Manitou Dorado Expert
Текст: Шон МакКлендон
Manitou производит вилки и амортизаторы для горных велосипедов на
протяжении уже более 20 лет. За последнее десятилетие в истории Manitou
произошло важное событие — компанию купил концерн Hayes Bicycle Group. В
2010 году, уже под новым начальством, компания выпустила полностью
обновлённую версию вилки Dorado, более жёсткую, с увеличенным диаметром
ног, новым демпфером и воздушной пружиной.
В 2010 году новая Dorado была доступна только в ультрадорогом карбоновом
варианте. Через год появилась алюминиевая версия — Dorado Pro по цене в
$1600. А теперь, в 2013 году, компания представляет ещё более доступную
даунхильную вилку Dorado Expert за $1200. И хотя Pro и Expert немного
отличаются друг от друга внешне, внутри они абсолютно одинаковы — так
что, к бюджетной версии вилки, определённо, стоит присмотреться. Много
ли сейчас на рынке перевёрнутых вилок, особенно с проверенным и надёжным
демпфером, таким, как TPC+? В общем, нам не терпелось испытать новую
Dorado Expert в реальных условиях.
Технические характеристики вилки:
Вес: 3096 граммов
Возможность внутренней регулировки хода от 180 до 203мм
Большая воздушная камера
Внешние настройки высокоскоростного сжатия и отбоя
Гидравлическая защита от пробоев
Диаметр ног: 36мм
Диаметр рулевой трубы: 1 1/8 дюйма
Крепление вставной 20-мм оси стандарта HexLock
Высота от оси до нижней короны: 567 или 591мм
Высокие или низкие короны на выбор
Цена: $1200
Отличия версий Expert и Pro
В чём же различие? Если не вглядываться в детали, внешне их не сразу
отличишь друг от друга. Для начала, короны и дропауты версии Pro
анодируются, у версии Expert же — подвергаются дробеструйной обработке,
следовательно, меньше блестят. Кроме того, в коронах бюджетной версии
лишний материал убран не везде, где это возможно, чем обусловлен их
несколько больший вес. И, наконец, штаны версии Expert изготовлены из
менее прочного и дорогого сплава, следовательно, во имя достижения той
же прочности, их стенки сделаны немного толще. Итог всё тот же — больший
вес. В итоге, бюджетная вилка весит на 122.3 грамма больше, а стоит при
этом на 400 долларов дешевле. За эти деньги можно легко купить,
например, титановую пружину для заднего амортизатора и сэкономить больше
массы — неплохо, согласитесь.
Как уже было сказано выше, внутренности обеих вилок идентичны. В обеих
версиях используется картридж типа «труба в трубе», что не даёт воздуху
проникать в масляную ванну, соответственно, в масле не возникает
воздушных пузырей, и демпфирование остаётся постоянным независимо от
ситуации.
Говоря о демпфировании, стоит заметить, что данная система предполагает
четыре различных механизма демпфирования при сжатии вилки. Первый — это
зависимый от давления воздуха механизм высокоскоростного демпфирования.
Второй и третий — результаты работы демпфера TPC+. Суть их состоит в
наличии дополнительного клапана в картридже, который движется
вперёд-назад и позволяет маслу идти в обход демпфера высокоскоростного
сжатия. При медленном сжатии, как и при обработке мелких неровностей,
однако, задействован не только этот механизм, поэтому вилка остаётся
плюшевой в любых ситуациях. При сильных же и резких ударах этот
дополнительный клапан закрывается, и демпфирование усиливается. Инженеры
Manitou называют это энергозависимостью. В то же время, используемая в
демпфере TPC+ коническая игла обусловливает зависимость демпфирования от
скорости сжатия вилки. Четвёртый механизм демпфирования — своего рода
гидравлическая защита от пробоев, которая активизируется лишь в конце
хода.
Всё это, конечно, звучит довольно запутанно, но в конечном итоге вилка
хорошо справляется с самым разным рельефом, и при этом с её настройками
не приходится слишком долго возиться.
В 2013 году обе версии Dorado выпускаются для трёх стандартов колёс: 26,
27.5 и 29 дюймов. И хотя 26-дюймовую вариацию и можно использовать с
колёсами 650В, штаны специализированной для 27.5-дюймовых колёс версии
всё же чуть длиннее. Внутренности этих двух вилок, тем не менее,
одинаковы.
Так какова же Dorado в езде?
В езде
С самого начала тестов мы выставили ход вилки на 203мм. Расстояние от
оси до нижней короны при такой настройке составляет 591мм, что на 20мм
больше, чем у Fox 40, которую мы заменили на Dorado. В связи с этим,
первое, что мы сделали — это поменяли нижнюю чашку рулевой нашего байка
Pivot Phoenix на полуинтегрированную. И даже с такой чашкой угол рулевой
уменьшился с 64 градусов до 63.5. Следующим шагом была установка руля с
меньшим подъёмом. Наш выбор пал на руль Deity Black Label и
55-миллиметровый вынос Fantom. Таким образом, благодаря низкому рулю и
более длинному (на 5мм) выносу посадка стала примерно такой же, как была
с Fox 40.
Надо заметить, что в руководстве по установке вилки немалое внимание
уделено усилию затяжки болтов, а на нижней короне даже есть специальные
спейсеры, не позволяющие их перетянуть. А это гарантирует, что вы не
сожмёте штаны слишком сильно, и ноги вилки будут гладко ходить по
направляющим. В общем, этот момент продуман на отлично.
Согласно заявлению производителя, вилке требуются 20 часов обкатки для
приработки движущихся частей. Эти 20 часов мы катались с выкрученными
настройками сжатия и большим давлением воздуха. Когда демпфирование
стало помягче, мы снизили давление до 70psi (для райдера весом 78кг с
экипировкой), закрутили отбой на 8 щелчков из 20, настройку TPC+ — на 10
щелчков из 20, а высокоскоростное сжатие — на 12 из 16. С такими
настройками вилка работала очень мягко и без намёка на пробой. Никаких
провалов в работе мы также не заметили.
Настройки демпфера TPC+ очень сильно влияют на поведение вилки в
различных условиях. Так, для прыжков мы закручивали регулятор на 18
щелчков из 20 возможных, а для влажных условий — откручивали до 8, что
позволяло вилке лучше поглощать мелкие неровности и помогало переднему
колесу сохранять контакт с трассой. А вообще-то, независимо от этих
настроек, вилка остаётся мягкой и плюшевой, и явно располагает к жёсткой
езде.
После Fox 40 и её высокой торсионной жёсткости нам пришлось привыкать к
новой вилке в течение нескольких недель — только тогда мы начали
уверенно нагружать переднее колесо на крутых участках. В чём же дело?
Естественно, в том, что Dorado отличается от Fox 40 определённым и
вполне ощутимым флексом, что, кстати, в некоторой мере и хорошо.
Например, мы заметили, что верхняя часть тела, и особенно плечи, меньше
устают от езды с Dorado — а всё благодаря тому, что она перевёрнутая. Не
просто так на кроссовые мотоциклы ставят именно перевёрнутые вилки.
Флекс частично смягчает удары, и в случае с нашей вилкой, это позволяет
снизить нагрузку на кисти и предплечья, а так же улучшает контакт
переднего колеса с землёй. То есть, Dorado выполняет дополнительную
работу, которая в случае с вилками стандартной компоновки ложится на
ваши руки.
При всём этом, вилка превосходно ведёт себя на корнистых отрезках трасс и
на каменных секциях, где самое худшее — непроизвольное отклонение
переднего колеса от заданной траектории. Велосипед едет точно туда, куда
вы его направили, даже на самых техничных участках.
Да, мы знаем, что тяжёлые и реально быстрые гонщики жаловались на
чрезмерный флекс вилки, однако, мы остаёмся при мнении, что для райдеров
весом меньше 85кг перевёрнутость Dorado остаётся, скорее,
преимуществом. Вилка отлично распределяет ударную нагрузку, о чём
свидетельствует, например, наше видео с GoPro. Райдер намеренно не
вернул несколько випов, но на приземлении велосипед каждый раз
выравнивался. Если же вы весите более 85кг, но не гоняетесь на уровне
Кубка Мира, вы, опять же, вряд ли ощутите чрезмерный флекс вилки и,
вероятнее всего, согласитесь, что Dorado позволяет переднему колесу
превосходно держать траекторию. Можно ещё вспомнить призёра Red Bull
Rampage 2012 Логана Бингелли — он тоже использует Dorado, так что эта
вилка отлично показала себя и в самой опасной дисциплине горного
велосипеда.
Замечания
Что нас несколько озадачило, так это крепление оси.
При снятии и, особенно, установке переднего колеса приходится немного
повозиться. Ось не самоизвлекающаяся, и для её снятия требуются
инструменты, так что рекомендуем хорошо смазать её перед установкой. Для
этого подойдёт, например, белая литиевая смазка, котораяпродаётся почти
везде и стоит разумных денег. А вообще, хотелось бы, конечно, более
удобной системы с самоизвлекающейся осью.
Если вы привыкли ставить ручку переднего тормоза справа, то прокладка
гидролинии на вилке будет для вас оптимальна. А вот если слева, то
идеально гидролинию уже не проложить..
О надёжности
В целом, вилка не вызывает недоверия, однако, один повод для
беспокойства у нас всё же был. После примерно 25 часов езды в различных
условиях, в том числе, по грязи, начал течь сальник со стороны демпфера.
Мы проездили ещё 35 часов, и масло продолжало подтекать. Однако,
сотрудники Manitou оперативно отреагировали на нашу жалобу и прислали
нам новую ногу с демпфером для замены. С ней вилка отлично работала на
протяжении 30 часов использования, и ничего уже не текло.
Было ли это случайностью? Вполне вероятно — серьёзно повредить вилку мы
явно не могли. Сервисное обслуживание у Manitou, при этом, на высоте —
имейте это в виду.
После 90 часов езды гидролиния заднего тормоза слегка потёрла анодировку
нижней короны — впрочем, это, конечно, не беда. К тому же, проблема эта
легко решается при помощи кусочка изоленты или виниловой плёнки.
И, наконец, небольшой совет — почаще подтягивайте болтики на пластиковых
щитках вилки, или просто нанесите на них фиксатор резьбы, дабы не
беспокоиться об этом.
Подведём итог
Поведение Dorado Expert при езде и её широкий диапазон настроек сжатия и
отбоя, безусловно, впечатляют. Вилка весит3069 граммов, стоит 1200
долларов и предлагает отличное соотношение цены и функциональности.
Благодаря проверенному временем демпферу TPC+ Dorado превосходно
отрабатывает мелкие неровности, а регулировка высокоскоростного сжатия
позволяет ей вне зависимости от ситуации одновременно оставаться
плюшевой и не проваливаться. Переднее колесо сохраняет контакт с трассой
даже на самых техничных участках. Принимая во внимание качество
сервиса, а так же наличие ограниченной гарантии и подробного руководства
по эксплуатации, можно сказать, что над приобретением такой вилки
вполне стоит задуматься, особенно, если вы весите меньше 85кг.