Велосипеды и трассы: Главархив рассказал о том, как организовывали велосипедное движение весной 1941 года
ю
Парад велосипедистов на Минском шоссе, где проходили гонки на первенство Москвы. Автор – М. Шулькина. Москва-Минск. Июнь 1950 г. Главархив Москвы
Отряд милиции. Не только маузер и револьвер!
Москва 1917-1920 год. Сухаревский рынок (?)
Один из Первомайских парадов 1926-1929 гг.
В 1941 году Моссовет принял решение об открытии центральных улиц для велогонщиков.
В марте 1941 года в приемную Председателя Совнаркома РСФСР Ивана Хохлова доставили неожиданное письмо. Его подписали 20 советских спортсменов: чемпионы страны в шоссейных велогонках 1940 года Федор Тарачков и Людмила Рутковская, конькобежец Василий Ипполитов, чемпионка по прыжкам в длину Людмила Игнатьева, велогонщик Алексей Куприянов, почетный судья всесоюзной категории Иван Заев, а также председатель велосекции Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, заслуженный мастер спорта Павел Миронов и другие.
Спортсменов беспокоил вопрос о том, что московская Госавтоинспекция запрещает многим профессионалам ездить на велосипедах по широким московским улицам из-за множества аварий по вине любителей, которые грубо нарушали правила дорожного движения. Вместо того, чтобы принять меры по выяснению всех обстоятельств сложившейся ситуации, сотрудники автоинспекции просто запретили всем велосипедистам передвигаться по центральным улицам Москвы.
Например, для велосипедного движения были закрыты самые широкие улицы столицы (Каляевская, Дорогомиловская, Смоленская), на которых движение машин происходило по центральной части дороги, поэтому они были безопасны и удобны для проведения спортивных тренировок в черте города. Закрытие же Можайского шоссе, по словам авторов письма, лишило возможности использовать велосипед как средство передвижения и спортивный снаряд всех жителей Юго-Западного района Москвы. Теперь тренироваться можно было только на Щелковском, Ярославском и Рязанском шоссе, то есть на наиболее перегруженных автомобилями и чрезвычайно узких улицах, которые к тому же не имели гладкого асфальтового покрытия, что усложняло процесс подготовки к серьезным соревнованиям. Особое негодование спортсменов вызвало закрытие ряда центральных проездов, например, на Мясницкой улице и Сретенке. В то же время было разрешено ездить по Покровке, хотя там наблюдалось самое интенсивное автомобильное движение и были проложены трамвайные пути.
Группа велосипедистов. Автор – А.В. Мотылев. Москва. 1940 г. Главархив Москвы
Проблема запрета велосипедного движения в Москве стала приобретать абсурдные очертания, так как был закрыт и единственный велотрек в столице, который располагался на стадионе Юных пионеров на пересечении Ленинградского шоссе и Беговой улицы. Действующие велодорожки можно было найти только в районе метро «Аэропорт», но тренироваться на них было весьма травмоопасно. Поэтому спортсмены настоятельно просили городские власти упорядочить велодвижение в столице и открыть центральные улицы для велосипедистов. Со своей стороны спортсмены обещали провести активную методическую работу по повышению дорожной грамотности среди любителей велоспорта.
Участники велопробега, организованного наркоматами тяжелой промышленности и обороны на площади Тверской заставы, 1935 г.
Первые каргобайки на улицах Москвы появились еще до войны, конечно, улицы требовалось расширять!
Москва, Лыщиков переулок
Письмо было направлено в канцелярию Моссовета для дальнейшего разбирательства. В итоге выяснилось, что вся информация была сообщена мастерами спорта верно, но они не знали, что движение для велосипедистов в Москве было перекрыто по настоянию Главного управления государственной безопасности НКВД СССР в 1937 году, так как представители данного ведомства опасались совершения террористических актов в опасной близости от правительственных учреждений города. В 1941 году этой угрозе научились противостоять, поэтому Моссовет выпустил Решение за номером 14/15 «О расширении и упорядочении велосипедного движения по улицам города Москвы». Согласно данному документу, с 1 мая 1941 года улицы Петровка, Новослободская, Каляевская, Большая Дорогомиловская, Смоленская, Бутырская, Большая Калужская, улицы Кирова, Воровского и Фрунзе, Китайский проезд и Проезд Исторического музея были открыты для велосипедистов.
Также разрешалось движение по Воробьевскому, Дмитровскому, Калужскому, Каширскому, Ленинградскому и Можайскому шоссе. Одновременно Моссовет запросил специальное разрешение у Московского областного совета депутатов трудящихся о том, чтобы спортсмены могли проводить тренировки на трассе Москва—Минск в пределах Московской области.
Москва летом 1941 года
Ленинградский районный совет также обязали решить проблему с велодорожками на Ленинградском шоссе и отремонтировать трассу до Волоколамского шоссе. Дополнительно в плане дорожных работ на 1941 год была запланирована закладка велодорожек вдоль Воробьевского шоссе до Ленинских гор.
Госавтоинспекции Москвы было поручено провести переучет всех активных столичных велосипедистов и выдать им новые государственные номера для транспортных средств. Процедуру по замене номеров осуществлял Мосгорбанк. Каждый велосипедист вместе с номером получал памятку о правилах движения на велосипеде в Москве. Памятку Госавтоинспекция должна была специально подготовить и напечатать в издательстве «Московский рабочий».
Но осуществлению всех планов помешала Великая Отечественная война.
С решением Моссовета об организации велосипедного движения в Москве весной 1941 года можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.