Бум грузовых велосипедов в Германии — мнения разделились
Очевидно, что грузовые велосипеды могут внести важный вклад в изменение экологической ситуации на транспорте, особенно в городах. И они бурно развиваются: в 2022 г. было продано 212 000 грузовых велосипедов, что на четверть больше, чем в 2021 г. Но их растущее количество сегодня действует многим на нервы. И это касается не только водителей автомобилей.
В Германии решили бороться с обилием мелких грузовичков по-своему: их водителям на добровольной основе предложили пересесть на грузовые велосипеды.
Движение, получившее название «Я освобождаю города», охватило уже больше четырех сотен мелких и средних компаний в стране. Они получили от организаторов (немецкой аэрокосмической корпорации DLR) 152 грузовых велосипеда на три месяца за символическую плату (один евро за сутки использования). Техника самая разная — от небольших двухколесных «грузобайков», вроде тех, что сдаются в Берлине в аренду, до тяжелых трехколесных аппаратов, способных перевезти не один центнер груза. Разумеется, все они оснащены электромоторами, позволяющими развивать скорость до 25 км/ч, а также GPS-трекерами.
Согласно данным с этих приборов, с момента запуска программы осенью прошлого года, суммарно все «велогрузы» преодолели больше 140 тысяч километров, совершив 12 тысяч поездок. Сообщается также, что многие компании решили приобрести аналогичную технику, либо выкупить у организаторов предоставленную.
Городским перевозчикам очень понравилась возможность подъезжать непосредственно к точкам разгрузки, даже если они расположены в пешеходных зонах, а также отсутствие необходимости поиска и оплаты парковки. Что же до недостатков, то к ним отнесли неудобства использования подобной техники в плохую погоду (вот неожиданность!), а также недостаточно развитую велоинфраструктуру в некоторых городах. Впрочем, несмотря на это, электрические грузовые велосипеды в европейских странах продолжат развиваться. Недаром даже крупные компании — вроде того же Фольксвагена — представляют свои варианты подобных аппаратов.
Когда грузовой велосипед паркуется перед супермаркетом — даже в деревне с населением 2500 человек, расположенной на северогерманской низменности, становится ясно: данный вид транспорта действительно пришел повсюду. Только в 2022 году было продано 212 000 грузовых велосипедов, что на добрую четверть больше, чем годом ранее.
По данным Zweirad–Industrieverband (ZIV), эта ниша растет даже быстрее, чем и без того процветающий велосипедный бизнес, в основном за счет высокой популярности грузовых электровелосипедов: их продажи выросли более чем на треть. И это при цене начального уровня около 3 тыс. евро. За модели датского хипстерского бренда Butchers & Bicycles или немецкого премиального бренда Riese & Müller можно легко выложить вдвое больше и это не предел.
Разнообразие предложений увеличивается буквально с каждым днем: от Long Johns (одноколейный, маневренный, грузовое отделение между передним колесом и рулем) до Longtails (одноколейный с удлиненным багажником) и baker’s bike (одноколейный, с грузовым отделением спереди и сзади) до трехколесных велосипедов с ящиком или грузовым отделением между двумя передними колесами, опционально с функцией наклона для большей маневренности.
«E–SUV среди велосипедов»
Многие рассматривают грузовой велосипед как E–SUV среди велосипедов: большой, тяжелый, дорогой и подходящий для определенной клиентуры, которая хочет быть корректной с точки зрения климатической политики. В этом есть доля истины: для молодых, обеспеченных семей среднего класса грузовой велосипед — это часть хороших манер в некоторых городских районах.
Но все чаще встречаются и частные лица без детей и собак, которые избавляются от своего (второго) автомобиля, чтобы приобрести один из новых, модных грузовых электровелосипедов — например, через фирменный лизинг велосипедов у работодателя, с помощью которого они могут управлять своей повседневной жизнью между работой, покупками в выходные дни и хобби.
Эксперты в области мобильности…
… и политики предполагают, что грузовой велосипед будет играть более заметную роль. Грузовой велосипед (электрический) должен способствовать оживлению движения в городских районах и при коммерческом использовании. Например, в логистике: по мнению экспертов, не менее 30% посылок в городе может доставляться на грузовом велосипеде. В 2022 году эта цифра составит около шести миллионов — из 4,2 млрд. отправлений.
Службы доставки продуктов или мелкие торговцы в городе иногда уже приезжают на грузовых велосипедах. Велосипедная логистика уже несколько лет поддерживается федеральным правительством в рамках различных проектов, причем в настоящее время Федеральное ведомство по экономике и экспортному контролю (BAFA) выделяет на нее до 2 500 евро. Спрос на коммерческие грузовые велосипеды и прицепы вырос на 104% в 2022 году — до пока еще низкого уровня в 27 300 единиц.
Очевидные преимущества — но…
Преимущества очевидны: меньше CO2, меньше шума, меньше места на дороге и при парковке. Кроме того, водители грузовых велосипедов не знают ни пробок, ни дефицита парковочных мест — вот вам и теория. На практике же инфраструктура пока не рассчитана на этот бум. Начиная с отсутствия парковок для крупногабаритных велосипедов на тротуарах и заканчивая велодорожками.
Например, велодорожки, построенные на асфальтированных тротуарах, зачастую слишком узкие или неровные, чтобы по ним мог проехать грузовой велосипед. Кроме того, этот громоздкий вид транспорта делят и без того ограниченное пространство на обычно узких дорожках с другими велосипедистами и водителями е–скутеров. И, как и в случае с водителями автомобилей, разная скорость и отсутствие возможности обгона вызывают недовольство. Если двух– или трехколесные велосипедисты выезжают на дорогу, их часто преследуют разъяренные автомобилисты.
Борьба за распределение места…
… на дороге между водителями автомобилей и велосипедистами не новость. Тем не менее, похоже, что обострение не за горами: планы местных властей и футурологов по перепланировке города в пользу велосипедистов с уменьшением пространства для автомобилей вызывают гнев населения по всей стране.
Чтобы найти решение, обеим сторонам не обойтись без уступок. Только ради безопасности дорожного движения необходимо создавать больше велосипедных дорожек. Если перераспределить полосу движения или установить скоростную зону 30 км/ч, то водители автомобилей могут надеяться на увеличение пространства на дороге, поскольку люди пересядут на велосипеды. В то же время (грузовые) велосипедисты не должны забывать о том, что они также должны соблюдать правила дорожного движения, особенно в условиях большого количества людей на дорогах.