Tour de FranceWho is who

Первые гонки «Тур де Франс»

«Может быть сделать Тур де Франс… что-то, похожее на шесть дней на треке, только провести это на дороге. Да, гонка, которая бы длилась много дней, более длинная и более тяжёлая, чем те, которые уже существуют. Наверное, и в больших городах, и в маленьких,  и в деревнях люди были бы счастливы увидеть гонщиков вблизи». Жео Левфер

Самая знаменитая многодневка Tour de France имеет более чем столетнюю историю, успев пережить две мировые войны, многочисленные смены правил, фатальные ошибки и ошеломительные победы. Каждый год дарит велогонщикам новые возможности проявить себя и доказать, что ты —лучший. Есть мнение, что появление «Тур де Франс» связано с самым громким уголовным делом во Франции конца XIX — начала XX веков. Пожизненная ссылка капитана генерального штаба Альфреда Дрейфуса за шпионаж в пользу Германии, присуждённая на основе сфабрикованных антисемитами документов, с последовавшей серией судебных процессов разделили всё общество и, в частности, редакцию журнала о велоспорте L’Velo. Отколовшиеся сотрудники антидрейфусарских взглядов во главе с Анри Дегранжем основали издание L’Auto. Ему была необходима реклама, с этим и связано проведение новой гонки — «Тур де Франс».

«И какое название должно быть у гонки?»

   «Ну, просто «Тур де Франс». Гонщики сделают петлю внутри Франции, маршрут, повторяющий шестиугольник, контур страны. А гонка может состоять из 6 этапов». 

Акция имела фантастическую эффективность: после первого «Тура» в 1903 году ежедневный тираж L’Auto вырос с 25 000 до 65 000, а тридцать лет спустя во время гонки продавались рекордные 850 000 экземпляров газеты.

Маршрут

Первый «Тур де Франс» стартовал в 1903 году у кафе Au Reveil Matin в Монжероне, предместье Парижа, чтобы, обогнув Францию вдоль границ, финишировать в другом столичном предместье Виль-д’Эвре.

Организатор гонки Анри Дегранж задумал её как сверхчеловеческое испытание силы и выносливости. В газете L’Auto  появился анонс, взволновавший многих: тренер, сопровождающий гонщика, не должен «тащить» его за своим автомобилем (мотоциклом, тандемом). Запрещается просто «сидеть на колесе» другого велогонщика. Каждый будет ехать сам за себя. (В те времена на протяжённых  гонках спортсмены  часто нанимали для себя задающих темп).  Каждый участник должен сам везти своё продовольствие, запасные части к велосипеду, одежду.  Многие критиковали Дегранжа за такие бесчеловечные требования.

2 428 километров первого «Тура» делились на 6 этапов (сейчас их 21). Средняя протяжённость каждого была вдвое больше современной — 400 километров, но все участки были плоскими. Участники стартовали ночью, чтобы при удачном стечении обстоятельств финишировать засветло, примерно через 17 часов. На отдых между этапами им выделялось по два — три дня.

Последний шестой этап начался в 21:00. На протяжении всего маршрута устанавливались стюарды, чтобы контролировать ход гонки. Желтой майки еще не было в те времена (она появится лишь в 1919 году), и лидера определяла зеленая повязка на руке. Первая восьмерка на финише получала денежный приз: 50-1500 франков за каждый из этапов. Четырнадцать лучших гонщиков в генеральной классификации получали уже от 3000 до 25 франков.

Старт гонки от кафе Café au Réveil-Matin в Монжероню 1903 год.
Первый километр в истории велогонки «Тур де Франс». 60 гонщиков отправились в путь от знаменитого теперь Cafe au Reveil-Matin в Монжероне (Montgerone) на южной оконечности Парижа. Фото из книги «Tour de France 1903–2003».

В 1905 году, чтобы сделать гонку ещё более насыщенной, в неё были добавлены подъёмы. Организаторы признали эксперимент удачным, и маршрут следующих «Туров» провели через Пиренеи и Альпы. Уже в 1910 году, заезжая на знаменитый Коль д’Обиск (18,5 километров со средним уклоном более 7 градусов), лидер пелотона Октав Лапиз кричал им: «Вы — убийцы!» — участники начала XX века не были готовы к подобным нагрузкам, и в тот год только один из гонщиков смог въехать на все горы «Тур де Франс» в седле, а не вскарабкаться пешком.

Отдайтесь абсолютному удовольствию. Плывите по теплым водам грехов плоти. Или, может быть, просто прокатитесь на велосипеде.

Бельгиец Морис Гельдхоф пешком преодолевает перевал Коль д’Обиск. 1928 г. Фото: Nationaal Archief / Flickr.

Деньги

Право участия во всех этапах «Тура» стоило 10 франков (около 88 евро в современных ценах). Для того, чтобы привлечь большее число гонщиков, ввели дополнительное вознаграждение – каждому из 50-ти первых подписавшихся на участие должны были платить 5 франков в день.  Призовой фонд, предоставленный бароном Де Дионом составлял 20 тысяч франков. Участники так же получали возможность побороться за главный приз в 3 000 франков, дополнительные призы и бонусы. В сумме победитель первого «Тур де Франс» 1903 года получил сумму, равную 6 средним годовым окладам французского рабочего того времени.

Участники

В первый «Тур» отправились 60 велосипедистов, 21 из них можно назвать профессионалами — они жили на заработанные призовые или имели спонсоров. Национальный состав: 50 французов, 4 бельгийца, 4 швейцарца, 2 немца. Поскольку велогонки в то время имели спорную репутацию и не считались достойной работой, некоторые из них выступали под псевдонимами: Жульен Лутен — Самсон, Люсьен Мазан — Маленький Бретонец.

До появления команд в «Тур де Франс» оставалось 6 лет, и участники первой гонки не имели никакой поддержки на дистанции. Во время этапа они не могли прибегать к посторонней помощи для ремонта, поэтому ездили, обвешавшись сменными шинами и камерами. До финиша гонки не доехали 39 спортсменов.

Первая гонка «Тур де Франс», 4-й этап, финиш в Бордо. Победитель этапа — швейцарец Шарль Лесер. Фото из книги «Tour de France 1903–2003».

Результаты этапов Тур де Франс 1903 года:

11 июляParis–Lyon 467 km Maurice Garin (FRA) 
25 июляLyon–Marseille 374 km Hippolyte Aucouturier (FRA) 
38 июляMarseille–Toulouse 423 km Hippolyte Aucouturier (FRA) 
412 июляToulouse–Bordeaux 268 km Charles Laeser (SUI) 
513 июляBordeaux–Nantes 425 km Maurice Garin (FRA) 
618 июляNantes–Paris 471 km Maurice Garin (FRA) 

Итоговая квалификация участников:

1 Maurice Garin (FRA)La Française94h 33′ 14′
2 Lucien Pothier (FRA)La Française+2h 59′ 21″
3 Fernand Augereau (FRA)La Française+4h 29′ 24″
4 Rodolfo Muller (ITA)La Française+4h 39′ 30″
5 Jean Fischer (FRA)La Française+4h 58′ 44″
6 Marcel Kerff (BEL)+5h 52′ 24″
7 Julien Lootens (BEL)Brennabor+8h 31′ 08″
8 Georges Pasquier (FRA)La Française+10h 24′ 04″
9 François Beaugendre (FRA)+10h 52′ 14″
10 Aloïs Catteau (BEL)La Française+12h 44′ 57
Во время этапа они не могли прибегать к посторонней помощи для ремонта, поэтому ездили, обвешавшись сменными шинами и камерами.

Первый чемпион

Выиграв первый и два последних этапа гонки 1903 года, первым победителем «Тур де Франс» стал 32-летний Морис Гарен. До начала спортивной карьеры он работал трубочистом и позже объяснял свою выносливость длинными переходами между альпийскими деревушками в поисках заказов. В 1889 году Морис отдал двухнедельный заработок — 405 франков (1 400 евро в современных ценах) — за первый велосипед, а в 1892 году занял на нём пятое место в своих первых соревнованиях. С тех пор он тренировался ежедневно, стал профессионалом и выиграл несколько крупных гонок.

Финиш первой гонки. В центре: победитель Морис Гарен, слева от него, скорее всего, Леон Жорже. Фото: Nationaal Archief / Flickr.

Гарен доминировал в «Тур де Франс» от старта до финиша. 2 428 километров дистанции он проехал за 94 часа и 33 минуты со средней скоростью 25,7 км/ч. Отрыв от обладателя второго места Люсьена Потье составил 2 часа 59 минут — этот рекорд держится в «Тур де Франс» до сих пор.

Призовые Гарена за победу в генеральной классификации и на отдельных этапах в сумме составили 6 125 франков (примерно 21 500 евро в современных ценах), что позволило ему купить автосервис и заправку, где он работал после окончания спортивной карьеры.

Морис Гарен, прозванный «трубочистом» в честь своей бывшей профессии, выиграл первый Тур де Франс в этот день в 1903 году. Он победил с отрывом в 2 часа 59 минут, который остается самым большим в истории гонки

Дисквалификация

Спортивная карьера Мориса Гарена закончилась после выигранного им «Тур де Франс» 1904 года. Гонку преследовали скандалы — 9 участников были сняты с соревнований за поездки на машинах и по железной дороге. Шумиха заставила Французский союз велосипедистов предпринять собственное расследование после окончания «Тура». Результатом стала дисквалификация 13 спортсменов — призёров всех этапов и первой четвёрки общего зачёта. Обоснование наказания никогда не публиковалось, а во время немецкой оккупации документы ФСВ были утеряны. По различным версиям, дисквалификация была назначена за использование вспомогательного транспорта, установку колючих заграждений на трассе или попытки отравить соперников.

Итальянец Густо Черутти после падения. По правилам, ему запрещено принимать помощь. 1928 г. Место неизвестно. Фото: Nationaal Archief / Flickr

Болельщики

Первая «Тур де Франс» имела такой успех, что уже на следующей появились агрессивные банды фанатов. На втором этапе в 1904 году неподалёку от Сент-Этьена болельщики напали на соперников местного фаворита с камнями и дубинами, несколько гонщиков были ранены, организаторы смогли разогнать хулиганов только стрельбой в воздух. На следующем отрезке фанаты из Нима были так разозлены дисквалификацией своего земляка, что забаррикадировали трассу и закидали пелотон булыжниками. Обычным делом стало засеивать дорогу осколками стекла и гвоздями — на трассе первого этапа в 1905 году организаторы собрали 125 килограммов.

Фото: Le Coq Sportif.

Еда

Меню участников первых «Тур де Франс» не могло сохраниться. Гонщики сами обеспечивали себя питанием и, не имея поддержки профессиональных команд, ели в местных кафе. Зато остались воспоминания Мориса Гарена о 24-часовой гонке по парижскому Марсовому полю в феврале 1893 года. По словам велосипедиста, проехать за сутки 701 километр и не замёрзнуть по ходу ему помогли: множество кружек крепкого красного вина, 19 литров горячего шоколада, 7 литров чая, 8 вареных яиц, коктейль из кофе и шампанского, 45 котлет, 5 литров напитка из тапиоки, 2 килограмма риса и устрицы.

Велосипеды

Пять лучших гонщиков генеральной классификации «Тур де Франс» 1903 года ехали на 18-килограммовых велосипедах La Francaise с рамой из стальных трубок и колёсными ободами из дерева. Дюралюминий считался ненадёжным. Его применение в «Туре», как и переключателей передач, которые Анри Дегранж называл вредными для соревновательного духа, было разрешено только в 1937 году. До этого гонщикам приходилось останавливаться перед подъёмом, снимать заднее колесо и разворачивать его другой стороной, где была установлена большая звёздочка. На вершине, чтобы подготовиться к спуску, колесо снова разворачивали.

Победитель первой «Тур де Франс» Морис Гарен. 1903 г. Фото из книги «Tour de France 1903–2003».
Первый победитель Tour de France и его стальной La Francaise (Pic: Wiki Commons)
Tour de France 1903, Alexandre Foureaux
Люсьен Потье (Lucien Pothier)- 2 место в итоговой классификации Тура. 1903 год.
Анри Корне Французский велосипедист. Победитель Тур де Франс 1904 года.

Анри Корне вошёл в историю, благодаря своей неожиданной победе во вторых по счёту велогонках Тур де Франс в 1904 году. Произошло это благодаря тому, что лидеры в общей квалификации Морис Гарен (победитель Тур де Франс 1903 года), Рене Поттье, Пьер Шевалье и Гео Лефевр были дисквалифицированы за нарушения (сокращение трассы гонок при помощи использования автомобильного и даже железнодорожного транспорта, выезд на трассу в ночное время и др.). Болельщики, видя эти нарушения, выражали своё возмущение, нападали на спортсменов, избивая их. Разбрасывали по пути гонки гвозди, так что А. Корне последние 40 км трассы ехал на пробитых шинах. Таким образом, Анри Корне, занимавший 5-ое место, в связи с дисквалификацией Французской федерацией велогонщиков (Fédération Française de Cyclisme) лидеров гонки, был признан через несколько месяцев после окончания гонки — победителем Тур де Франс 1904 года.

Организатор гонки, Анри Дегранж, для их популяризации давал всем спортсменам прозвища. Анри Корне он назвал Le Rigolo, то есть «Джокер», за присущее спортсмену чувство юмора.

На сегодняшний день Анри Корне является самым молодым победителем многодневной велогонки Тур де Франс за всё время её проведения. На момент победы в гонке ему ещё не исполнилось 20 лет (19 лет 11 месяцев и 20 дней).

Победитель Тур де Франс 1908 года, Пети-Бретон, делает круг почёта.

Допинг

Победителю самой первой Тур де Франс не было суждено упрочить свой статус, победив в многодневке еще раз. В 1904 году Мориса Гарена и еще 11 велогонщиков ждала дисквалификация. Основной причиной стало запрещенное использование поездов и автомобилей. Что интересно, с самого первого этапа начались разговоры и слухи о всевозможных «допингах». В начале 20 века еще не было такого обилия препаратов и добавок, поэтому спортсмены использовали эфир и алкоголь, чтобы притупить боль.

Законы против допинга были приняты во Франции в 1965 году, а до этого любые доступные препараты использовались участниками «Тур де Франс» практически в открытую. В начале века боль в ногах утихомиривали алкоголем и вдыханием эфира. В 1924 году победитель гонки Анри Пелисье рассказал журналисту, что во время соревнований, среди прочего, принимал стрихнин, кокаин и хлороформ: «Мы работаем на динамите. Вечерами танцуем по нашим гостиничным номерам, потому что не можем заснуть после гонки». То ли еще будет!

Зарождение традиций

С самого начала Тур де Франс зародилась красивая традиция — устраивать финиш на больших стадионах, где спортсменов ждет толпа восторженных зрителей, красочная церемония и другие всевозможные чествования. В 1903 году таким стадионом был «Parc des Princes» (с 1975 финиш перенесен со стадионов на Елисейские Поля). 

Въезд победителя на стадион в Париже. 1937 год.

Победителей каждого этапа чествуют как полагается — традиция с 1903 года.

Морис Гарен и торт для победителя первого этапа первой гонки Тур де Франс.1903 год.