Главная

С какой скоростью ездят на велосипедах?

Говоря о скорости, которую способен развить человек на велосипеде, нужно сразу уточнить ключевой момент. Есть рекорды, которые устанавливаются при особых вводных (уровень подготовки велосипедиста, технические характеристики велосипеда, условия внешней среды), и есть обычная жизнь. Рекорды задают рамки возможностей человека и велосипеда, не более. Получать удовольствие от катания и регулярно повышать свои собственные показатели может каждый — гнаться за попаданием в Книгу рекордов Гиннесса совершенно не обязательно.

В целом средняя скорость на велосипеде обычного человека составляет 15-20 км/ч, но у тренированных велосипедистов на шоссейных велосипедах скорость может достигать и 50-60 км/ч.

Рекорды

Велорекорды делятся на несколько больших групп: рекорды скорости, рекордные дистанции, экзотические рекорды — например, установленные на одноколесных велосипедах. Мы остановимся на некоторых знаковых достижениях по состоянию на 28 августа 2022 года.

Рекордов установлено очень много. У некоторых настолько драматичные истории, что они удостоились экранизации. Например, фильм «Летучий шотландец» 2006 года рассказывает про то, как британец Грэм Орби устанавливал рекорд в часовой гонке на треке.

В закрытом помещении рекорд скорости педалирования на велосипеде составляет 334,6 км/ч. Он был установлен в 1996 году британцем Брюсом Бересфордом. Это максимум, что удалось выжать из велосипеда силой ног.

На воздухе рекорд скорости принадлежит американке Дениз Мюллер-Коренек. В 2018 году ей удалось разогнаться до 296.009 км/ч. Подобные рекорды устанавливаются следующим образом: велосипед крепится к специальной машине, которая закрывает велосипедиста от воздушного потока. Такое движение называется слипстрим (от английского slipstream), оно позволяет минимизировать сопротивление воздуха. Машина вместе с велосипедом разгоняется до примерно 150 км/ч, далее велосипед отцепляется и гонщик начинает педалировать самостоятельно. Передача велосипеда рассчитана на такие скорости — за один поворот педалей велосипед проезжал 40 метров. В случае с Дениз трасса была подготовлена на солончаке Бонневилль в штате Юта.

Рекорды скорости езды на велосипеде с гор заметно меньше: по снегу — 227.72 км/ч, на вулкане — 167.6 км/ч. По дорогам на серийных велосипедах с увеличенной передней звездой велосипедисты разгоняются до скорости порядка 150 км/ч, и перед велосипедистом едет машина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Более естественный рекорд — часовой на треке, принадлежит бельгийцу Виктору Кампенартсу. 16 апреля 2019 года он за час проехал 55,089 км по мексиканскому высокогорью.

Существует и минимальная гоночная скорость езды на велосипеде — 0 км в час. Велосипедист останавливается, надеясь, что его обгонит соперник и он будет иметь перед ним тактическое преимущество. Этот прием называется сюрпляс (от фр. sur place — на месте) и используется в спринтерских гонках на треке.

Так что условные рамки того, с какой скоростью ездят велосипеды, очерчены достаточно четко — от 0 до примерно 300 км/ч.

Реальность

Для описания скоростных возможностей человека на велосипеде в обычной жизни проще всего разбить всех велосипедистов на несколько групп, у каждой из которых будут свои задачи, скорости и дистанции.

Новички

В эту группу попадают велосипедисты, купившие свой первый велосипед. Типичные для них дистанции составляют до 10-20 км, средняя скорость — 10-15 км/ч.

Регулярные поездки без спортивной составляющей

Если катание становится регулярным, то за один-два сезона можно научиться преодолевать дистанции 60 — 100 км со средней скоростью 20-25 км/ч. Разумеется, речь идет о спокойном катании без сверхнапряжения, а не о подходе — упереться, проехать 100 км на волевом усилии и «умереть».

Любительские тренировки

Следующая категория велосипедистов уже решает физкультурно-спортивные задачи. Считается, что подготовленный любитель проезжает 100 км/ч по асфальту без перепада высот со средней скоростью около 30 км/ч. Подобная скорость традиционно озвучивается организаторами любительских шоссейных гонок или заездов как минимальная — движение с такой скоростью не будет создавать проблем другим участникам мероприятия.

Среднюю скорость движения велосипедиста в условиях бездорожья рассчитать затруднительно — все зависит от трассы.

Спортсмены и профессиональные спортсмены

Здесь мы объединили существенно отличающиеся категории велосипедистов. Причина проста: скорости, с которыми ездят велосипеды спортсменов, для любителей не актуальны и представляют лишь теоретический интерес.

Для понимания картины приведем немного статистики «Тур де Франс» 2022 года, главной веломногодневки планеты. Гонка проводилась с 1 по 24 июля и состояла из 21 этапа общей протяженностью 3350 км, в том числе и по горам. Победитель, датчанин Йонас Вингегор, проехал всю дистанцию со средней скоростью больше 42 км/ч. На этапах с раздельным стартом средние скорости участников превышают 50 км/ч, на финишном спринтерском спурте велосипедисты разгоняются до 75 км/ч, с гор едут до 130 км/ч.

Факторы, влияющие на скорость

Раскататься до того, чтобы проехать за день 60-100 км, можно за несколько месяцев. Такие дистанции доступны любому здоровому человеку при катании пару раз в неделю. Если вы начнете кататься весной и поставите себе цель раскататься, то к осени результат будет получен. Достигнуть этого можно практически на любом велосипеде с изменяемой передачей. Односкоростной велосипед также позволяет преодолевать заметные расстояния, но в его случае возникают ограничения — на нем тяжело ездить по пересеченной местности. Подобные дистанции и скорости позволят выезжать за город и даже ездить в велопутешествия с ночевками.

Моделирование скоростей для мощности 200 ватт приводит к такому графику (Вадим Никитин)

Для достижения любительского спортивно-физкультурного уровня (100 км, со скоростью около 30 км/ч) уже может понадобиться несколько лет и регулярные тренировки на специальном велосипеде.

Остановимся на поездках без спортивной составляющей.

Скорость велосипеда зависит от:

  • велосипедиста, причем как от его физического состояния, так и техники катания;
  • типа и класса велосипеда;
  • условий поездки — покрытия дорог, рельефа трассы, погодных условий, багажа.

Подавляющее большинство велосипедистов, первый раз увидев систему передач, не очень хорошо понимают, что с ними делать. Когда установить можно много (21-27), ситуация совсем запутывается. То, что реально рабочих передач у таких велосипедов не больше 12-15, почти никто из новичков не понимает.

Соответственно, базовые технические навыки для езды на велосипеде — это понимание принципов работы системы переключения скоростей и задание правильной передачи при движении. Идея здесь прозрачна: педалирование на велосипеде — это темповая, а не силовая нагрузка. Вращать педали нужно достаточно активно, делая не менее 60 оборотов в минуту, лучше 80-100. Медленное силовое педалирование перегружает мышцы и связки коленей, что при больших нагрузках может создать проблемы в будущем. Темповое педалирование поддерживается с помощью переключателя скоростей с учетом дорожных условий: рельефа, дорожного покрытия, направления и скорости ветра и загрузки велосипеда.

Управление передачами позволит вам ехать с максимальной скоростью для текущих условий при минимуме усилий, в комфортном для организма режиме. Понять, как это работает, можно всего за 10-20 поездок.

Формирование базового навыка педалирования — ключевой элемент перехода от статуса новичка к велосипедисту, который может решать широкий круг задач.

Следующий этап развития велосипедиста — это использование специальной велообуви и контактных педалей. Такое педалирование позволит включить в работу дополнительные группы мышц и дополнительно ускорить скорость велосипеда.

Тип/класс велосипеда

У каждого велосипеда есть своя специализация. Простейший пример: один и тот же человек едет по асфальту на разных типах велосипедов — шоссейном, гравийнике или гибриде и горном. Тратя одинаковые усилия, он проедет по асфальту на шоссейнике быстрее на 3-5 км/ч, чем на гибриде, а разница с горным велосипедом будет еще больше.

Только поменяв покрышки, можно заметно ускорить велосипед. Даже простейшее увеличение давления в колесах дает увеличение скорости.

В условиях бездорожья ситуация обратная: быстрее будет ехать гравийник или горный велосипед.

Выбирать тип велосипеда нужно с учетом типа дорог на планируемых маршрутах и режима, в котором вы планируете кататься.

От класса велосипеда скорость движения также зависит, но не линейно. При переходе от самых простых к велосипедам среднего класса произойдет заметное увеличение средней скорости, далее ускорение будет крайне незначительным или и вовсе нулевым. Эксплуатация профессиональных аэрошоссеров любителями функционально бессмысленна, выигрыша в скорости по сравнению с хорошим любительским шоссейником смена велосипеда не даст.

Ключевой параметр, влияющий на скорость велосипеда — его вес, особенно вес колес и покрышки. Помимо веса, важны профиль резины и давление в колесах.

Соответственно, выбор велосипеда с учетом планируемых маршрутов, длительности поездок и мест катания позволит заметно увеличить скорость езды на велосипеде.

Условия поездки

Очень важный параметр — это рельеф трассы. Перепады высот резко усложняют движение и предъявляют повышенные требования как к технической и физической подготовке велосипедиста, так и к самому велосипеду. Например, каждые лишние сотни граммов веса будут оказывать влияние на движение. Уход от равнинных веломаршрутов нужно тренировать — выезд в предгорья и даже холмистую местность уменьшает скорость велосипеда.

Погодные условия также играют важную роль. Например, поездка при сильном встречном ветре похожа на движение в гору.

Если вы планируете путешествовать на велосипеде, то нужно учесть фактор багажа. Утяжеление велосипеда заметно снизит его скорость.

Велокомпьютер для измерения скорости

Велокомпьютер — важнейший аксессуар для осмысленного велопроцесса. Оценить динамику увеличения скорости в ходе тренировок без компьютера практически невозможно.

Современные велокомпьютеры учитывают множество параметров. Базовых — три: скорость, дистанция и время поездки. Расширенный, но неполный список, выглядит примерно так:

  • Скорость движения;
  • Дистанция поездки;
  • Время поездки;
  • Температура;
  • Давление;
  • Набор высоты;
  • Каденс;
  • Мощность педалирования;
  • Медицинские параметры, например, пульс.

Во время поездки велокомпьютер считает текущую, среднюю и максимальную скорость. Дистанция также разбивается над подпараметры: за текущую поездку, общая за сезон или с начала эксплуатации.

Контролируя только основные параметры поездки, можно кардинально поменять велопроцесс — у него появится осмысленность, у вас уйдут многие иллюзии, плюс вы сможете следить за динамикой вашего развития. Так что мы рекомендуем покупать велокомпьютер сразу вместе с велосипедом и велошлемом. Базовые параметры поездки показывают самые простые велокомпьютеры стоимостью около 1000 рублей.

Как повысить скорость езды?
Многие велосипедисты скажут, что ради повышения скорости нужно много ездить. Однако есть и другие лайфхаки:

носите обтягивающую одежду, специально предназначенную для езды на велосипеде;
используйте контактные педали;
примите аэродинамичное положение, согнув локти и опустившись ближе к рулю;
поставьте на МТБ покрышку без агрессивного протектора;
катайтесь в группе;
в поездке по городу, увидев красный свет светофора, подъезжайте к нему, плавно сбавляя скорость, чтобы катиться до него всё то время, что он горит;
следите за чистотой трансмиссии и вовремя смазывайте цепь;
перейдите на бескамерные шины и следите за давлением в колёсах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *