реально упустила медаль олимпийских игр! И здесь конечно не обошлось без слез. И я это помню до сих пор, этот заезд стоит у меня перед глазами!

— Что вас больше всего нравится в работе тренера?

Для меня работа тренером стала своего рода отдушиной от рутинной работы с бумагами, отчетами, компьютером и сидячей работой. Работа с людьми и трудна, и приятна! К каждому приходящему ученику я стараюсь подойти с душой, понять его желания и помочь достичь поставленные цели. Работа тренером для меня сейчас это — мотивация активного образа жизни, необходимость следить за своим здоровьем и состоянием. Я всегда говорю своим ученикам, что это они меня мотивируют! Их оптимизм и позитивный настрой — как духовная пища, которой так не хватает во время работы в офисе!

— Чем вы занимаетесь, помимо работы в школе I Love Supersport?

Я небольшой заместитель руководителя спортивной школы УОР№2. Я заканчивала данное учреждение, работала здесь, уходила и возвращалась снова. Сейчас моя основная работа — вовремя сданный корректный отчет!

— Какие советы вы можете дать начинающим велогонщикам?

Чтобы хорошо ездить, надо ездить! Чем бы ты не занимался в любой сфере деятельность, важно постоянство!

— И последний вопрос — Трек или шоссе?

Трек! Но без шоссе гонщикам, выступающим в видах спорта на выносливость невозможно! Но трек — это скорость, это зрелищность, это быстрота принятия решений, это красота, динамичность!

teletype.in/@ilovecycling