Основы техники езды трейл-райдеров
The trail rider’s 10 essentials
Еще одна статейка из Mountain Bike Action за май 2008 года.
Если что, курсив автора.
10-ка самого важного для трейл-райдера
Что нужно учитывать, чтобы повысить уровень мастерства.
Number 1
Смотри вперед
Научиться смотреть вперед – одно из наиболее важных умений для
трейл-райдинга, которым можно и нужно овладеть. Это мастерство нужно
постоянно шлифовать и под этим подразумевается 24 часа 7 раз в неделю.
Когда
едешь по шоссе на машине (как водитель или в качестве пассажира),
старайся смотреть как можно дальше вперед, чтобы как можно раньше
увидеть тормозные огни впереди едущих машин и соответственно снизить
скорость без вжимания педали тормоза в пол и блокировки колес. Тoже
самое и на трейле. Смотри вперед, чтобы видеть сложности трассы и чтобы
выбрать наилучшую траекторию движения до того, как ты приблизился к
препятствию.
Вместо того, чтобы пялиться вниз на
кусок тропы перед передним колесом, смотри метров на 10 или больше
вперед. Сканируя тропу перед собой, выбирай наилучшую траекторию,
избегая препятствия вроде крупных корней, ям или камней. Отслеживай
траектории других райдеров и корректируй свой маршрут в зависимости от
того как они реагируют на сложности рельефа.
Number 2
Встегивайся!
Встегивание в педали должно стать твоей второй природой (
даже когда дома на диване пиво пьешь) и ты должен научиться встегиваться не смотря вниз.
Новичкам можно бы почитать статью «Встегивайся уверенно» (MBA, октябрь 2007 –
я ее позже тоже, возможно, добавлю), а более опытные райдеры могут поработать над тем, чтобы «чувствовать» педали, вместо того чтобы смотреть на них.
Number 3
Крути 80
Используй каденс – 80 оборотов в минуту. (
там
дальше идет методика для определения каденса без велокомпьютера
оснащенного этой функцией, не буду писать, чтобы не травмировать
психику впечатлительных людей, но если кто захочет могу отдельно
привести эту методу). 80 – наиболее эффективный каденс, чтобы
крутить педали. Крути с этим каденсом и постарайся запомнить мышечное
ощущения от такой частоты. Затем покрути педали с каденсом 60 (колено,
например правое, оказывается наверху каждую секунду) и 100 (колено
оказывается вверху 25 раз каждые 15 секунд). Сравни ощущения от такой
частоты. Постарайся подбирать передачи таким образом, чтобы
поддерживать каденс 80. Эта частота наилучший компромисс между
мускульной силой и аэробной энергией. Если делать это правильно, то с
каденсом 80 можно крутить практически вечно. (
ну конечно!)
Number 4
Используй передний тормоз
Всегда
используй передний тормоз. При уменьшении скорости, вес тела
перемещается вперед и это усиливает сцепление переднего колеса с
грунтом и облегчает заднее. Поэтому наибольшее усилие при торможении
должно приходиться на переднее колесо (
именно по этой причине год
назад я почти не ездил после перелома левой руки, т.к. тормозить не
мог, а тормоз переднего колеса как раз под левой рукой).
Если ты не чувствуешь уверенности в управлении передним тормозом, то
для тренировки катай по какому-нибудь несложному рельефу на низкой
скорости и пользуйся только передним тормозом, чтобы остановиться.
Когда начинается поворот, необходимо ослабить давление на тормозную
ручку. Получив некоторый опыт, ты научишься чувствовать насколько
жестко необходимо тормозить передним колесом и доходить точно до того
момента, как оно начнет уходить в занос. Вот тогда-то ты и обретешь
умение затормозить что угодно и где угодно!
Number 5
Дыхание
Когда ты дышишь, то у тебя больше силы (
потрясающая
по своей глубине фраза).
Войди в ритм, чтобы сделать свое дыхание неразрывной частью твоей
техники катания. Приноровись к ритму движения твоего тела, вращению
педалей или мотанию твоей цепочки на шее (трюк подсмотренный у Ryder
Hesjedal, который он практиковал на гонках). Сфокусируйся на более
сильном выдохе, потому что это автоматически стимулирует и более
сильный вдох. Прямо противоположное усиленному дыханию, это сдерживание
дыхания на каком-либо расколбасе. Сделай сознательное усилие чтобы
выдыхать и не сдерживать дыхание когда байк преодолевает резкий подъем,
дроп или серию кочек.
Number 6
Оставайся расслабленным
Когда
ты расслаблен, твой центр тяжести находится ниже и твой вес расположен
в лучшем положении, чтобы реагировать на рельеф трейла. Не напрягайся.
Позволь велосипеду двигаться и делать его работу. В расслабленном
состоянии ты тратитшь меньше энергии и будешь чувствовать себя лучше
после долгой поездки.
Number 7
Переключение
В
идеале, ты можешь пользоваться любыми звездочками на кассете, при том
что цепь у тебя находится на второй ведущей звезде. Зарезервируй пять
самых малых звезд для ситуаций, когда цепь на самой большой ведущей
звезде и пять самых больших, когда цепь на самой малой ведущей звезде (
они зовут это
granny
gear).
Когда
начинаешь подъем, ты должен руководствоваться правилом №1 и, смотря
вперед, должен оценить в какую Ж ты направляешься. Именно в этот момент
нужно определиться поедешь ли ты этот подъем на малой звезде.
Переключись заранее, до того как давление на педали существенно
возрастет и сделает переключение проблематичным.
Number 8
Банни хоп
(
Ну тут даже и не знаю что сказать – про баник много сказано,но тем не менее)
В два связанных движения, сожмись на байке, согнув колени и локти и
затем распрямись, отталкиваясь от земли и выдергивая руль вверх. Твой
байк спружинит и оторвется от земли. Используя контактные педали
возможно контролировать высоту и сам прыжок. Практикуйся до тех пор,
как ты сможешь на умеренной скорости уверенно преодолеть, скажем,
бордюр.
Когда освоишь банни хоп, ты увереннее будешь управлять
байком. Станет легче смещаться назад и поднимать переднее колесо без
лишних усилий. Тебе будет легче, стоя на педалях, преодолевать ямы и
камни. Твое тело будет работать как пружина и поможет подвеске твоего
байка обрабатывать жесткие удары.
Number 9
Поднимайся эффективно
В
большинство подъемов лучше-таки заезжать сидя. Когда стоишь, легче
потерять сцепление и труднее рулить и направлять байк. Используй
стоячие спурты только на верхних передачах или если нужно резко
вкрутить, чтобы преодолеть неожиданное препятствие.
Крутые
подъемы требуют, чтобы ты сместился на нос седла, чтобы удерживать
переднее колесо на земле при сохранении сцепления заднего колеса. Держи
ритм дыхания и педалирования. Если переключаешься вверх, когда сидишь и
наращиваешь темп педалирования, съедь немного назад, чтобы
максимизировать вращающий момент.
Если есть сомнения по поводу правильной высоты седла, прочти статью из мартовского номера журнала (
я ее чуть позже тоже переведу для инфы, но предполагается, что народ должен знать эти азы), объясняющую как грамотно определить эту самую высоту.
не
сочтите за саморекламу :)))))), просто чтобы разбавить сухой текст,
небольшая иллюстрация к пункту об апхиллах.
А что, все нормально: на
конец седла сместился, локти развел и поднял, голова даже дальше оси
вилки, а для большей
эффективности и язык на бок, что, безусловно,
влияет на загруженность переднего колеса. ))
Number 10
Держи локти наружу
Попробуй
жать штангу лежа на скамье, когда держишь локти как можно ближе друг к
другу. Ты быстро поймешь, что в такой позиции ты теряешь силу и
контроль. То же самое и с рулем велосипеда. Держи локти вверх! Эта
позиция придаст тебе не только силу и контроль, но и также позволить
держать грудную клетку более раскрытой и позволит легче и глубже дышать.
Широкие
локти обеспечивают телу более аэродинамичную позицию. Плюс, голова
будет находиться на одной линии с вилкой, переднее колесо будет сильнее
загружено, что, безусловно, улучшит управляемость байка на поворотах.
Руслан Tloster
специально для Velomania.ru