Главная

История велосипедного костюма. Часть 1-я — Дореволюционная. По материалам коллекции Веломузея.

С появлением в середине 60-х годов XIX века первых велосипедов, скорость которых перевалила рубеж 20 км в час, перед их владельцами остро встал вопрос специальной одежды для велосипедных прогулок, а с зарождением велосипедного спорта проблема усугубилась многократно. Первые велосипедисты, пугавшие публику гуляющую в парках Версаля, Вены или, скажем, Царского Села, были одеты в повседневную одежду того времени, естественно, сообразно моде и своему социальному положению. Впрочем, социальное положение первых велосипедистов было примерно одинаковым — велосипед в те годы был развлечением эксцентричных аристократов и богатых промышленников — до других социальных слоев это техническое чудо дошло значительно позднее. О «рабочих и крестьянах» и говорить даже не приходится — при стоимости машины в 400-500 рублей она была им совершенно недоступна. (Для сравнения: хороший сельский дом стоил в России того времени около 50 рублей.) Да и менталитет не тот — одно дело пресыщенный всеми мыслимыми развлечениями аристократ, не представляющий, чем бы еще потешить душеньку, и совсем другое — пусть и богатый, но занятый с утра до ночи торговец или зажиточный крестьянин, работающий от зари до зари…

Одна из самых старых фотографий в коллекции Веломузея Андрея Мятиева, Фото сделано в 1869-70 годах, вероятно в России, (найдено оно, во всяком случае, в Санкт-Петербурге). Фотография запечатлела молодого человека на велосипеде типа "костотряс".

Одна из самых старых фотографий в коллекции Веломузея Андрея Мятиева, Фото сделано в 1869-70 годах, вероятно в России, (найдено оно, во всяком случае, в Санкт-Петербурге). Фотография запечатлела молодого человека на велосипеде типа «костотряс».

С увеличением средней скорости, достигаемой велосипедистом, неудобство шляп-котелков, тяжелых суконных сюртуков, брюк со штрипками и туфель стало очевидным. Рождение специализированных костюмов, а затем и мод «для господ велосипедистов» произошло в «просвещенных Европах» и за океаном еще в начале 1870-х годов, а на наших скудных отечественных почвах первые чахлые ростки этого дела появились лишь десятилетием позднее. Основные требования, предъявляемые владельцами двухколесных машин к своему костюму были просты: одежда должна быть удобной, прочной, хорошо вентилируемой и не стеснять движений. И, наконец, одежда должна быть красивой!

Велосипедист с высококолесным велосипедом. Фото середины 1880-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Велосипедист с высококолесным велосипедом. Фото середины 1880-х годов

С образованием в 1883-84 годах в обеих российских столицах первых обществ любителей велосипедной езды число адептов нового средства передвижения стало стремительно расти. Как известно — спрос порождает предложение, и работа портных, освоивших шитье костюмов для велосипедистов, стала пользоваться успехом. В информационном листке для членов Московского Общества Велосипедистов-Любителей, вышедшем в начале 1885 года, то есть на второй год существования корпорации, господам спортсменам рекомендовалось обращаться к «опытному портному, г-ну Арльту», услугами которого уже воспользовались многие члены общества. Фасоны брались из иностранных велосипедных журналов, кои в достаточном количестве выписывались правлением МОВЛ. Как представляли себе удобный и практичный костюм для велосипедной езды сами российские велосипедисты? Для ответа на этот вопрос достаточно взять в руки одну из отечественных книг о велосипеде и велосипедной езде, увидевшую свет в Москве в 1892 году. Ее автор, Юлий Иванович Блок — один из первых московских велосипедистов, создатель устава и член правления М.О.В.-Л., человек весьма в те годы авторитетный. Приведу цитату из главы, посвященной экипировке самокатчика (так в России зачастую называли велосипедистов)…

«… Имеется возможность рекомендовать вполне рациональную одежду, благодаря опыту тысяч велосипедистов, которые исследовали этот вопрос за последние 10 лет. Удовольствие и полезное влияние на здоровье вполне достигаются велосипедной ездой только при рациональном и подходящем костюме. Велосипедная езда обыкновенно сопровождается обильным выделением испарины. На основании этого необходимо, при выборе костюма для езды, соображаться с требованиями гигиены, что имеет весьма важное значение. Главная задача одежды состоит в том, что она должна защищать от простуды, т. е. предохранять тело от быстрого охлаждения, не затрудняя при этом движения членов. Материал, из которого делается велосипедный костюм, должен легко впитывать испарину и влагу, а также легко высыхать под влиянием воздуха, причем костюм должен быть практичен и удобен. В виду этих требований, вся одежда, верхняя и нижняя должна быть обязательно из чистой шерсти или фланели без всяких примесей. Опыт указал на необходимость совершенного устранения из велосипедного костюма бумаги (хлопчато-бумажной ткани — прим. автора) или полотна, так как эти материи во влажном состоянии, происходящем от испарины или дождя, сообщают телу чувствительный холод. Ездоку, одетому с головы до ног в костюм из чистой шерсти или фланели, бояться нечего. Если даже дождь его промочит насквозь, хотя бы несколько раз в продолжение одной и той же экскурсии, он вне опасности…»

Это касается материалов, что же до фасонов, то костюм велосипедиста «образца 1890-х годов» состоял из кепи или шляпы, короткой куртки или пиджака темного оттенка, с карманами, снабженными пуговицами, коротких (чуть ниже колен) свободных брюк, чулок и низких башмаков на шнуровке. Также неотъемлемой принадлежностью костюма считался широкий пояс-кушак, призванный предохранять внутренности самокатчика от чрезмерных сотрясений. На поясе обычно нашивались два кармана; один — для часов, цепочкой прикрепляемых к тому же поясу, другой – для мелких монет. Следует учесть, что описанный наряд относится к «усредненному» велосипедисту; спортсмены использовали более облегченный вариант костюма.

Петр Орловский – издатель журнала «Самокат» во время путешествия из Петербурга в Париж. 1894 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Петр Орловский – издатель журнала «Самокат» во время путешествия из Петербурга в Париж. 1894 год.

Много информации касаемо велосипедной одежды печаталось в русских велосипедных журналах, первый из которых вышел в свет в 1892 году. Он назывался «Велосипедист» и издавался в Москве. В конце того же года в Петербурге начался выпуск журнала «Велосипед», так что «господа велосипедисты» обеих столиц перестали испытывать информационный голод. Помимо советов по материалам и фасонам велоодежды, читатели находили в разделе объявлений рекламу портных, имевших опыт в ее изготовлении, а с середины 1890-х годов и рекламу специализированных магазинов готового спортивного платья. Так, в среде московских велосипедистов считалось модным одеваться «у Жака», магазин которого находился на Петровке. В отличие от других торговцев готовой одеждой, месье Жак начал свое дело именно как портной, изготавливавший платье для велосипедистов, и лишь в конце 1890-х годов, расширив предприятие, стал заниматься одеждой для занятий и другими видами спорта. Прочие же, начиная с обычного платья, велосипедной темой стали заниматься на волне «велосипедного бума», поразившего Россию в середине 1890-х годов, (кстати, несколько запоздало, по сравнению с иными странами). В Северной Пальмире циклисты отоваривались в заведении «Ю. Готлиб» на углу Невского и Владимирской или в «Голландском магазине белья» на Владимирской, против Стремянной. С нарастанием популярности велосипеда количество заведений, где можно было одеться с головы до ног по последней европейской моде, многократно возросло.

Если с велосипедной одеждой для мужчин дело обстояло более-менее спокойно, то по поводу женской велоодежды в патриархальной России бушевали прямо-таки общественные бури. В полемику о приличиях, пользе и вреде так называемого «женского рационального костюма», оказались втянуты решительно все периодические издания; этот вопрос поднимался и на заседаниях правлений велосипедных обществ и в «присутствии градоначальства». Так о чем же ломали копья столь маститые учреждения? Дело в том, что в городах России дамская езда на велосипеде была официально запрещена вплоть до второй половины 90-х годов XIX века. Одним из доводов противников разрешения велосипедной езды для дам в городской черте, как раз и был «рациональный костюм», якобы нарушающий общественные приличия. Проблема пресловутого женского равноправия, т. е. эмансипации, незаметно получила «тряпочный оттенок». Тот самый «дамский рациональный костюм» повсеместно распространенный и никого не удивлявший в Европе и Америке уже к началу 1890-х годов, в России и в конце десятилетия вызывал нападки обывателей, считался чудовищно неприличным и безвкусным. Женщина, выехавшая на велосипедную прогулку, пусть и в сопровождении мужчины, рисковала услышать от обывателей массу нелицеприятных эпитетов в свой адрес.

Эльза фон Блюмен  (также известна, как Кэролайн Вильгельмина Кинер , Кэрри В. Бердсли или Кэролайн В. Рузвельт). Одна из первых и самая известная из американских велосипедисток конца XIX века. Считалась одной из самых успешных велосипедисток своего времени. Много путешествовала на велосипеде, участвовала с велогонках, которые периодически выигрывала у гонщиков-мужчин. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Эльза фон Блюмен (также известна, как Кэролайн Вильгельмина Кинер , Кэрри В. Бердсли или Кэролайн В. Рузвельт). Одна из первых и самая известная из американских велосипедисток конца XIX века. Считалась одной из самых успешных велосипедисток своего времени. Много путешествовала на велосипеде, участвовала с велогонках, которые периодически выигрывала у гонщиков-мужчин.

Что же говорить, если сельские жители не самой отдаленной местности Российской Империи в середине 90-х годов XIX века принимали велосипедистов за нечистую силу и где разбегались в ужасе, а где и преследовали «чертей на колесе» с поленом в руках. Вернемся все же к вопросу о дамском «рациональном костюме» — что он из себя представлял? Передаю слово журналу «Велосипед», № 106 за февраль 1894 года:

«…Преобладающий тип костюма изображен на картинке: это — кофточка с отворотами, надетая на цветную рубашку с галстуком и широкие шаровары, которые с первого взгляда можно принять и за короткую юбку. Затем, цветные чулки и легкие башмаки. Шляпки самых разнообразных фасонов. Относительно шаровар вкусы и мнения разделились. Одни называют подобный костюм чистейшим неприличием и безвкусием; другие, напротив, находят, что подражание в костюме дамам мусульманского Востока очень оригинально и красиво. Что одержит верх — юбка или шаровары — теперь предсказать еще трудно…»

Одна из первых велосипедисток Санкт-Петербурга Елена Абрикосова в «дамском рациональном костюме». Петербург. 1897 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Одна из первых велосипедисток Санкт-Петербурга Елена Абрикосова в «дамском рациональном костюме». Петербург. 1897 год.

Постепенно, дамские шаровары «а-ля Восток», стали все более походить на обычные штаны, что, несомненно, было более практично для велосипедной езды, но вызывало еще более бурные нападки прессы. Надо сказать, что шумиха вокруг «дамского рационального велосипедного костюма» и, в частности, полемика «о штанах», как ни странно, существенно помогли борьбе женщин за равноправие. Процитирую известную австрийскую писательницу Розу Майредер, в свое время сказавшую: «Велосипед сделал для эмансипации женщин куда больше, чем вся история женского движения». Езда на велосипеде по улицам столицы женщинам была официально разрешена приказом градоначальника летом 1895 года, чуть позднее подобное распоряжение было издано и в Москве. Постепенно городские жители привыкли к диковинному виду дамочек-велосипедисток, и «рациональный костюм» превратился из сенсации в обыденность.

 Группа велосипедистов на прогулке в окрестностях С-Петербурга. 1896 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Группа велосипедистов на прогулке в окрестностях С-Петербурга. 1896 год.

Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее велосипедиста из города Владимира в 1900 году,

Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее велосипедиста из города Владимира в 1900 году,

Острая полемика на страницах газет и журналов сменилась затишьем уже в первых годах ХХ века. Никого уже не удивляли велосипедисты-гонщики в трико, да и женщины-велосипедистки в костюмах, которые еще несколько лет назад вполне лояльные наблюдатели безапеляционно назвали бы мужскими и женщинам не положенными, стали не редкостью. Начиная с 1905 года велосипедное дело в России пришло в упадок. Виновата ли в этом первая Русская Революция и последовавшая за ней реакция, или виной тому бурное развитие автомобилизма и авиации, вытеснивших велосипед из списка самых модных транспортных средств и спортивных снарядов – сказать сложно… Деятельность клубов практически угасла, велосипедные состязания уже не собирали такого количества публики, как прежде. Однако, несмотря на застой в общественном движении и велоспорте, количество простых пользователей и поклонников веломашин неудержимо росло – цены на велосипеды значительно упали, что сделало их доступными для представителей всех слоев российского общества.

Известнейшие гонщики во время международных соревнований в Петербурге. Слева-направо: чемпион Германии Майер, чемпион России Крупников, чемпион Америки "Майор" Тэйлор, чемпион Австрии Кудела. Петербург. 1910 год. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Известнейшие гонщики во время международных соревнований в Петербурге. Слева-направо: чемпион Германии Майер, чемпион России Крупников, чемпион Америки «Майор» Тэйлор, чемпион Австрии Кудела. Петербург. 1910 год.

На рубеже 1910-11 годов упадок велосипедного дела в России сменился новым подъемом. В 1912 году в Москве был создан Московский Кружок Конькобежцев и Велосипедистов — Любителей (МККиВЛ). Этой организации было суждено стать основной направляющей и руководящей силой велосипедного (а также мотоциклетного и конькобежного) спорта в России 1910-20-х годов. На арену велоспорта под флагом МККиВ-Л вышли будущие чемпионы России: П. Степанов-Калашников, Ф. Борисов, Б. Кремлев-Толокнов и другие. Правление МККиВ-Л взяло на себя формирование Всероссийского общества велосипедистов, окончательному утверждению которого помешала начавшаяся Мировая война.

Известные московские велосипедисты - братья А.и Ф. Смирновы. Братья были известны как фотографы и держали в Петровском парке кафе под названием "Циклист". Фото 1898 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Известные московские велосипедисты — братья А.и Ф. Смирновы. Братья были известны как фотографы и держали в Петровском парке кафе под названием «Циклист». Фото 1898 года

Велосипедный костюм предреволюционного периода характеризовался окончательным разделением велосипедной моды на спортивную и, так сказать, общую. Спортсмены использовали одежду, максимально удобную для этого вида деятельности — майки, тонкие шерстяные свитера, короткие велотрусы, весьма похожие на современные, штаны-бриджи до колен, гетры, жесткие кожаные велосипедные туфли. Второй ясно видимой особенностью было появление стиля «унисекс», особенно это касалось одежды для гонок. В России второго десятилетия ХХ века женщин — велогонщиц было немного. Ореол некой скандальности, присущий женскому спорту десятилетием ранее, сошел на-нет, что лишило его известной доли притягательности для представительниц прекрасного пола. Так что дам, царивших на велодорожках в последние годы перед Великой войной, привлекал спорт «как он есть». Требования к дамскому костюму были такие же, как и к мужскому – в первую очередь удобство и практичность. Одежда для велосипедистов-туристов и простых поклонников «стального коня» вполне устоялась еще в последних годах века девятнадцатого, с тех пор изменялась мало, в основном велениями моды. Потрясения Мировой войны и Всероссийской Смуты на длительный срок затормозили велосипедную жизнь в стране.

Продолжение следует

Все фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *