Учись вкручивать: урок 1
Кто-нибудь спросив, умеешь ли ты кататься на велосипеде,
скорее всего удостоился бы презрительного взгляда, каким смотрят на
кусок собачьих фекалий, прилипших к покрышке. «Ну конечно я умею
кататься на долбаном велосипеде – разве не видно?!» – примерно так
ответишь ты. Но, на самом деле, нет предела совершенству, и тебе есть,
куда расти.
Итак, мы собрались для того, чтобы помочь тебе выжать
максимум из своего катания, с помощью новой серии наших уроков,
состоящих из семи частей. Неважно, какого уровня катания ты уже достиг
(или считаешь, что достиг) – мы поможем тебе стать еще лучше, и все это
за семь дней. Каждый месяц мы будем давать тебе урок, на освоение
которого любому человеку потребуется всего лишь один день. Ты поймешь,
что именно тебе следует улучшить в своем катании.
Чтобы сформировать
хорошую основу техники, мы начнем с базовых приемов управления байком.
На каком бы уровне ты ни катался – начальном, среднем или продвинутом –
просто следуй нашим советам, и все будет в шоколаде.
Начальный уровень: просто катаемся
Просто
кататься – казалось бы, что может быть проще? Ну, если ты катаешься по
футбольному полю и совсем не поворачиваешь – тогда ты попал в точку,
тут и говорить не о чем. Проблема в том, что большинство трасс для МТВ
выглядят несколько иначе.
Человека, не умеющего кататься, видно
издалека. Неестественная поза, прямая спина, неправильная высота седла
и колени, торчащие в стороны, как зеркала заднего вида. Он плетется по
трассе, не имея ни малейшего понятия, что ждет его за поворотом и как с
этим бороться. С передачами у него тоже беда – либо он отчаянно
вкручивает на месте на маленькой звезде, либо надрывается на большой.
Как бы то ни было, благодаря нашим простым советам, ты сможешь привести
свою технику в порядок…
1. Поза
Ты должен легко менять позу, садясь в
седло или вставая на педали. Держись расслабленно, масса тела
равномерно распределена между передним и задним колесом, колени и локти
чуть согнуты и работают как амортизаторы, давая байку возможность
плавно двигаться под тобой, следуя рельефу трассы.
2. Взгляд
Смотри примерно на три метра вперед,
наблюдая за препятствиями и изменениями рельефа. На широких, хорошо
просматривающихся трассах периодически проверяй, что ожидает тебя в
более отдаленной перспективе.
3. Скорость
Найди передачу, на которой ты можешь
вкручивать с комфортной равномерной нагрузкой, при этом поддерживая
хорошую скорость. Вкручивай плавно и равномерно – резкие толчки требуют
лишних затрат энергии и затрудняют контроль над байком.
4. Торможение
Чтобы плавно катиться по трассе,
необходимо грамотно работать тормозами. Не нужно судорожно зажимать их
– в лучшем случае это приведет к смещению центра тяжести вперед и
потере равновесия, а в худшем, ты улетишь через руль. Плавно дозируй
нагрузку на тормоза, работая обеими ручками одновременно.
1.
2.
3.
4.
Средний уровень: выбираем траекторию
Умение
выбирать траекторию – один из основных навыков трейлрайдинга, и это не
так просто, как кажется на первый взгляд. Чем выше твой уровень, тем
больше ты видишь путей, доступных для прохождения того или иного
участка трассы. Опытный райдер найдет траекторию там, где ты и не
подозреваешь о ее существовании.
Умение оценивать рельеф и выбирать
линию прохождения растет вместе с опытом. Когда ты четко знаешь свои
возможности и то, как твой байк ведет себя на том или ином рельефе или
препятствии, выбор траектории происходит интуитивно – ты начинаешь
воспринимать рельеф не в виде нагромождения препятствий, а в виде
совокупности возможных вариантов его прохождения.
1. Поза
При выборе траекторий на ходу тебе
необходим максимальный контроль над байком. Это невозможно без
постоянной корректировки положения массы тела относительно велика. Стоя
на педалях, сохраняй позу, при которой твой центр тяжести чуть смещен
назад – это позволит тебе легко соскочить с байка, если что-то пойдет
не так.
2. Взгляд
Правильный выбор траектории особенно
актуален на узких техничных участках. Поле зрения в этом случае должно
быть уже, чем обычно. Только не впадай в крайности – не нужно смотреть
на переднее колесо. Выбери точку примерно в метре перед собой и смотри
на нее – это позволит тебе быстро корректировать свой путь.
3. Скорость
Постоянный контроль над скоростью –
необходимое условие удачного прохождения выбранной траектории. Если
скорость окажется слишком высокой, тебя разнесет и ты потеряешь
контроль над байком. В случае если твоя скорость, наоборот, слишком
низкая, тебе может не хватить ходов для преодоления рельефа. Техничные
места нужно проходить накатом (без вкрутки), при этом педали и шатуны
должны находиться параллельно земле – ты ведь не хочешь цепляться
педалями за камни или корни деревьев.
4. Торможение
Всегда сбрасывай скорость перед
техничным участком. Делай это заранее, чтобы не оттормаживаться посреди
траектории – это может привести к потере равновесия. Если все-таки тебе
нужно сбросить скорость в процессе прохождения техничного участка, будь
аккуратнее с передним тормозом.
1.
2.
3.
4.
Продвинутый уровень: синглтреки
Для скоростного
агрессивного прохождения синглтреков нужна действительно хорошая
техника. Выбери извилистую тропу меньше метра шириной, добавь туда
переплетающихся древесных корней, замшелых камней, скользких кочек и
пеньков, цепляющих за педали, и попытайся проехать по всему этому так
быстро, как только сможешь. Деревья, мелькающие в сантиметре от руля, и
ограниченный угол обзора не дают тебе права на ошибку. Малейшая
неточность, и ты уже валяешься в грязи, не успев даже подумать: «Черт,
откуда здесь эта ветка?»
Чтобы как следует гонять по синглтрекам,
тебе потребуется совершенное владение всеми навыками, о которых мы
говорили выше. Необходима мгновенная реакция, способность быстро
выбирать траекторию, и умение адаптироваться к постоянно меняющемуся
рельефу.
Многие райдеры считают синглтрек лучшей проверкой навыков
владения кросс-кантрийным байком. Следуй нашим советом, и ты выдержишь
эту проверку с честью…
1. Поза
Техничное катание по синглтрекам требует
хорошего чувства равновесия и четкой координации движений. Ты должен
постоянно регулировать положение своего центра тяжести для эффективного
преодоления неровностей трассы, а также часто менять позу, садясь в
седло или вставая на педали. Твои руки и ноги должны работать как
амортизаторы, позволяя байку плавно двигаться под тобой, следуя рельефу
трассы.
2. Взгляд
На синглтреках, как правило, обзор
сильно ограничен, поэтому как можно чаще быстрым взглядом проверяй, что
творится впереди. В остальное время твой взгляд должен быть
сосредоточен на точке в метре-полутора от переднего колеса. Если ты
едешь за другим райдером, следи за его движениями и старайся повторять
их.
3. Скорость
Для эффективного прохождения
синглтрека ты должен постоянно поддерживать максимальную скорость.
Выбери передачу, позволяющую тебе легко ускоряться при малейшей
возможности – ты должен наращивать свою скорость на участках, которые
позволяют это делать, для того, чтобы накатом преодолевать сложные
отрезки. Всегда будь готов накинуть или сбросить передачу, в
зависимости от характера трассы.
4. Торможение
Очень часто ты не знаешь, что ждет
тебя за поворотом – помни об этом, и всегда держи пальцы на тормозных
ручках (не бери пример с Оли, который этим пренебрегает). Если у тебя
хорошие, грамотно настроенные тормоза, то одного пальца на ручку вполне
достаточно.
1.
2.
3.
4.
Совет: Седло – как правильно установить его высоту?
Правильно отрегулированный байк – основа хорошего
катания. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок, способная
полностью испортить катание – это неверная установка седла. Большинству
новичков никто не показывает, как правильно выбирать его высоту, а это
значит, что во время катания их не ожидает ничего, кроме мучений. Какая
жалость!
Методика регулировки высоты седла настолько элементарна,
что, единожды увидев, ее невозможно не усвоить. Сядь в седло, опусти
одну из педалей в крайнее нижнее положение (шатун параллелен
подседельной трубе), и поставь на нее пятку. Теперь подгони седло по
высоте таким образом, чтобы твоя нога была практически полностью
выпрямлена в колене. Когда ты встанешь на педаль нормально, а не
пяткой, получится, что в нижнем положении педали твоя нога будет чуть
согнута в колене. Именно такая высота седла обеспечивает комфортное и
эффективное педалирование.
Материал опубликован в Mountain Bike #13 (июнь \’06)!