Наклон седла вниз при подъёме в гору

Подъём по крутым склонам был и остается вызовом для велосипедиста любого уровня. Сможет ли изменение наклона седла, увеличить эффективность гонщика при подъёме? Этим вопросом задались сотрудники Университета Колорадо в Боулдере (США) Росс Д. Уилкинсон (Ross D. Wilkinson, Ph.D.) и Роджер Крам (Rodger Kram, Ph.D.) из лаборатории локомоции (физиологии движения) кафедры интегративной физиологии. Результаты оказались любопытными.

При правильной регулировке седла вес райдера равномерно распределяется на руль, педали и седло. Благодаря этому снижается нагрузка на мышцы рук, ног и спину. Согласно распространённому мнению, седло должно быть всегда выровнено горизонтально. Середина седла должна располагаться позади линии, проведённой от основания подседельной трубы через верх седла. Допускается изменение наклона только до 2°. В то же время есть мнение, что наклон седла может увеличить эффективность подъёма в гору на 6%. Американские учёные решили провести эксперимент в этом направлении.

В исследовании приняли участие 19 добровольцев (18 мужчин и 1 женщина) в возрасте от 18 до 49 лет. Все были в удовлетворительной форме и катались на велосипеде более 4 часов в неделю. В эксперименте использовался 56-сантиметровый спортивный шоссейный велосипед Specialized Roubaix. Езда осуществлялась по специальной моторизованной беговой дорожке длиной 3,2 м, шириной 0,9 м и с наклоном 8,0° (14,1%). Угол в 8°, по мнению учёных, соответствует самому крутому подъёму, на котором райдер может сохранять сидячее положение. Каждый выполнял четыре 5-минутных заезда на самой лёгкой передаче сидя с седле положении с 5-минутным интервалом отдыха. При этом параллельное положение седла сменялось наклоном седла вниз на 8°.

Результаты.

16 из 19 испытуемых продемонстрировали повышение своей общей эффективности при наклоне седла. Учёные утверждают, что наклон седла вниз на 8° повышает общую эффективность велосипедистов при подъёме на 8-градусный склон в 91 случае из 100 на 1,4%. В 27 случаях из 100 повышение составит более 2%. То есть наклон седла вниз при подъёмах в гору позволяет экономить энергию и силы.

Это первый эксперимент, который даёт научные доказательства того, что простой наклон седла вниз может улучшить общую эффективность райдера при подъёме в гору в сидячем положении. Тема преодоления крутых склонов актуальна, поэтому новые исследования ещё впереди.