Bike Trans Alp 2012! Часть 3
Bike Trans Alp! Часть 1
День6
Леха:
Гонка подходит к своему завершению! Королевский
этап. Во время трансляций Giro D’Italia Сергей Курдюков называл это
место лесной ад, а Ярослав Попович (RadioShack) в своем блоге назвал это
самым сложным подъемом в его жизни.
К началу подъема на Мортироло мы неожиданно для
себя выкатились на 15-ой позиции. Причем работали мы без особого
напряга, экономя силы для того, от чего все становилось страшно. Нам
тоже стало страшно, стена леса, уходящая в небо. Иногда за стеной леса
видно вышку ЛЭП, но она так далеко и высоко, что на нее совсем не
хочется смотреть. Подъем полностью асфальтовый, градиент очень большой,
выполаживаний практически нет. Для тех, кто катался в Крылатском по
малому кольцу — Мортироло это как Горный Финиш, только чуть круче и
длиной в 12 километров.
После первой трети подъема меня накрывает. Может
сказалось длительное пребывание на высоте, может, просто
недовосстановился, но силы покидают меня. Гель и гуарана почти не
помогают, местами пульс падает до 135 ударов в минуту, я даже не могу
приложиться к педали с должным усилием. Паша помогает мне как может, но
на таких градиентах при уже накопившейся усталости это крайне
затруднительно.
Подъем кажется бесконечным, нас догоняют те пары,
от которых мы уехали в начале дня и начинают добирать какие-то новые
люди, но страдания подходят к концу — перевал! Правда, с перевала нас
уводят еще выше, по грунтовой дороге, но это уже мелочи, впереди спуск.
Один из немногих хоть сколь-либо техничных спусков этой гонки и мы сразу
начинаем мстить! Объезжаем две или три команды, ставящих камеры после
пробоя. Это либо любители лайтка, либо те, кто потерял концентрацию на
подъеме и не удержал правильной траектории на спуске. Мы особо не
упираемся, но и на тормоза не жмем — Maxxis Ikon EXO EXC проверены в
гораздо более жестких условиях на Бескидах и Судетах в Польше. На спуске
мы возвращаем себе привычные позиции между 20 и 30 местами и просто
терпим до финиша.
На финише я минут двадцать просто лежал, причем
только на правом боку. При попытке лежать на спине или левом боку дышать
почему-то не получалось.
Павло:
За завтраком прочитал напутствие от Ханса Рэя в
твиттере – «Как жаль, что я сегодня не могу проехать этот этап. Все
участники, получайте наслаждение от трэйлов Ливиньо».
Но меня больше заботили другие вопросы. На первом
же подъеме мне стало интересно, а существует ли в немецком, итальянском,
испанском языках слово усталость?
Каково будет состояние ног перед подъемом на Мортироло с северной стороны, который именуют «Лесным адом»?
Вновь высота дает о себе знать и мои страдания
начинаются практически со старта. Пытаюсь просто отключится и
сосредоточится на трассе и работе. Разгонные 15км трэйлов наверное и
были очень офигенны, но я просто пытался поймать свой ритм и мне было
абсолютно не до красот. Тем более нас ждали 22км практически равнины,
так что позиционная борьба была архиважна в этот день. Ее мы к сожалению
проиграли. При выезде на равнину вижу только хвост пачки примерно в
500м впереди. Сзади то же особо никого не видать. Так и зависаем по
середине. Вскоре находим попутчиков в лице SebaMed, правда едут они не
особо ровно, но лучше чем ничего. Смены я откровенно филоню, чисто
обозначаясь на первой позиции, Леша в этом не легком деле то же не
отстает от меня. Перед Passo di Verva, высшей точкой этого этапа нас
настигают преследователи. Впереди 5км подъема, встречного ветра и очень
неудобных камней. К концу перевала все как то подразвалились и я решаю,
что концовку то уж надо отработать. Тем более впереди нас ждал самый
эпичный даунхил многодневки – 20км со сбросом в 1800м.
На спуск я вновь выхожу как в тумане, но «режим
Саму Санчеса» у Леши никто не отменял и смена позиций вновь защелкала на
калейдоскопе гонки как счетчик у таксиста.
С каждым километром все больше и больше команд
латают проколы по обочинам. Один из участников прямо передо мной ломает
линк в подвеске.
Те кто бывал в Польше, могут представить себе спуск
по «битым» камням на скоростях более 50кмч. Пожалуй, это единственный
участок за всю гонку, где я боялся за живучесть даже ЕХО версии резины.
Ну и впервые руки свело на спуске.
Живучесть резины, напор Лешика и мои руки, которым
уже в лом было жать на тормоза, позволили на спуске переместиться на
15-ую позицию.
К подъему на Мортироло я готовился последние пару
дней, причем это была подготовка сознания к терпежке на таких градиентах
и такой протяженности.
Я твердо держал в голове слова Марко Пантани,
которму кстати установлен монумент на этом подъеме – « — Марко! Почему
вы так быстры в горе? — Чем быстрее я достигну вершины, тем быстрее
закончатся мои страдания».
Я даже надеялся сделать основной задел в генеральной классификации атакой на легендарной горе, но судьба распорядилась иначе…
…финиш я уже пересекал откровенно раздосадованный. Даже фотографы это подметили…
Вечером разговорился в отеле с владельцем. Он
поведал о своей причастности к «велотуризму». «Велотуризм» в Итальянском
понимании – это на шоссейном велосипеде преодолеть 3 перевала высшей
категории сложности за поездку и пиво по окончанию. Я потом по карте
глянул его маршрутики – в принципе, и без пива унесут с финиша.
Кстати карта пестрела названиями, которые мы не раз
слышали во время трансляции самых эпичных и решающих этапов «Giro Di
Italia», а с дороги у отеля еще не сошли графити версии этого года.
День7
Леша:
Второй королевский этап. Нам он дался гораздо лучше
чем вчерашний. Я обозленный вчерашней неудачей был готов терпеть до
последнего, Паша себя чувствовал чуть хуже чем вчера, но терпеть он
всегда готов, а я раздосадованный вчерашним этапом чувствовал себя
вполне намного лучше чем вчера.
Две вершины, немного синглов и серьезные градиенты.
Первый подъем на Пассо Гавиа дается достаточно тяжело, но хорошо видно
что тяжело всем, пара команд, которые традиционно уезжали от нас в этот
день находятся сзади. Леса на подъеме практически не растет, мы
находимся уже в Доломитовых Альпах, поэтому масштаб предстоящих
страданий отлично виден и впечатляет. Наконец-то дорога из доступной для
легковушки превращается в дорогу для квадроцикла и подъем становится не
только трудным, но и интересным. После него нас ждет красивый
выкатанный трейл по хребту, который спускается к пункту питание и
гостинице, где мы провели эту ночь. Впереди спуск и пугающе крутой
четырехступенчатый подъем. Спуск пролетаем, как всегда, обгоняя
несколько пар, но обиженные пары, как всегда, сбиваются кучей и сменами
добирают нас на подъездах ко второму подъему. Мы к этому относимся
достаточно спокойно, все равно все решается в горе. Первый взлет
достаточно плавный, после него нас ждет пункт питания. Потом уклон
становится запредельным, ставим все что слева и терпим. Радует то, что
наши попутчики терпят намного хуже! Добираем человек шесть, среди
которых сильнейшая пара команды Red Heads и еще пара швейцарцев из
первых пятнашки генеральной классификации — круто! На швейцарцев мы не
обращаем внимания, они везут нам кучу времени, а вот от Red Heads
пытаемся уехать и это получается я отъезжаю темпом, Паша рывком
скидывает с колеса того, кто явно чувствует себя хуже и мы стремительно
удаляемся.
В середине горы нас ждет беговой участок, по
которому местами можно ехать и финальный взлет, к станции подъемника.
Очень крутая дорога с живыми камешками. После этого небольшой спуск и
относительно ровный кусок в Madonna di Campiglio. Оказалось, что
сегодняшний день дался нашим основным соперникам намного хуже чем нам, и
мы поднялись в генеральной классификации до 25-го места, это приятно.
Павло:
В этот день я твердо понял, что пару строк в отчете адресую Сергею Курдюкову.
Сергей, наверное в моем лице вы потеряли зрителя
«Джиро», так как без содрогания я теперь не смогу смотреть горные этапы
(наверное шутка, но как известно в каждой шутке есть доля правды). Я на
собственной шкуре и в условиях гонки покорил всего пару перевалов, да к
тому же на байке. Теперь я еще больше восторгаюсь теми, кто может это
делать быстро и действительно терпеть нечеловеческие муки. Наверное,
каждому из нас стоит «попробовать колесами» эти горы, что бы понять, что
скрывается за красивой картинкой на телеэкране…
Ну что же подтолкнуло меня к подобным мыслям? Да все просто – старт этапа без лишних сантиментов был дан в Paso Gavia.
И впервые я увидел усталость на лице попутчиков.
Уже не было видно «искры в глазах» и сплоченности в группе. Было видно,
что многие уже идут от обороны. Не стал исключением и я. Главное это не
смотреть вверх, иначе станет очень и очень грустно.
Видимость на этом подъеме позволяла окинуть гонку чуть ли не на полчаса – 15мин вперед и 15мин назад. Все рядом)))
Терпел я в этот день долго, около 50км. Но когда я
увидел, что наши соперники из Red Heads то же загрустили, то во мне
проснулось какое то нездоровое желание сделать им еще хуже.
Ребята оказались цепкими, и темпом их кинуть не
получалось. Пришлось вопреки Леше дернуть 3 раза на крутых участках,
дабы измотать швейцарских оппонентов. После этих протягов я вдруг понял,
что в ногах то еще запас приличный и можно добавлять. Вскоре мы прошли
SebaMed, а к концу подъема было отыграно 5 позиций.
В концовке уступили только ребятам из Scott, чьи
подвесы-найнеры оказались существенно быстрее на длинной секции из
бревен, корней и камней.
В генеральной классификации удалось немного
продвинуться, но разрывы были ничтожными даже для однодневки, а за
плечами уже неделя гонок. Плотность борьбы и результатов конечно на
загляденье, но ведь именно ради этого мы и ездим в Европу.
День8
Леха:
Профиль выглядит намного проще чем профиля
предыдущих двух дней. Спуск со старта оказался техническим. То есть
десять километров мы просто едем за машиной с директором гонки. Под
дождем. Противным холодным дождем. Погода, радовавшая нас последние пять
дней куда-то испарилась, солнца почти не видно. В конце спуска вся
толпа ломится на подъем. Проигрывающие нам 11 секунд Red Heds сегодня
держаться бодрячком и отъезжают от нас. Мое самочувствие не позволяет
мне держать столь высокий темп, но я терплю как могу. Концовку горы еду
на морально-волевых, наверху нас ждет грязный трейл и, вроде-бы,
относительно небольшой спуск. Дождь тем временем усиливается и
становится ледяным, на спуске я начинаю замерзать и стараюсь ехать
побыстрее. Догоняю пару, которая едет в коротких джерси на голое тело,
даже не представляю как им холодно. Я одет в термомайку Craft Pro Zero,
джерси с коротким рукавом, противоветровую жилетку и рукава и мне
холодно. Холодно так, что сводит скулы и я почти не говорить. Я пару раз
уже попадал в такие ситуации — главное вовремя понять когда тебя начнет
колотить и ты не сможешь держать руль прямо, это самое страшное. Паша
после спуска сказал, что видел как кто-то, полностью потеряв контроль
над байком, так и улетел прямо в придорожное ограждение. Ему еще хуже,
он замерз еще сильнее и ему сложно поддерживать темп на спуске. Но нам
везет — сразу после крутой части спуска мы видим машину с нашей группой
поддержки. Там есть теплая сухая одежда, Паша одевает поверх всего
джерси с длиным рукавом и дождевик.
Я решаю не тратить время на
переодевание, меня уже отпускает и больше таких спусков не предвидится.
Пока я жду Пашу мимо меня проезжает пара крупных групп, в которых нет ни
намека на переохлаждение, народ едет в коротком рукаве и держит
достойный темп. Видимо дождь был краткосрочным и мы особо везучие. Тем
временем, составлявшие нам компанию на спуске немцы из SebaMed, с
которыми мы рубились всю гонку, сходят, а Team Scott Genius Generation
не просто переодеваются, а лезут в свой командный фургон на пункте
питания в попытке отогреться! В этот день они финишируют 61-ми с
огромным отставанием.
Мы же просто едем на финиш. Едем как можем, Паша
отогревается к последней горе и чуть отъезжает от меня. На беговом
участке я его почти догоняю и спуск мы начинаем вместе.
Это был один из немногих спусков, требовательных к
технике — скользкие мокрые камни не давали расслабиться. Все, кого мы
нагнали на этом спуске шли пешком, мы проехали все и выкатились на
заключительный асфальтовый кусок почти сразу за группой из восьми
человек, один из которых задавал весьма бодрый темп, услугами которой мы
и воспользовались, а за километр до колеса вышли вперед и финишировали.
Судя по фоткам прошлых годов я ожидал финиша прямо
перед озером, но в этом году все было не так. До озера было метров 300,
поэтому сразу въехать в воду не получилось. Сначала нас пофоткали,
надели медали финишеров, дали поесть, а только потом показали озеро.
Озеро великолепно, а вода в нем теплая, это было очень кстати =)
Слезы некоторых взрослых мужиков на финише впечатлили.
Павло:
Как то аксакалы рассказывали мне, что на многодневках бывают «этапы дружбы». Ну-ну…
После технического старта стало понятно, что сегодня настрой у людей отдать все, что осталось после недели гонок.
Леша не выдерживает этих раздач и мы переходим на оборону. Не смогли даже зацепиться за красноярскими триатлонистами.
К вершине нас обходят уж совсем незнакомые лица. Я начинаю откровенно замерзать, тем более дождь только усиливается.
Ну а дальше произошло, то что произошло… Я банально замерз, причем замерз до такой степени, что не мог держать руль.
Крадусь (более точного слова не подобрать) вниз и
проклинаю все на свете – погоду, себя, соперников, кашу, которая не
лезла с утра и дождевик, который я впервые оставил в отеле.
А спуск все не кончался и не кончался, я впервые за
гонку хотел ехать только вверх, а не вниз. Меня уже начали посещать
мысли об эвакуации и вызове спасателей.
Так я и брел с мрачными мыслями, непослушными
руками и дрожащими зубами под этим проливным дождем вдоль итальянского
шоссе. Мимо проносились бодрые соперники с румянцем на щеках, я же
скорее отдавал трупной синюшностью.
Чудо поджидало меня на 50км этапа – мы чисто
случайно встретили нашу техничку. Я без лишних слов достал сумку и
оделся как «немец под Сталинградом». Но легче от этого не стало. Хоть
какие то признаки тепла в теле появились на 60-ом километре.
И тут я уже дал волю накопившемуся негативу. То ли
высота, то ли усталость, не знаю. Но я был бесконечно зол на все вокруг.
Пришлось отыгрываться на велосипеде. Благо 26 звезда на системе начала
закусывать и мне не оставалось ничего другого, как выламывать 39 звезду.
На финальном даунхилле мне уже абсолютно
безразлично и состояние грунта, и глина поверх камней и тот факт, что
все вокруг идут пешком.
После спуска ловим бодрые колеса и докатываемся до финиша.
Только тут я понимаю насколько устал, нет сил даже радоваться. Есть только желание упасть и не видеть велосипед…
Осознание произошедшего пришло уже намного позже. А
момент понимания, что завтра не надо никуда ехать привел меня
практически в экстаз.
Одежда
Правильная экипировка в таких гонках значит не меньше чем физическая подготовка.
В дополнению к стандартным комплектам формы Merida
Team, состоящим из майки, трусов, рукавов и ветрозащитных жилеток, мы
использовали хорошо изученные нами майки Craft Cool Superlight. Они
отлично отводят влагу, и смягчают перепады температур на спусках и
подъемах.
Кроме того, в дождливые дни мы всегда имели в
карманах суперлегкие и компактные дождевики Craft PR Featherlight,
которые пару раз спасали нас от полного вымокания =)
Перчатки — только с длиными пальцами!
Техника
Наши любимые Big.Nine Team-D отработали отлично! Только с резиной мы слегка переборщили, IKON там совсем не нужен.
Естественно покрышки стояли бескамерно с солидной
порцией герметика Tire Doctor. Проколов не было, а если и были, то мы их
не заметили.
В качестве командного шестигранника на гонку в этом году после недолгих мучений был выбран Topeak Mini 20 Pro (http://www.topeak.com/products/Tools/mini20pro_black).
В нем не только есть выжимка и все спицевые ключи, но и головка на 10,
что позволяет подтянуть болт на системе в случае его расслабления.
В качестве резервной выжимки мы везли с собой основу от Topeak Super Chain Tool, без лишнего ключика и проволоки.
Каждый из нас вез с собой по балончику с СО2, предназначавшихся для компактной головки BBB.
Все это, вкупе с камерой отлично помещалось в
Topeak Aero Wedge Pack размера Small который на самом совсем не Small.
Сумочка порадовала тем, что не сильно вылезала за границы седла,
крепилась исключительно на стропах, без извращений с пластиковыми
зажимами и быстро снималась, благодаря защелкам-крокодильчикам.
Замки для цепи Sram были примотаны изолентой к каждому из байков.
На борт обычно брали по 2 фляги емкостью 0.5л.
Паша, сломав один из флягодержателей, с 4-го дня вполне обходился одной
флягой 0.7л.
Касеты Sram XX с набором 11-36 в совокупности с
остальной трансмиссией позволили комфортно передвигаться как вверх, так и
вниз. Передаточных соотношений хватало везде.
Единственной недоработкой стали разные системы. У
Леши стояла система Sram Х0 с звездами 38-24, а у Павлика Sram XX c
набором 39-26. Что бы не “заламываться” Паше на больших градиентах
приходилось ехать несколько быстрее.
Само, собой в багажнике машины у нас был
практически полный набор инструментов на всякий случай и испытанный
насос Topeak Joe Blow Mountain, позволяющий гарантированно поставить
любую бескамерку на любой обод =)
Общие впечатления
Двоякие. С одной стороны гонка действительно очень
тяжелая и предъявляет высокие требования к физической форме.
Дополнительной трудностью становится высота, которая вносит свои
коррективы в восстановление и дыхание.
Так же на такой длительной гонке бесценна грамотная
группа поддержки. Если вы едете большим коллективом, то все роли должны
быть заранее расписаны. Никакого балласта.
Ну или правильно расставляйте приоритеты. Либо
гонка, либо туризм. Даже не пытайтесь совместить — не получится ни того,
ни другого.
С другой стороны мы ожидали от трасс большего —
практически все подъемы проходили либо по асфальту, либо по гравийным
дорогам, по которым сможет проехать легковой автомобиль. Обычно только
самые последние сектора подъемов, которые заводили нас выше станций
канатных дорог представляли собой какие-либо технические трудности.
Большинство спусков было подобно подъемам — грейдер
либо асфальт. За восемь дней было всего 5-6 интересных секторов,
требующих хорошей техники и пара заездов в байк-парки с выкатанными
трейлами с контруклонами.
По сравнению с польскими Sudety MTB Challenge и Beskidy MTB Trophy трассы проложены и спланированны в совершенно другом ключе.
Maxxis IKON EXO EXC оказался явным перебором для этих цивилизованных гор, Maxxis Aspen был бы в тему!
Тем не менее у нас осталось ощущение
недосказанности, через пару лет мы обязательно вернемся, чтобы проехать
эту Гонку с учетом всех наших ошибок и недоработок, и попытаемся
улучшить результат =)