Велотуризм

Егор Ковальчук проехал на велосипеде 1344 км по горам Памира зимой

В декабре 2024 года велопутешественник Егор Ковальчук из Томска проехал на велосипеде 1344 км по классическому маршруту «Памирский тракт»: Душанбе – Хорог – Мургаб – Ош (из Таджикистана в Киргизию).

Путешествие заняло 16 дней — с 4 по 19 декабря. Общий набор высоты составил 16 600 метров. Егор преодолел 13 перевалов, самый высокий из них — перевал Акбайтал (4655 м). Температура была от +15°C внизу до -30°C на больших высотах.

Это третье сольное велопутешествие Егора по Памиру, и второе — зимой. Впервые он проехал по этому маршруту летом 2014 года в рамках своей кругосветки, потом вернулся в январе 2019 года (тогда проехал 2000 км).

На этот раз он сделал себе новый вызов — проехать зимой «налегке», даже запасную велосипедную покрышку не взял.

«На Памире сложно всё — этим он и цепляет, в техническом и спортивном плане. Здесь ты постоянно сталкиваешься с задачами: адаптация организма к высоте и постоянному набору, адаптация к меняющемуся покрытию — от льда и щебня до разбитой дороги. Ты сразу начинаешь с большого набора высоты, сбрасываешь, опять набираешь — и не по дороге, а по колее, по снегу, по сути тащишь велосипед на себе. И вот ты уже на плато высотой 4000 м, где нужно крутить педали, а погода, как всегда, нестабильна: то ветер, то перемёты.

Местные пугают волками. Пока едешь, следы встречаешь, но стараешься на это не смотреть. А когда засыпаешь один в палатке, боишься не волков, а людей — что кто-то придёт к тебе среди ночи.

Памир — трудозатратный. Никаких послаблений на пути. Даже когда спускаешься с перевала, тебе нужно прилагать усилия, чтобы не соскользнуть, не упасть. Вообще, спуски будут потяжелее подъёмов. А ещё, когда едешь по Памиру, волей-неволей приобретаешь ’’памирский’’ кашель, потому что воздух сухой, холодный. Даже если дышишь через маску. Мой организм продержался в походе, а уже после дал спад — и теперь я отлёживаюсь», — рассказал Егор.

Из 16 дней лишь четыре дня Егор ночевал в палатке. В остальные дни останавливался у местных жителей, знакомых или в гест-хаусе. Хотя у него было с собой всё необходимое для автономного путешествия: спальник, палатка, коврик, термос, горелка, газ, еда. Из еды — сухое мясо, гречка, растворимая картошка, а в качестве перекусов — халва, курага, сыр, шоколад.

В горах местами ловит мобильная связь. Егор купил местную симку, и когда была возможность — сообщал семье, как идут дела.

«Я завершил свой маршрут на велосипеде Памирский тракт.
1344 км, 16600 метров набора высоты, 13 перевалов.
4 декабря — 19 декабря (2х-дневки) Душанбе — Хорог — Мургаб — Ош. Было очень тревожно, где-то страшно. Очень больно (на старте заклинило нерв).
Много внутренней борьбы, потом пришел покой. Природа очень могуча, где-то даже жестокая красота.
Старался ни с кем не общаться в сети пока ехал, кроме родных, учеников и пары человек. Видел горных козлов, яков, зайцев, тысячи птиц и много следов животных, в том числе волков.

Минимальная температура была — 30С.
К высоте организм адаптировплся очень хорошо.

Я ехал на Shulz и в обвеске Velohorosho».

«Больше всего беспокоит в таких поездках — как поведёт себя велосипед. Если в 2019 году у меня запас прочности был выше — тогда у меня были экспедиционные обвесы: велорюкзак, хорошая экипировка, две пары обуви, одна из которых очень тёплая.

Я имел запасную покрышку, и это делало меня менее уязвимым. У меня был температурный запас в обуви, спальнике, экипировке. Я знал, что если будет -50°С и метель, я просто залезу в спальник, как в берлогу, и буду лежать в комфорте.

Сейчас я ехал с легковесной спортивной завеской — байкпакинг. В этот раз я имел температурный лимит по экипировке, у меня не было запасной покрышки, сверхтёплого спальника, сверхтёплой обуви и сверхтёплого коврика.

Мне захотелось проехать в таком формате, где ты, как скульптор, отсекаешь всё лишнее. Велосипед прошёл достойно все испытания. К нему и к экипировке вопросов нет. Считаю, эксперимент удался!», — сказал Егор.

«С Памира привез дневник. Короткий световой день «обязывал» делать записи, чему я очень рад. Т.к. дневники почти единственное, что я привожу домой. Пишу я такие дневники с детства. Это мой способ систематизации окружающего мира, возможность его запечатлеть и организация ума. Не всем дневникам стать книгами. Интересно дневник открывать спустя 10 лет и листать, читать мысли, и даже вдыхать(гербарии).Дома дневник дорабатываю: печатаю фотографии, вклеиваю их, если не нравится обложка, дорабатываю ее. Часто допечатываю записи из интернета и вкладываю. И на полку. Слово должно «отвердеть». Для себя заметил. Если дневник не подходит по размеру, по качеству бумаги, то пишу реже и не хотя. Если ручку подобрал не ту, то писанина будет мучением т.к. придется вдавливать чернила. А ручка должна идти очень легко по бумаге, не затрачивая силы.
Ручки подбирать стараюсь, чтобы вода их не размывала. Бумагу люблю плотную, обычно это скетчбуки. Пишу или на белой бумаге или в клетку. Ручка предпочтительна только черная».

Технический разбор по Памиру.
О завеске велосипеда.
Не воспринимайте это как руководство к действию!Главный вопрос почему зимой я поехал в минималистичной, спортивной завеске- байкпакинг?В экспедиционном формате с рюкзаком-штанами я уже был на Памире в 2019.
Я знаю как работать в таком формате. Да, в таком формате множество плюсов. Особенно зимой! Главный из которых: запас прочности.
В 2019 году я имел запасную покрышку и это делало меня менее уязвимым. У меня был температурный запас в обуви, спальнике, экипе. Я знал, что если будет -50С и метель я просто залезу в спальник как в берлогу и буду лежать в комфорте.В этот раз я имел добровольный температурный лимит по экипировке, у меня не было запасной покрышки, сверхтеплого спальника, сверхтеплой обуви, сверхтеплого коврика.Тариф в самолете мне позволял взять всю экипировку для экспедиционного формата. Она у меня вся есть.Но мне нужен был другой «Альпийский», минималистический формат в этой поездке.Вся завеска на велосипеде состояла из сумок бренда VELOHOROSHO, амбассадором которого я являюсь.

Я обычно когда пишу разборы, я люблю к себе придираться, находить ошибки, чтобы в будущем расти, улучшать что-то, да и просто это «рост».
А потому! Если есть критика, то она всегда направленна ко мне.

1) Хвост он же Плавник. Подседельная сумка.
Это уже вторая или третья версия этой сумки. У меня вторая сумка этого бренда.Без сомнения, очень порадовала. Клапан стал шире, за счет этого упаковка более удобна. Брал стропу для фиксации от Ortlieb, но не пригодилась. Сидит как влитая. Крепкая! Я обычно ремни тяну очень сильно при утяжке. Все крепко.
Сейчас отсутствует карман на боковине, что плюс!

2) Фидбеги, они же кормушки. Тоже одна из крайних версий! Доволен очень! Большие, легкие! Отлично работает утяжка как у именитых брендов. Одной рукой открыл/закрыл.

3) Кейджи и сумки на вилку.
Сумки первой версии из ПВХ. На морозе стоят колом, но на морозе почти все «шуршит» и становится колом. За счет жесткости, держат форму.

4) Бензобак! Я использовал тестовую, не серийную версию малого объема!). Переживал за молнию. Но нет, все отработало как надо.

5) Подрамная сумка.
У меня есть особенность такая, я подгоняю экип и снаряжение под себя, как мне удобнее в эксплуатации. Вот видите подрамку? А я ее установил задом наперед, лишь потому, что мне так удобнее молнии открывать. Есть мой недочет: к морозу молнии промазывать! Да хоть парафином!
В подрамке есть лямки, до сих пор не пойму зачем они. Вместительна. Хороший объем дает не смотря на малые размеры!

6) Сумка на руль. Мой минус в том, что для этого руля нужно было бы взять или сумку-консоль, что шире-объемнее или использовать спец-кейдж от Protostudio, и крепить большой спальник.
Сумка крепкая, дает возможность навесить еще много чего поверх. Я использовал 4 стрепы. Под рамой закреплены колья от палатки. Инструментальная фляга и на руле металлическая фляга кружка.

Также я использовал штурмовой детский альпинистский рюкзак марки Quechua с аэроспиной. В нем находилось, то, что всегда должно быть под рукой. На поясе у меня висела сумка от друзей из Томска Mystic Terra. Где располагались деньги, документы и павербанк с наушниками и телефоном.

Велосипед SHULZ на Крыше Мира(так исторически называют Памир)

Впечатления от взаимодействия с серийной моделью от бренда Shulz «Morning train to Vyborg», мной зовется этот велосипед как «Кашалот».О характеристиках писать не буду, они есть на сайте. Об этой модели узнал на этапе предзаказа, и мой мозг сразу же нарисовал несколько маршрутов, которые я бы хотел на нем проехать, название тоже пришло на ум сразу. Для меня велосипед, каждый под свою стихию, под свое исследование.
Так к примеру у сноубордистов по нескольку досок, так же и у лыжников. Ну вы поняли.
Метод исследования различен. На Памире проехал маршрут от Душанбе в Ош, классический «Памирский тракт», но зимой, протяженностью 1344 км с общим набором высоты 16600 м, с различным типом покрытия: щебень, гравий, оледенения, снег, заносы снеговые.
Разброс температур +15С..-30С.Велосипед я использовал полностью в стоковом состоянии, кроме педалей.
Педали поставил с шипами зацепами марки Wellgo B321. У кого такие педали, знайте! Они не разборные, не обслуживаемые и по опыту ребят, почти, что вечные!После первых тестовых заездов на этом велосипеде в Томске я порывался укоротить руль на 10-15 см с каждой стороны.
Спасибо ребятам, которые порекомендовали не торопиться.
На Памире я оценил ценность широкого и изогнутого руля. На сложном покрытие и рельефе такой руль дал мне преимущество в маневренности, балансе, устойчивости! Наивысшее удовольствие было спускаться по разбитым и занесённым дорогам перевалов, удерживая высокую скорость. Настоящий фрирайд. Режешь снег, балансируешь, летишь. В этот раз я использовал стоковые, не шипованные покрышки 29х2.25. И это не руководство к действию! Объясню.
Я имею в своем опыте не одну десятку тысяч зимних километров на велосипеде. Я бывал в 2019 году зимой на Памире на велосипеде.
Оценка своего опыта, совокупность знаний о маршруте и консультация с экспертами не без труда позволили мне принять решение в пользу не шипованных покрышек.
И здесь я не прогадал. Падал ли я!? Да. Два или три раза. На спуске с перевала Кой-тезек.
Помните! Каждое падение — это всегда риск!( если не сломать себя, то сломать что-то на велосипеде).
Сейчас я хочу поездить на этом велосипеде на шипах. И сравнить ощущения на льдах. Как писал ранее, я получил большое удовольствие от широкой 2.25 резины! Крайние годы я очень зажался и даже дважды Байкал пересекал на покрышках 1.7 дюйма(шипованных).Переключатели весь маршрут работали четко, даже при -30С температурах, и тормоза справлялись со всеми спусками.
Передаточного числа звезд хватало и для подъемов и для ровных участков. Велосипед очень накатистый не смотря на «злую» резину, а так же за счет сплава очень хорошо гасит все вибрации и неровности. Посадка здесь наиболее вертикальная, что позволяет не так сильно уставать шеи и плечам.

Из моих недочетов:
Я не промыл дома цепь и имел с собой густую смазку для цепи. Соответственно при низких температурах все это сильнее вставало колом и требовало больше усилий для того, чтобы раскрутить систему.
НО!
У меня был спирт.
Ровно 50 мл. Я разбавил велосипедную смазку спиртом 2 к 1 и этой смесью промывал, разжижал, смазывал цепь!
На будущее: дома промыть цепь, иметь аэро смазку для низких температур как раньше.При низких температурах запасную камеру(их 2 было) и насос убирал за спину в штурмовой рюкзачек, чтобы сильно не замерзали, если пробьюсь. С собой из ремкомплекта и запасных частей я имел: ключ для утягивания каретки, выжимка, замок цепи, лопатки, изолента, нитки/иголки, латки, латка для покрышки(никогда не шил покрышки), клей, хомуты, стяжки, масло для цепи, шестигранники, насос, две камеры, ножницы(они же и для аптечки).
Все это кроме камер и насоса поместилось в прозрачную бутылку и закрепилось на хамут на флягодержателе (впервые такое использовал, удобно очень).Транспортировал велосипед ТУДА в коробке( снимал задний переклюк). ОБРАТНО паковал в брикет, снимал оба колеса, руль, петух, переключ. Делал жесткую конструкцию из колес и рамы, перекладывал вещами и сумками, утягивал стрепами, хомутами. Потом уложил конструкцию в мешок и запеленал скотчем. Еще не собрал велосипед, но вроде ничего не сломали.

Итак! Велосипедом я очень доволен. Мы с ним хорошо сдружились. Настоящий Кашалот, который прорубает путь вперед и поет свою песню. Меня многие спрашивают: » А подойдет этот или тот велосипед для туринга?» Вопрос этот и другие сложные т.к. у каждого свой туринг, свои цели, назначение и формат поездки.

К книгам у меня большая тяга с детства.
Много читаю. Стараюсь находить время для этого. Конспектирую особо интересные книги.

Домашняя библиотека — полки с книгами, это в какой-то степени, что формирует меня, отражает меня, то что наполняет, интересует, влечет и то, чем я бы хотел являться. Федор Конюхов как-то писал: «Даже если ты не прочтешь книгу, она стоит на полке и все равно тебя назидает».Люблю собирать книги по интересным мне тематикам/регионам.На фото книги связанные с Памиром(Бадахшаном). Очень люблю эту часть земли. Вот допустим, одна тема — Памир.
А взгляд совершенно разный в каждой книге. Каждая книга, раскрывает его со своей глубины и со своей позиции: ботаники, культурологии, географии, мифологии, альпинизма, зоологии, путешествий.

Если у вас есть бумажные книги, связанные с Памиром, Бадахшаном. Я с радостью их приобрету или приму в дар.

У меня дома 5 велосипедов, у жены свой 6й и все разные, и все под какую-то свою цель/задачу и даже еще не хватает одного-двух велосипедов).
Поэтому оценивать нужно себя, маршрут, цель и выбирать только вам.
Хотя я и с удовольствием делюсь опытом и подобрал единомышленникам уже не один десяток велосипедов(безвозмездно).

Всем благ!

Telegram канал VelomaniaWW

Комментировать новость