Город, здоровье, экология

Рекорды лондонского велотрафика

В 2023 году лондонская велоинфраструктура генерировала 1,26 миллионов поездок в день. Это солидная цифра, поэтому давайте разбираться, как им это удалось.

Для начала контекст. В лондонском метро— старейшем и очень разветвленном — сейчас ездит в среднем 3,7 млн человек ежедневно. А на велосипедах — 1,26 млн. Получается, что количество поездок на метро лишь в три раза превышает велосипедные. Это как если бы в Москве на велосипедах делали 2,5 млн поездок в день (официальной статистики велопоездок в Москве не ведется, но по моим скромным прикидкам в летние месяцы выходит до полумиллиона).

Telegram канал VelomaniaWW

Для Лондона эти цифры, опубликованные в последнем годовом отчете транспортного департамента, — не просто хорошие, они рекордные. Это плюс 20% к доковидному 2019 году, а в 2016 году местный дептранс начитывал лишь 645 000 ежедневных поездок.

Фото: Melissa & Chris Bruntlett.

Велодорожки все ближе

Главная причина таких успехов — строительство новых велосипедных дорог. Для людей важно, чтобы безопасный маршрут находился не где-то там за тридевять земель, а начинался за порогом твоей квартиры. Ну или почти. Лондон взял за эталон 400 метров. И если в 2016 году лишь 5% лондонцев имели велодорогу на таком расстоянии от дома, то в 2023 году этих счастливчиков было уже 24,2%, почти четверть горожан! План мэрии в том, чтобы довести эту долю до 40% к 2030 году.

Когда в 2016 году нынешний мэр Лондона Садик Хан только занял этот пост, были опасения, что он не будет развивать велотранспорт так же активно, как это делал его предшественник Борис Джонсон, а в 2019 году бывший комиссар по велотранспорту Эндрю Джиллиган написал разгромную статью, в которой обвинял Хана в профанации. Мэр мог бы обидеться и свернуть все велопланы, взяв пример с московской мэрии, которая забила на строительство нормальных велодорог, после того, как велодорожки на Малой Бронной и Никитских улицах получили ударную долю критики. Но не стал — за время мэрства Хана протяженность лондонских велодорог выросла с 90 км до 352 км и этой не только “тихие” дорожки, на которые ругался Джиллиган, а магистральные обособленные маршруты, чтобы жители спальников могли безопасно добираться до работы в центре. 

Воздух чище, велосипедов больше

Как и мэр Парижа Анн Идальго, Садик Хан обосновывает свои транспортные реформы стремлением сделать воздух чище, а горожан — более здоровыми. При нем в городе появилась “зона ультранизких выбросов”, которая сейчас охватила почти весь город, а на улицах в жилых зонах стали закрывать сквозной трафик для автомобилей. 

Есть также нормативы, которые ограничивают количество автомобильных парковок в жилых домах и офисах, расположенных недалеко от остановок общественного транспорта, и нормативы на минимальное количество парковки для велосипедов.

Tomek Baginski/Unsplash.

Все это влияет не только на качество воздуха. Любые меры, которые косвенно ограничивают присутствие на улицах автомобилей, стимулируют людей ездить на велосипедах активней, ведь именно машины справедливо считаются главной угрозой и помехой для людей на велосипедах. Ни у свежий воздух будет поприятней выхлопов. В 2023 году почти четверть лондонцев хотя бы раз садились на велосипед.

Активная мобильность в приоритете

Ключевое отличие отчета лондонской мэрии от аналогичных документов их московских коллег — структура и приоритеты. После вступительной общей части сразу идет блок “Активная мобильность” — в нем как раз рассказывают про велотранспорт и пешеходах. Люди, которые передвигаются по городу пешком, с точки зрения лондонского транспортного департамента, — это тоже транспорт. Точнее, самый главный транспорт в городе — 39% всех передвижений. 

Фото: Melissa & Chris Bruntlett.

Вышли из дома за хлебушком или дошли до ближайшего метро — это уже транспортное действие. Количество людей, которые ходят пешком, их возраст, пол и национальность — все это учитывается в статистике, потому что мэрия стремится к тому, чтобы ходить по городу на своих двоих было удобно всем без исключения, и это не может не отражаться на городской политике и подходу к проектированию улиц. Уже упомянутый чистый воздух и безопасность — отдельна забота городской администрации. Люди на велосипедах от такого подхода тоже выигрывают.

Король на велике задает тон.

Telegram канал VelomaniaWW

Автор: Настя Ромашкевич