Электровелосипеды и рост ДТП — есть ли связь?
В Нью-Йорке сочли, что электровелосипеды вносят немалый вклад в статистику смертельных ДТП, но кто в этом виноват? Дэвид Мэйер (David Meyer) проводит расследование.
В 2023 году Нью-Йорк ставить печальный антирекорд — максимальное число погибших велосипедистов. Жертвами ДТП уже стали 26 человек, а ведь до окончания года еще два с лишним месяца.
Есть риск, что 2023-й станет таким же кровавым, как 1999-й, когда погибли 28 человек. Но важное дополнение: в этом году почти 70% погибших ехали не на обычном велосипеде, а на электрическом. Заместитель мэра Мира Джоши прямым текстом заявила, что водители таких велосипедов сами виноваты: “…это хороший зеленый транспорт, но им нередко пользуются безответственно, что, к сожалению, приводит к наблюдаемому росту смертельных ДТП”.
Электровелосипеды разрешили в Нью-Йорке лишь в 2020 году и, хотя люди ездили на них и раньше, учитывать в статистике ДТП отдельной строкой их стали только после легализации. Все эти три года их доля была составляла плюс-минус 50%, а теперь вот и вовсе выросла до 69.2%.
Правда, не совсем понятно, как эти цифры соотносятся с количеством таких велосипедов и практикой их использования. Никаких цифр на этот счет мэрия Нью-Йорка не приводит, но известно, что, как и в Москве, особенно активно электровелосипедами пользуются работники служб доставки. А они проводят в седле целый день, поэтому вполне может оказаться, что в пересчете на количество километров электровелосипеды совсем не так страшны, как считают в мэрии.
Велоактивисты, в свою очередь, говорят, что приведенные мэрией цифры — это половина правды. Вторая половина заключается в том, что, за исключением пары случаев, все эти ДТП произошли на улицах, где нет велодорожек. А почему их там нет, это уже вопрос к той самой мэрии, которая поспешила обвинить жертв в безответственности.
Шлем — это важно
В Нидерландах стали анализировать цифры. И тут оказалось, что высокая доля велосипедных смертей почти полностью обусловлена числом аварий с участием стариков. В группе старше 70 лет велосипедисты стали погибать на 68 процентов чаще. Может, надо запретить старикам ездить на велосипеде? Или лучше продолжить анализ ситуации?
Оказалось, что за последние годы демографическая ситуация в стране сильно поменялась: людей младше 50 лет стало меньше, а старше 50 — больше. Общество стареет. При этом в широкий обиход вошли электровелосипеды. Благодаря им пожилые люди стали садиться на велосипед чаще и ездить дальше. Ну наконец-то все понятно: надо запретить электровелосипеды, от них всё зло.
Таким образом, выясняется, что электровелосипеды не опасней обычных. Просто с их появлением пожилые люди, которые раньше сидели по домам, стали более мобильными. В наши дни старшее поколение дольше сохраняет активность и независимость, а с учетом того, что доля таких людей растет — это вообще отличная новость.
Поэтому надо не запрещать, а адаптировать инфраструктуру к новой реальности. Люди после 50 теряют ловкость, становятся менее внимательными, хуже видят и слышат. Они чаще падают с велосипеда, а их тела становятся более хрупкими. И это совершенно нормальный процесс, а не повод для дискриминации.
Рисково! Что-ж она творит на е-байке!
У электровелосипедов своя специфика — они тяжелее и, соответственно, менее маневренные. И при этом быстрые. Нидерланды стали первой страной, где столкнулись с этой проблемой: там электровелосипеды чаще всего покупают себе пожилые люди, которым уже сложно ездить на обычных моделях. В результате нидерландские пенсионеры дольше сохраняют мобильность (а в стареющем обществе это важно), но стали вносить весомый вклад в статистику ДТП, в том числе, со смертельным исходом.
Союз голландских велосипедистов призывает местные власти ориентироваться при проектировании и содержании велоинфраструктуры не на минимальные требования, а на потребности людей старшего поколения.
Разного рода дефекты и преграды для них могут быть смертельно опасны. Но если устранить все препятствия, то ездить на велосипеде будет безопасно в любом возрасте. Согласитесь, это куда лучше, чем запреты.
В Нидерландах с их особенно серьезным отношением к велоинфраструктуре решать проблему собираются повысив и без того очень строгие требования к качеству велодорог. Интересно, как разберутся с этим в Нью-Йорке и, естественно, а что у нас.