Встреча накануне открытия официального велосезона в Латвии
\»Не знаю, сколько участников выйдут на старт нового марафона, но
думаю, интерес к нему сохранится на уровне прошлых лет или даже превысит
его. Кризис ведь не только загоняет в угол или вводит в депрессию, но и
пробуждает зачастую желание отвлечься, развеяться, сделать что–то
такое, о чем прежде не думал. Совместить все это можно в нашем
соревновании, да еще в компании с друзьями и знакомыми, которых возьмешь
с собой\», — говорит известный спортивный менеджер и крестный отец
SEB–марафона на горных велосипедах Иго Япиньш.
Встреча состоялась накануне открытия официального
велосезона в Латвии, каким обычно становится первый этап марафона.
Однако разговор затронул тему шире, хотя велосипед, педали которого
собеседник сначала крутил много лет сам, а потом учил этому других,
остался главной.
— Парадоксально, но по мере строительства в республике новых спортивных
объектов практически сходят на нет те достижения, какие мы имели там
прежде. Скажем, в Смилтене была прекрасная кузница веломастерства,
откуда вышли такие прославленные гонщики, как Озолс, Сарканис, Буров,
Эйсак, Смукулис и другие. Теперь там появился спортивный комплекс, где
играют в баскетбол и где не выросло и, наверное, не вырастет, если его
рост не будет 2,20 м, ни одного сколько–нибудь известного баскетболиста.
Аналогичная картина в Вентспилсе, имевшем очень сильную велосекцию,
свой трек и немало чемпионов СССР, что считалось своего рода знаком
качества. Теперь там тоже играют в баскетбол, но я не могу назвать имен
местных баскетболистов, кого бы пригласили в титулованные европейские
клубы или кто выступал бы на первых ролях даже в нашей сборной.
А сколько ледовых арен появилось у нас за последние полтора десятка лет!
Однако вся сборная, причем не только национальная, но и юниорская
укомплектована рижанами. Выходит, коэффициент полезного действия
периферийных новостроек почти нулевой. Но ведь не для занятий одной
только физкультурой их возводили, наверное, думали растить чемпионов
повсеместно. Чего вдруг полез в эти дебри? Мне часто приходится
участвовать в различных спортивных конгрессах, сессиях и прочих
\»посиделках\» и слышать, какие суммы выделяются на развитие латвийского
спорта. Когда сопоставляю эти миллионы латов с тем, что просил у
спортивных чиновников на проведение своего марафона, выходит порядка
0,004 процента. На бумаге выходит, ибо на деле я всякий раз получал
отказ. А в нашем марафоне, между прочим, участвуют порядка 3500 человек,
он продолжается с мая по сентябрь, имеет широкую географию, привлекает
зарубежных гонщиков. Какие еще аргументы нужны для того, чтобы наверху
наконец поняли, что мы не художественной самодеятельностью занимаемся, а
оздоровлением людей?
Я, ты, он, она…
Первый этап марафона (здесь рука невольно просится вывести \»имени Иго
Япиньша\», поскольку придумал все это и тащит на себе без малого десять
лет именно он) пройдет 4 мая по маршруту Цесис — Валмиера. 16 мая
поклонники маунтинбайка соберутся в Сигулде, 20 июня еще раз приедут в
Цесис, 11 июля их ждет Тукумс, сбор в Виеталве назначен на 1 августа, а
закроется сезон 26 сентября в Смилтене.
По словам Япиньша, мастерство растет параллельно с массовостью. На
прошлогоднем чемпионате Европы, который проходил в Эстонии, латвийцы
завоевали золотую и две бронзовые медали. Все трое вышли в свет из
народных масс, крутивших педали на этапах SEB–марафона, все трое в него
вернулись и продолжают выступать сегодня.
Вообще горный велосипед необычайно популярен в Старом Свете. Однако в
разных странах он имеет свои традиции. В Швейцарии и Польше, к примеру,
соревнования по большей части проводят в олимпийском формате, то есть
чисто кроссовом, где–то по подобию шоссейных устраивают многодневные
гонки по пересеченной местности. В Латвии выработали свой, и, как
считает Япиньш, который поколесил с профессиональными командами по свету
и многое повидал, он наиболее удачный. Потому что командный.
— Мы проводим среди участников опрос, один из пунктов которого звучит
так: \»Как вы узнали о марафоне?\» Первенство держит ответ \»от друзей\», а
уже потом идут ТВ, радио, Интернет. Такие друзья и знакомые
кооперируются в команды, участие в марафоне для них адреналин,
приключения и коллективный отдых в одном флаконе. Когда они вне гонки
встречаются или собираются, то больше всего о ней говорят. Другие
слышат, интересуются, \»а можно в следующий раз с вами?\» спрашивают…
Ваша овсянка, кунгс!
Какие горы надо своротить, чтобы марафон поехал и благополучно прикатил в
конечную точку, знают только организаторы. В мероприятии задействованы
десятки сервисов: полиция, врачи, судьи, служба питания, технические
пункты — и все они должны работать отлажено. За время проведения
марафонов мы, безусловно, набрались опыта и многие вопросы решаем
гораздо быстрее и проще, чем когда–то, но случаются изменения в
законодательстве, и тогда некоторые темы приходится разрабатывать с
самого начала.
Не обходится и без форс–мажора. Скажем, питанием нас всегда обеспечивала
армия — она имеет котлы для приготовления пищи на большое количество
людей. После окончания гонки мы кормили участников горячей овсянкой с
вареньем, и это стало своего рода традицией. Но однажды в батальоне,
который несколько лет кормил марафон, сменился командир. Он решил
положить конец всяким отношениям с велосипедистами. Пришлось искать
другие варианты. Конечно же, нашли, хотя по затратам получилось дороже.
Здесь вам не равнина
О нашем марафоне наслышаны не только в пределах республики — постоянно
приезжают соседи. Эстонцы, у которых маунтинбайк достаточно развит,
почти всегда уезжают с наградами, часто — с самыми высокими. Литовцы
отмечаются в основном участием — их коньком остаются шоссейные и
трековые гонки. Зато вся наша шоссейная элита считает делом чести
пересесть в седло горного велосипеда, если не занята в это время в своих
зарубежных клубах.
В регламенте SEB–марафона для них даже специально прописали пункт,
согласно которому \»иностранцы\» по желанию могут примкнуть во время гонки
к любой команде и помочь ей. Алексей Сарамотин, Райвис Белохвощик и
Гатис Смукулис делают это с удовольствием, но дружбу водят все же с теми
коллективами, где росли как профи.
В условиях кризиса, делится мыслями Япиньш, в таких народных
соревнованиях лучше всего набираться опыта и расти: шесть этапов в
Латвии, почти столько же в Эстонии плюс несколько других стартов — вот и
получается вполне насыщенный сезон, позволяющий молодым быстро мужать.
На Олимпийских играх до сих пор мы были представлены гонками на шоссе и
BMX, маунтинбайк оставался уделом других. Однако десятилетка
популяризации этой велодисциплины в республике рано или поздно должна
принести плоды. Правда, сам Иго олимпийского среза темы не касается.
Вероятно, из опасения сглазить.
\»Вести Сегодня\», № 75.