Веломаршрут «Зеленое кольцо» выиграл номинацию «Устойчивые города»
Московский веломаршрут «Зеленое кольцо» выиграл номинацию «Устойчивые города» в конкурсе «Национальная экологическая премия имени В. И. Вернадского». Получается, что это лучший велосипедный проект Москвы. «Но каковы тогда худшие?», — задается вопросом проект #velonation
Нет ничего удивительного, что одна государственная институция награждает другую. Но сам факт, что дептранс отправил “Зеленое кольцо” на конкурс и теперь гордится результатом, многое говорит об отношении чиновников к этому проекту. Польза от “Зеленого кольца” для людей, которые передвигаются по городу на велосипеде, сомнительна и туманна. Зато оно здорово помогает чиновникам изображать бурную деятельность в сфере развития велотранспорта.
Что такое “Зеленое кольцо”
Проект кольцевого маршрута между парками и ближайшими к ним станциями метро родился еще на заре московской велосипедизации — в 2014 году. Изначально над ним работала группа проектировщиков из Австрии, но стройка в намеченный срок не началась. Тогда казалось, что от проекта отказались в пользу более полезных для транспортной функции уличных велополос по типу бульварного кольца.
Второе пришествие “Зеленого кольца” случилось в 2021 году и воспринималось как большая новость — многие к этому моменту уже забыли или даже никогда не слышали про первую версию проекта. Сейчас, по утверждению дептранса, кольцо голово наполовину — это около 70 км. Остальное доделают в 2025-2028 годах в рамках капитального ремонта улиц.
Личный опыт
Этим летом я ездила на велосипеде из центра в Мытищи, и частично маршрут лежал по “Зеленому кольцу”. Правда, я бы никогда об этом не узнала, если бы со мной не было архитектора, который занимается проектированием улиц и знает об этом больше, чем простые смертные. Вот он-то мне и сказал, что мы, оказывается, едем по “Зеленому кольцу”. Велосипедный мега-проект мэрии кое-где напоминает о себе стеллами и указателями, но встречаются они нечасто — хотя по плану мэрии, их должно быть установлено триста штук.
Никаких дополнительных удобств при движении по маршруту не наблюдалось — один из участков пролегал через чей-то большой двор, где ездить в принципе удобно, а расставленные в изобилии знаки ничего к этому не добавляют.
Удобный проект
Московская мэрии любит большие красивые цифры. Успех любого инфраструктурного проекта измеряется прежде всего в километрах. Однажды мэрия похвасталась, что общая длина московских велополос — больше чем расстояние от Москвы до Воронежа. Какого качества эти полосы, сколько из них — это на самом деле автобусные выделенки, а сколько появляется в городе только на несколько месяцев летом, — дело десятое.
Кто сказал, что мэрия забила на велоинфраструктуру и не делает ничего, кроме временной оранжевой разметки? Вот же: постоянный маршрут длиной целых 70 км! “Зеленое кольцо” позволяет одним махом накинуть к дистанции до Воронежа еще 70 км, ничего толком при этом не делая.
Список улиц, входящих в маршрут «Зеленое кольцо», представлен дептрансом.
Секрет “Зеленого кольца”, в том, что при солидном километраже он предполагает минимум стройки. Большая часть маршрута — это уже имеющиеся это уже существующие велодорожки в новой упаковке — прогулочные маршруты в парках, совмещенные вело-пешеходные дорожки, велозоны и совмещенное движение (красивое название для улиц, где велосипеды просто едут вместе с автомобилями). Единственное, что требуется, чтобы получить из этого 70-километровый маршрут — добавить недостающие связки. Это точечные проекты, который не провоцируют городские конфликты, работать с которыми мэрия так и не научилась, и не воспламеняют задницы у защитников прав автомобилистов.
Плюсы и минусы проекта
Ничего плохого в создании недостающих связок, конечно, нет. Наоборот: где-то они делают удобней воскресную поездку в соседний парк; кто-то сможет благодаря им безопасно доехать до ближайшего метро.
Но сможет ли “Зеленое кольцо” при всем размахе этого проекта существенно повлиять на ситуацию с московский велотранспортом? Например, убрать с тротуаров велосипеды и самокаты, предложив людям? Привлечет ли оно новых людей, которые прежде ездить на велосипеде по городу опасались? Сделает ли поездки на велосипедах существенно безопасней? И, неконец, как именно он повлияет на устойчивого развитие Москвы — города, большая часть транспортного бюджета по-прежнему уходит на строительство автодорог? Ведь именно за учтойчивость колцо получило свой приз.
Но об этом мэрия ничего не сообщает, а значит, гордиться тут скорее всего особенно нечем. Главное, что есть 70 км “нового” маршрута и приз национального конкурса — для отчетов этого хватит.
проект #velonation