Город, здоровье, экология

Москва 2030: велотранспорта не будет

Сегодня мы почитаем транспортный документ московской мэрии. Это, правда, не отчет, а план развития до 2030, но тем интереснее.

Первое отличие даже не в формате. Если лондонский отчет выложен в открытый доступ на сайте TfL, то московский документ хоть и цитируется на сайтах правительства Москвы, но целиком в публичном доступе его нет.

Как и британские коллеги, московские чиновники начинают с того, что сравнивают текущее положение дел с тем, каким был городской транспорт на момент вступления в должность нынешнего мэра. В нашем случае это 2010 год. Эффект низкой базы получается впечатляющим: на фоне запаркованных тротуаров на Тверской, маршруток и очередей на вход в метро нынешняя ситуация выглядит действительно впечатляюще. 

Уже на стадии сравнений настоящего с прошлым обнаруживается второе принципиальное отличие московского доклада от лондонского отчета. В нем гораздо больше красивой инфографики и иллюстраций, но если британцы говорят прежде всего про людей и исследуют их пользовательские привычки, московская мэрия делает фокус на количество станций, линий, километров и прочие неодушевленные достижения. 

Особенная забота мэрии — быть лучшими в сравнении с кем-то еще. Почти на каждой странице и часто не по разу встречаются заявления, что по очередному показателю Москва — одна из лучших в мире, первая в мире, мировой лидер. 

Но на велосипеды это первенство точно не распространяется. Само слово велосипед и его производные используется на 82 страницах доклада всего шесть раз:

  • 3 раза в контексте велобайка;
  • 1 раз применительно к Пекину;
  • 1 раз в разделе о том, какие вопросы волнуют москвичей;
  • 1 раз, когда мэрия сообщает о намерении вести разъяснительную работу для повышения безопасности дорожного движения.

Telegram канал VelomaniaWW

Да, вы все правильно поняли — про велодороги и велотранспорт в планах мэрии до 2030 года нет вообще ни слова. О том, что велосипеды у Собянина не в приоритете, мы догадывались давно и укрепились в этом мнении, когда вместо нормальной велоинфраструктуры в городе начали рисовать временные полосы по 50 см шириной. Но полный игор этой темы в документе, определяющим развитие города, — все равно сюрприз. Да что там велодорожки — в докладе даже про развитие велопроката нет ни слова.

При этом, по подсчетам мэрии, на велосипеды и СИМ приходится 350 тысяч поездок ежедневно. Со слов московских чиновников мы знаем, что в их статистику попадают только поездки на прокатных велосипедах и самокатах. Курьерские велосипеды и личные велосипеды москвичей не учитываются. Так что в реальности этих поездок еще больше.

Неудивительно 56% москвичей недовольны велосипедами и самокатами на тротуарах. Это их третья по популярности жалоба — сразу после высокого уровня шума и загрязнения воздуха. Все три проблемы (и некоторые другие в списке тоже) как раз решаются строительством велодорог — именно ради чистого воздуха и тишины многие города мира развивают у себя велотранспорт. Но наша мэрия не готова предложить нам ничего, кроме “медленных зон”, контроля курьеров и администрирования СИМ.

Комментировать новость

Telegram канал VelomaniaWW

Автор: Настя Ромашкевич