Как выбрать УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ПОКРЫШКИ и когда их менять
Велопокрышка – это расходник. Её меняют по мере износа, который зависит от интенсивности езды. Рано или поздно наступает момент, когда покрышку надо менять. Ибо совсем уже неприлично ездить на «стёсанной резине».
Когда мы выбирали велосипедные покрышки на замену, было сложно. Посмотрев ролики на ютьюбе, а также начитавшись «умных» статей нам стало…Ещё больше ничего не ясно. Эта инфа вызывала ещё больше вопросов.
В этой статье ДЛЯ НОВИЧКОВ, мы простыми словами объясним, как выбрать велосипедные покрышки из кучи различных вариантов. Поехали!
КОГДА НАДО МЕНЯТЬ ПОКРЫШКУ?
Этот вопрос спорный. Всё зависит от качества резины. Если изначально на велосипеде стояли качественные покрышки, они могут ходить десятилетиями. Максимум, что с ними может случиться — стёсывание протектора по центру, превращая его в лысый. Главный критерий по смене покрышки у качественных моделей — образование белых пятен и полос в центральной части.
Первый признак замены покрышки — стёртая до белых (желтых) полос резина
В иных случаях, появятся микротрещины, покрышку разорвёт вдоль корда, образуются «грыжи» и пр. Покрышку меняют при порезах, ссадинах, вздутии, стирании боковины до волокна. Или в случае растрескивания.
Проблемы велопокрышек
Почему портятся покрышки? – Неправильное хранение на морозе, недостаточно давления или его переизбыток, небрежная эксплуатация (например, порезы и ссадины боковины) и др.
КАК ВЫБРАТЬ НОВУЮ?
В интернете масса материалов. Их суть банальна:
- Ездите по асфальту – берите сликовую (лысую) покрышку;
- По грунтам – грунтовую;
- По траве и грязи – грязевую;
Мы уверены, что большинство из нас ездит ПО ВСЕМУ и нужен ответ на вопрос: «Какая покрышка подходит для любых дорог?».
Мы ездим на таких — Shwalbe Silento 26 1.75
Здесь не будем писать километр текста, описывая протекторы и качество резины, а сразу ответим на вопрос: вам нужна либо грунтовая, либо полусликовая покрышка. Эти два варианта охватывают большую часть поставленных задач.
Грунтовая и полусликовая покрышки
А чем плохи лысые (сликовые) и грязевые?
- Первые – ставят на шоссейные велосипеды для езды по гладкому асфальту. Они дают лучший накат, т.е. скорость передвижения.
- Вторые – грязевые, антипод сликовым. Они хороши по бездорожью, но на асфальте едут хуже.
Поставив лысую резину, вы «поплывёте» на дороге в дождь. Особенно в поворотах. Это опасно, если вы новичок или ставите такую покрышку на велосипед ребенка.
Грязевая и сликовая покрышки
Вторые – для грязи, в принципе, сгодятся, ездить можно. Но потребуется больше усилия, чтобы их крутить. Для катания возле дома подойдут, но не на длительные дистанции.
ВОПРОС ЦЕНЫ
На рынке полно моделей низкого ценового сегмента. Например, купить покрышку можно даже за 500-600 рублей. Это не значит, что недорогие покрышки некачественные.
Отечественные покрышки
Они дешевые, потому что ОБЫЧНЫЕ! От слова совсем. В них нет никаких хитрых запатентованных технологий плетения каркаса, а также отсутствует антипрокольный слой. Как правило, это модели китайских или отечественных производителей. Такие шины спокойно отходят сезон-два, после чего их придётся менять. Такие варианты могут отличаться от брендовых качеством резины, низкой плотностью плетения корда и большим весом. Расскажем об этом поподробнее.
ВЫСОТА ПРОТЕКТОРА
Высота протектора — это то насколько рисунок покрышки выступает наружу. В простонародье говорят: «насколько шипастая резина«. Обычно самые высокие протекторы – с металлическими шипами. Они для езды зимой по снегу. На втором месте — грязевые покрышки. Самая низкая высота протектора у сликовых покрышек.
Пример зимней велосипедной резины
Высокий протектор создаёт канавки внутри покрышки для отвода воды и грязи.
Пример высокого протектора покрышки
Рисунок покрышки тоже играет роль. Если по центру резины рисунок «рыхлый», такой же будет и ход у покрышки. Ну а если будет хоть какая-то «плотная ёлочка», значит накат будет более-менее нормальным.
Если вам нужна «накатистая» покрышка на каждый день — шины с высоким протектором вам не нужны.
МЯГКОСТЬ – ЖЕСТКОСТЬ
Покрышки по качеству резины делятся на мягкие и жесткие. Накачав первые, будешь чувствовать себя, «как на диване», но и будешь скакать на таких колёсах, будто на каучуковом мячике, едя по кочкам. Жесткие покрышки, например, антипрокольные – наоборот, «кондовые». На них едешь как на танке. На ямах уже не подпрыгиваешь, но существенно трясет. Особенно жесткая резина может негативно сказаться на дорожной «тёрке», когда едешь по грунтам, впрессованным тракторными колёсами. Чем мягче покрышка, тем быстрее она стирается, но тем лучше сцепка с асфальтом и грунтами. Если нужна надёжность, выбирают антипрокольные покрышки. Они, как правило, жесткие, поскольку имеют антипрокольный слой 3-5 мм по центру. Но такие модели весом от 900 гр. ~ 1 кг.
Антипрокольный 5 мм слой на покрышках Shwalbe Marathon
Если вы делаете выбор в пользу мягких покрышек, учитывайте, что у них более мягкая и ранимая боковина. Но такие покрышки дают лучший накат и меньше весят.
Рваная боковина на «мягких» покрышках Continental
Если же вес вам не столь важен, а важна большая износостойкость, стоит выбрать более жёсткую резину.
ШИРИНА
Велосипедную резину выбирают под диаметр колёс. Если взять в пример обычные «горные» велосипеды, то диаметры колёс, как правило: 26, 27,5 и 29 дюймов. На шоссейных, гревелах, городских – 28.
Не все знают, но покрышки на 28-29 колёса, как правило, взаимозаменяемы!
НА ВСЕХ покрышках указаны их параметры. Если вы не знаете, какой диаметр колёс на вашем велосипеде – поищите на боковине шины.
Размер покрышки указан на боковине
Там указан, как диаметр, так и ширина покрышки. Вдобавок указана информация о диапазоне давления до какого накачивать колёса.
Одна и та же модель покрышки может быть разной ширины (толщины). Она может быть очень тонкой 1 дюйм и толстой 2.35 и выше.
Пример «узкой» резины на горном велосипеде и «широкой» на фэтбайке
Как определить, какой ширины нужна? Здесь все зависит от рамы велосипеда. Если хотите слишком широкую покрышку, следует убедиться, что такая резина влезет в перья рамы.
Ширина покрышки по отношению к раме
Вдобавок, нужно удостовериться, что она не будет тереться о крылья (при их наличии). Зато более узкие модели, чем текущая, можно выбирать смело. Однако с одной оговоркой – под узкие шины нужны соответствующие узкие велокамеры. При покупке камеры, смотрите на диапазон ширины.
Слева — камера на 26 колесо с шириной покрышки от 1.95 до 2.125. Справа — велокамера на колесо 27,5, шириной покрышки от 1.50 до 1.75
Если меньшую камеру еще можно «раздуть» до небывалых высот, то большую — никак не ужмёшь, это нужно понимать.
Самый распространенный и «средний» размер покрышки, влезающий практически во все рамы, это 1.95 или 2.0.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ШИРИНЫ ПОКРЫШКИ
- Широкие покрышки больше 2.0 дают хорошую амортизацию. Если вы ездите на велосипеде по городу или лесу без груза, особенно если у вас 26 колеса — выбирайте покрышки пошире. Однако, широкие покрышки больше весят.
- Если вам нужна универсальность и баланс между весом покрышки и её накатом — смотрите в сторону 1.95 — 2.0.
- А если требуется скорость, маневренность, выбирайте ширину от 1.75 и меньше. Однако, учтите, что на такой резине «с бордюров не попрыгаешь» — велик шанс пробить колесо и погнуть обод.
ЧТО ТАКОЕ КОРД?
Корд – это «скелет» покрышки. Это скрытое плетение — сетка под слоем резины. Благодаря высокой плотности корда, покрышка становится прочнее и долговечнее. У всех компаний производителей есть свои секретные технологии плетения основы покрышек.
Строение велосипедных покрышек
Корд бывает металлический, капроновый, нейлоновый, шелковый, хлопковый, кевларовый. В разных покрышках может быть разное сочетание и способ переплетения нитей. Измеряется сетка плетения в единице TPI – плотности связывания нитей на 1 дюйм.
Плотность каркаса велосипедных покрышек в TPI
Самые дорогие покрышки имеют низкий вес и очень высокий TPI. Но и цена у них соответственная.
Иногда кордом называют материал изготовления каркаса внутреннего диаметра покрышки. То есть с жестким она металлическим кордом или с мягким. Благодаря второму, покрышку можно компактно сложить и убрать в карман. Это так называемые «фолдинговые» покрышки, а по-русски: «складные».
Пример складной покрышки
Такая резина значительно дороже тех, что с металлическим кордом и легче. Обычно её устанавливают на специальный обод колеса для бескамерного надувания.
Пример бескамерной покрышки
Бескамерные покрышки – это такие, внутри которых нет резиновой или бутиловой камеры. Вместо неё – жидкость – герметик. При мелких проколах, герметик вытекает наружу и застывает. Выходит, будто покрышка «сама себя лечит». При крупных порезах, используют специальные каучуковые вставки.
Починка бескамерной покрышки
На самом деле, кольцо, благодаря которому нам трудно надеть покрышку на обод, называется не корд, а бортировочная жила или трос. Если для вас вес играет роль – конечно вам лучше приобрести покрышки с мягким кордом. Но в большинстве случаев, используется простой и дешевый металлический. Здесь нет смысла спорить, что лучше, а что хуже. Потому что каждый тип плетения каркаса предназначен для своих целей. Для обычного катания подойдут самые простые покрышки. Давайте определим, как выбрать покрышку «наощупь», придя в магазин? Как понять, какая хорошая, а какая плохая?
КАЧЕСТВО РЕЗИНЫ
В первую очередь, смотрим вес. Затем качество материала и наличие антипрокольного слоя. Как уже было сказано, в дешевых покрышках нет антипрокола. Но можно найти неплохие «тапки» по качеству резины. Определить степень жесткости резины можно по оттягиванию резиновых мини-шипов, расположенных по бортам покрышки.
Шипы по бокам велопокрышки
Полезной функции у них нет. Они остаются после того, как резину стиснут под прессом. В пресс-форме в этих местах специальные прорези для выхода воздуха. Вот они-то и забиваются, образуя «резиновые шипы».
В общем, потянув за них, сразу можно понять, какого качества резина. Мягкая она или дешевая, как пластмасса. Ну или жёсткая. Если сразу рвётся, значит плохая.
Дело в том, что покрышка – покрышке рознь. Даже среди дешевых вариантов могут попадаться, как качественные, так и сделанные «из говна и палок». И это не метафора. Самый распространенный материал – это нейлон. Он делается из смеси натурального и синтетического каучука с добавлением всяких «присадок», затем вулканизируется.
Плохая резина — расслаивается, имеет «пластиковую» текстуру наощупь и бликует
Чем больше натурального каучука – тем лучше резина. Поэтому, сколько китаец – производитель добавил «и того и сего», мы знать не можем – только личный опыт и эксплуатация.
Или ориентирование по отзывам в интернете. Про потягивание «резиновых усиков» мы уже сказали, если не рвутся – нормальная резина. Но есть еще один способ. Если руки пачкаются о резину, если провести пальцем по поверхности, значит качество отставляет желать лучшего.
ВЫБИРАЕМ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ШИНЫ ПО ВИДУ ПРОТЕКТОРА
Мы перепробовали 5 типов разных покрышек. Среди них: три полуслика, один грунтовый и один грязевой. Безусловно, на всех них ездить можно, но есть отличия, о которых и расскажем.
Виды велосипедных покрышек по типу протектора
СЛИКИ И ПОЛУСЛИКИ
Слик с английского «скользкий». Как уже было сказано выше, это «лысые» покрышки для шоссе. Если не планируете ездить где-то ещё, то можете выбрать их. Но они не универсальные. Поэтому подробнее их описывать не будем. А вот собрата – полуслик – будем! 😊
Пример лысых покрышек — сликов
Что такое полуслик? По-русски это «полускользкий». А если точнее, то это резина с лысым протектором по центру и зацепистым по бокам. Эти боковые зацепы помогают не уйти в занос на скользких, размытых дождем, дорогах. Однако полностью от скольжения они не спасают.
Пример полусликовой резины на велосипеде
Полуслики придумали для спортивных велосипедов, чтобы расширить возможности перемещения не только по гоночным трекам, но и по обычному асфальту. Как правило, это резина с невысоким протектором и меньшим числом водоотводящих канавок на поверхности. Этот вид шин предназначен для езды по асфальту. Однако его эффективность заметна только при хорошо накаченном давлении. Дело в том, что при недостатке, боковые шипы начинают цеплять поверхность дороги и ухудшают накат. А в целом, это идеальная покрышка для городских условий.
Но есть одно правило – не делать резких поворотов и быть аккуратным в слякотную погоду.
ГРУНТОВЫЕ
Если вам нужна полная универсальность — обратите внимание на грунтовые покрышки с низким подъемом протектора. Эти колёса будут уверенно ехать по асфальту даже в дождливую погоду. А также хорошо разгонятся по грунтовым утрамбованным дорогам. Эффективность на траве, песке и грязи – средняя. Но в условиях города не так часто встретишь бездорожье. Поэтому в качестве универсальной — грунтовая покрышка годится.
Грунтовки – это самый распространенный вариант стоковой резины на велосипеде. Рисунок протектора у них в «шашечку» или в мелкий шип.
ГРЯЗЕВЫЕ
Такие покрышки имеют брутальный протектор и «выглядят круто». Но для езды по городу и асфальту их не любят по двум причинам:
Грязевая покрышка на велосипеде
- Шумят при езде;
- Хуже накат, нужно больше мышечной силы, чтобы их раскрутить;
В принципе, если ездить на таких покрышках долго, то центральная часть стирается на асфальте, и они превращаются в полуслики.
В новом виде такая резина хороша на лёгкой грязи, траве, песке. Хорошо подходит для деревенских условий бездорожья. Поэтому стёсанная грязевая покрышка претендует на универсальность.
Пример стёсанной грязевой покрышки (справа)
В принципе, если высота протектора грязевой покрышки не слишком большая, то такая резина тоже может подходить под большинство задач.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кажется, описали всё, что можно. Возможно, что-то упустили. Будем признательны, если напишете об этом в комментариях.
Осталось несколько штрихов. Выбирая универсальную покрышку, обращайте внимание на ее грузоподъёмность и предел накачивания. Если у вас большой вес, больше 100 кг, вам следует выбирать более толстую и устойчивую резину. Потому что есть прямая закономерность между давлением в покрышке и весом ездока. Чем больше вес – тем больше давление. Некоторые модели можно накачать только до 4-х атмосфер. Ну а если вам интересно, как накачивать колёса, можете почитать отдельную статью:
Каждый человек индивидуален, у каждого — свои задачи и потребности. Одни хотят лёгкий велосипед, поэтому выбирают самые маловесные покрышки. Другим нужно ехать далеко и долго — они ездят на тяжелых антипрокольных. Третьи — выбирают обычные покрышки с расчётом, что поменяют их через пару сезонов и не слишком придирчивы к маркам.
Поэтому в данной статье мы не рассматривали конкретные модели велопокрышек. Но дали основные критерии по их выбору. Дальше — только практический опыт.
Спасибо, что прочитали.
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal