В Амстердаме открылась подводная велопарковка на 6300 мест — с выходом к вокзалу и метро
Нидерландским велодорожкам давно никто не удивляется. А вот велогаражи, которые там строят, удивляют регулярно. Очередное такое чудо появилось в Амстердаме.
Новый амстердамский велогараж — не самый большой в стране, хотя и самый вместительный в городе. Зато примечателен своим расположением — он даже не подземный, а фактически подводный. Сам вокзал находится на искусственном острове и, чтобы вырыть рядом с ним велопарковку, пришлось осушать предназначенный под строительство участок. Работы шли несколько лет, с 2019 года и обошлись в 60 млн евро — цифра солидная, но не такая уж и большая, если сравнивать со стоимостью автомобильных проектов.
- На парковке предусмотрено 6300 мест для личных велосипедов, а также 700 для прокатных. На начало 2023-го это была самая крупная парковка города.
- Первые сутки можно стоять бесплатно, а каждые последующие 24 часа обойдутся водителю в €1,35. Оставить транспортное средство можно не более чем на 28 дней.
- Чтобы система могла отслеживать срок стоянки, нужно регистрироваться. Сделать это можно как с помощью транспортной OV-карты, так и оформив «подписку» и получив бесплатный велочип в виде стикера.
- В начале парковочных рядов установлены цветовые индикаторы заполненности. Зелёный значит, что мест много, оранжевый — их осталось мало, а красный — что всё занято. Ставить самокаты и грузовые велосипеды (вероятно, с задними корзинами и прицепами — vc.ru) запрещено.
- Для удобства архитекторы оборудовали парковку прямыми выходами к вокзальным поездам и метро — чтобы не приходилось выходить на улицу.
Для спуска в велогараж имеются эскалаторы. Фото: Senay Boztas.
Фото: Senay Boztas.
Фото: Илья Варламов
Половина железнодорожных поездок в Нидерландах начинается или заканчивается (а иногда и то, и другое вместе) велосипедом. В вагонах такое количество велосипедов не поместится — здесь их принято оставлять на станциях. Поэтому самые впечатляющие велогаражи в стране строятся на вокзалах.
Парковка должна располагаться на минимальном расстоянии от железнодорожных платформ, чтобы сделать поездку практически бесшовной, но не мешать при этом людям. В какой-то момент привокзальные площади стали превращаться в нескончаемые ряды велосипедов (в таких количествах велопарковка ничем не лучше автомобильной). С некоторых пор их стали прятать под землю, и вот дошла очередь и до Амстердама.
Так выглядела прежняя велопарковка на вокзале.
Таймлапс стройки
- Подводную велостоянку перед Центральным вокзалом Амстердама анонсировали ещё в 2015 году, но строительство запустили в 2019 году — оно продлилось четыре года. Власти города планируют открыть и другие стоянки около Центрального вокзала, чтобы количество мест в сумме достигло 21,5 тысячи к 2030 году.
- Одна из них — подводная на 4000 мест. Её проектировщики рассказали, что конструкции выполнены так, чтобы не нарушать водную экосистему. Пористый бетон и кокосовая циновка дадут разрастаться растениям. А сетки будут удерживать пластиковый мусор.
- Строительство велопарковок — это способ правительства разгрузить улицы города, в котором велосипеды есть у 80% населения, а 60% при этом пользуются ими ежедневно и не всегда правильно их паркуют.