Who is who

Интервью с Хансом Реем

Ханс Рэй (Hans Rey) не нуждается в представлении. Он один из самых культовых и уважаемых велосипедистов за всю историю существования маунтинбайка. С момента начала своей карьеры в 1987 году, он захватил умы и сердца миллионов велосипедистов не только головокружительными триальными трюками, но и своими открытостью и добродушием.

Ханс напомнил многим поклонникам горного велосипеда, в то время воспитываемым в духе строгости, терпения и дисциплины кроссканрийных гонок, что катание, прежде всего, должно приносить людям удовольствие. Такая свежая на тот момент доктрина, ярким примером которой он являлся, была встречена рёвом одобрения фанатов маунтинбайка.

Скоро все заговорили о Хансе «No Way» Рэй. Видео с его байк-шоу перезаписывались, передавались из рук в руки, и о его выступлениях ходили легенды. Но настоящий прорыв случился после выхода фильма «Level Vibes», сделавшего его примером для подражания и катапультировавшего в мейнстрим исповедуемый им стиль катания. Отдельно следует отметить, что именно катание Ханса стало привлекать в маунтинбайк новых спонсоров, а те, в свою очередь — средства массовой информации, которые привели горный велосипед к высшей точке популярности, какую когда-либо он мог иметь.

Ханс Рэй не почивает на лаврах, корча из себя суперзвезду. Сегодня он всё так же, как и раньше, катается за GT Bicycles и продолжает колесить по всему миру, давая представления и снимая фильмы. Вместе со своей женой Кармен Ханс создал и руководит собственным благотворительным фондом, называемым «Wheels 4 Life» (Колёса ради Жизни), деятельность которого направлена на помощь людям в странах третьего мира.

Недавно Ханс вернулся из поездки по остовам Норвегии, и мы перехватили его перед следующим путешествием, чтобы задать несколько вопросов.

GT Bicycles — один из самых крупных и знаменитых велосипедных брендов. Что GT значит для Вас?

Для меня GT как семья, я с этим брендом уже 27 лет и участвовал во многих этапах эволюции компании. Несомненно, главное, что меня связывает с GT – его богатое гоночное наследие, то, брендом управляют люди, увлеченные гонками и победами. Это очень важно для меня.

Вы уже успели покататься на новых 2014 GT Sensor and Force с колесами 27.5 дюймов?

Конечно, новый Sensor — велосипед, которому я отдаю наибольшее предпочтение. Он имеет 130-миллиметровую заднюю подвеску, которая ощущается мною почти так же, как 150-миллиметровая, которую имел мой прежний байк. Я думаю, что это — совершенный трейловый велосипед, и, безусловно, он один из самых универсальных велосипедов, на которых я когда-либо ездил. Он достаточно легкий, чтобы на нем можно ездить кросскантри, и в то же время вы можете использовать его для гонок эндуро.

В целом, я являюсь большим фанатом обоих новых велосипедов: как Sensor, так Force. В течение последних шести лет я много катался на твентинайнерах, поэтому приход новых 27.5-дюймовых колес встретил с энтузиазмом. Ещё один ключевой момент — новая платформа подвески велосипедов GT: A.O.S. Она была разработана Питером Денком (Peter Denk), ранее работавшим с велосипедами Cannondale and Scott. Этот парень очень опытен и талантлив, конструируя новые байки, ему удалось сохранить лучшие свойства предыдущей подвески i-Drive, и в то же время, улучшить их функциональность и дизайн.

Можете ли вы вспомнить момент, когда поняли, что стали суперзвездой маунтинбайка?

Я мог бы сказать, что я понял это слишком рано. Я приехал в США из Европы в 1987 году, перед этим практически перестав триалить, чем с 19-ти лет постоянно занимался. Я собирался бросить спорт и вернуться в университет, когда мне позвонил парень по имени Кевин Нортон (Kevin Norton), который в то время был звездой триала в NORBA (Национальная Американская Ассоциация Маунтинбайка). Он попросил меня приехать в США, чтобы оценить местный уровень триала. Именно Кевин тогда познакомил меня с GT и открыл дверь в новый мир… Оттуда на меня хлынула лавина, меня это снова захватило, особенно после выхода «Level Vibes», и изменило мою жизнь. В общем, в университет я так и не вернулся.

Вы сотрудничаете с GT Bicycles больше 25 лет, что Вас заставляет быть с этим брендом так долго?

Лучший способ объяснить это: «Невозможно сломать то, что не зафиксировано». Да, временами у меня были искушения, но ключевой момент такого долгого сотрудничества заключается в том, что я всегда получал удовольствие от того, что мне приходилось делать. Моей работой и карьерой стали катание и соревнования, которые всегда давали невероятную мотивацию продолжать это делать и достигать новых высот.

Другим фактором было мое видение развития велосипедного бизнеса. Это помогло мне в работе со спонсорами в части понимания задач, которые мы вместе должны выполнить. Ну и наконец, опыт некоторой деловой хватки, привел к тому, к чему я всегда стремился: чтобы все всегда оставались счастливы и довольны друг другом.

По вашим стопам идет новое поколение райдеров, таких как как Дэнни МакАскилл (Danny MacAskill) и Крис Акригг (Chris Akrigg). Что Вы думаете о них и их способностях?

Эти парни просто поражают, видео «Road Bike Party» с их участием великолепно. Дэнни и Крис принесли в триал свежее дыхание, вывели его на новый уровень и сделали этот вид катания среди современной аудитории более популярным, чем когда бы то ни было! Использование в триале навыков BMX, которые они демонстрируют, разрывает все шаблоны. Эти парни вдохновляют, когда я смотрю их видео, я хочу немедленно выйти из дома и ехать кататься.

Вы занимаетесь благотворительностью, создав вместе со своей женой Кармен фонд «Wheels 4 Life» (Колеса ради Жизни). За время его существования Вы отправили почти 6 000 велосипедов в страны третьего мира. Как случилось, что Вы стали заниматься этой деятельностью?

Моя карьера сложилась очень удачно, я много добился и однажды подумал, что было бы хорошо помочь другим. Благотворительный фонд «Колеса ради Жизни» — и есть способ такой помощи. Мы отправляем велосипеды в разные страны, разным, нуждающимся в них людям. Вы знаете, что ещё есть места на земле, где велосипед играет очень существенную роль в жизни людей. Как элемент их мобильности или средство транспортировки грузов (например, еда или вода), он просто помогает людям выжить. Велосипед – удивительно универсальный инструмент, я считаю, каждый человек его достоин.

Какой совет Вы бы дали начинающему маунтинбайкеру?

Главное, катайтесь с удовольствием и не переживайте, если что-то не получается! Начните с основ и постепенно развивайте свои навыки. Если вы – совсем новичок, то, возможно, хорошим способом для вас будет поупражняться на пустой и ровной площадке. Попробуйте научиться поворачивать, делая «восьмерки». Научитесь ездить медленно, это поможет обрести баланс и чувство велосипеда как продолжение вашего тела. Всегда смотрите в сторону, куда собираетесь поехать. Чувство комфорта на велосипеде является ключевым, поэтому, если видите препятствие, которое сейчас вам кажется непреодолимым – отложите победу над ним до момента, когда будете готовы сделать это…

В чем секрет Вашей такой долгой велосипедной карьеры?

Ваши слова никогда не должны расходиться с вашими делами, будьте всегда не только профессионалом, но и честным человеком. Если вы хотите сделать велосипедную карьеру, рассматривайте это как бизнес, работайте со спонсорами, учитывая, что их поддержка будет настолько эффективной, насколько эффективны вы сами. Мне пришлось долго и упорно работать, чтобы добиться результата. В отличие от спорта, в моём нынешнем катании нет такой очевидной меры оценки как победы на гонках, поэтому мне также пришлось заниматься изучением методики производства фильмов и работы со средствами массовой информации.

По материалам blog.wiggle.com