Хайко Зальцведель: Россия возвращается на передовые позиции
С
математикой, наконец-то сделанной после завершения недавнего второго
этапа трекового Кубка мира UCI в Кали, Колумбии, ситуация с текущим
рейтингом в командном преследовании на первый взгляд может показаться
неожиданной — Россия набрала 980 пунктов, Новая Зеландия идет второй с
960, Испания третья с 940, у Дании их 780, а Австралия замыкает первую
пятерку, набрав лишь 600 пунктов.
Таким
образом Россия вышла в лидеры текущего рейтинга, несмотря на то, что
выставила в Кали молодую питерскую команду. Но надо признать, что после
двух следующих этапов Кубка в Пекине в январе и в Манчестере в феврале,
рейтинг может кардинально поменяться. Но даже в нынешней ситуации
нельзя не заметить большого прогресса в выступлениях команды из-за
Уральских гор (!).
Русские
стали неожиданными раздражителями недавнего мельбурнского этапа,
завоевав второе место в командном преследовании, проиграв лишь сильной
и сбалансированной команде хозяев. Но при этом россияне обошли команду
из числа мировой ‘Большой Двойки’ — Великобританию.
Эти
три команды, несмотря на то, что находятся совершенно в различных
местах земного шара, тем не менее могут быть объединены одним — тем,
что в разное ремя к их подготовке «приложил» руку один и тот же человек
— известный трековый специалист из Восточной Германии Хайко Зальцведель*.
В
90-ых годах он способствовал развитию австралийской системы, которая в
настоящее время безжалостно доминирует на всех без исключения
чемпионатах мира на треке и шоссе.
У
него также было два периода, когда Хайко работал с гонщиками из
Великобритании, помогая выполнить так называемый «План по реализации
мирового господства на треке», который в конечном счете и привел
сборную этой страны к «золотому прорыву» на Пекинских Олимпийских
Играх. Но после небольшого перерыва, связанного с работой со сборной
Дании, немец вновь ненадолго вернулся на берега Туманного Альбиона.
Когда
Зальцведель начал тренировать датскую команду в 2002 году, ее лучшим
временем было 4:23; а в Пекине в 2008 они промчались 4000 метров за
3:56.
Были разговоры о
том, что менеджер британской национальной команды Дейв Браилсфорд вновь
позвал к себе Зальцведеля, потому что якобы посчитал, что уровень
датской команды стал слишком опасным для британцев. Но немец принял
другое предложение и теперь вслед за Австралией, Великобританией и
Данией, намерен возвращать на мировую орбиту амбициозную российскую
команду.
Журнал VeloNation смог «поймать» его в Мельбурне, еще до того, как его подопечные стали вторыми в командном преследовании.
VeloNation: Почему после Великобритании Вы, Хайко, отправились в Россию?
Хайко
Зальцведель: я ищу новых вызовов, у британской команды уже есть
превосходная настройка и там больше нечего менять. Мне уже
неинтересно… Никакой новой ‘ценности’ я бы не добавил.
Россия
сегодня нуждается в помощи, я хочу быть ей необходимым. Хочу сделать
свой собственный вклад в создание новой команды, к тому же им самим
нужно понять свой истинный потенциал.
VN: Где теперь Ваш дом?
ХЗ: Все тот же Берлин. Некоторые люди добираются до места работы на велосипеде, для меня же это достигается через самолет!
VN: И Вы отныне ответственны за все трековые дисциплины?
ХЗ: Да, но я рассматриваю командное преследование команды как наш флагман.
VN: Ваша команда сделала 4:01 в Мельбурне — Вы должны быть счастливыми этим результатом?
ХЗ:
Да, очень счастлив, но это — время, которое мы запланировали заранее.
Между 1975 и 1990 годами российская команда в преследовании была на
подиуме чемпионатов мира семь раз; но с 1990 им удалось добраться туда
лишь дважды. Я хочу изменить это.
VN: многие про себя говорят, что в Лондоне будет нужно показывать 3:50, чтобы победить.
ХЗ:
я пожалуй соглашаюсь, но при этом не очень точно знаю, как далеко мы
сможем продвинуться. Хотя могу заметить, что есть очень много вещей,
которые необходимы для усовершенствования. Я сейчас не думаю, что в
индивидуальном плане британцы или австралийцы намного лучше, чем мои
гонщики, но должен признать, что они на два или три шага впереди в
плане условий подготовки и техники.
VN:
Марков совмещал трек с выступлением за Katusha …, насколько это
неудобно для Вас? Могут ли быть противоречия в программах подготовки?
ХЗ:
Все мои гонщики — теперь на 100 % перешли к подготовке на треке. Но я
не могу запретить им хорошо ехать в некой шоссейной программе, которая
станет часть общего плана подготовки.
VN:
Будете ли Вы находится в невыгодном положении по отношению к команде
Британии. Ведь у них есть «хитрые» велосипеды (технология
Stealth
— прим. редактора)?
ХЗ:
я полностью доволен нашими Cervelos (Дания ехала именно на Cervelos в
2008 году и выиграла Олимпийское серебро и потом в 2009 золото
чемпионата мира). Аэродинамически они лучше; я не вижу причины
открывать многомиллионную кампанию по подобию британцев или немцев,
которые создавали свои байки.
VN: у России было огромное обеспечение гонщиков в течении эры Советского Союза; как все это обстоит теперь?
ХЗ:
я был удивлен обнаружить, что на местах все еще существует огромная
тренировочная инфраструктура. По прежнему есть достаточно большие
спортивные группы и школы велоспорта. Но то, чего действительно
недостает, называется программой подготовки спортсменов самого высокого
уровня. Нет системы поиска лучших велогонщиков и создания им
максимальных условий. В этом плане было бы замечательно перенять опыт
британского «Плана» по созданию гонщиков мирового уровня.
VN: у Вас есть желание начать работу с женской командой …
ХЗ:
В конечном счете я хочу распространить свое влияние на все области
подготовки команды. Но в настоящее время это — только проект команды
преследования, который находится в приоритете.
VN:
Возможно, Вы ожидали большего от Ваших спринтеров? (московская трековая
команда была 11-ой в квалификации перед Копенгагеном).
ХЗ:
Я действительно ожидал большего, но были и другие аспекты. Сейчас нужно
рассмотреть все: какие изменения появились в тренировочном процессе.
Может быть они оказали влияние слишком поздно, может были какие-то
другие тонкости. В общем, у нас очень много мест, куда можно приложить
свои силы и старания!
VN: Денис Дмитриев выиграл европейский чемпионат, но был только 20-ым в квалификации в Мельбурне со своими 10.3.
ХЗ:
Денис сейчас намного лучше, чем тот результат, который он показал. Он
был больным еще перед началом мельбурнского этапа Кубка и выступал явно
не самых лучших кондициях.
Быть
20-ым с 10.3 говорит само за себя; но его выступления на более длинную
дистанцию сильно изменились. Это невероятно, но механизмы ведения
борьбы теперь работают по-другому, спринты отныне больше походят на
гонки на время, чем на тактические игры. Важна выносливость, а тактика
уходит на второй план.
VN: Дания была только седьмая в квалификации, это Вас не огорчает?
ХЗ:
Моя датская команда той олимпийской серебряной медали больше не
существует, некоторые, как например Алекс Расмуссен и Майкл Морков ушли
на шоссе, а другие покинули спорт. Я думаю, что для молодой команды,
показанные 4:08 стали хорошим результатом.
VN: ‘Игра’ с олимпийской квалификацией теперь уже не в центре Ваших мыслей?
ХЗ:
Абсолютно точно, мы показали устойчивый и твердый результат в командном
преследовании и теперь можем поэкспериментировать. На втором этапе
Кубка мира от нас будет выступать молодая команда из Санкт-Петербурга.
В Манчестере мы снова выставим молодую команду. Спринт — вот та
головная боль, которая будет заботить нас. Это означает, что в Кали и
Манчестере мы должны будем работать.
VN: Каковы Ваши сосбтвенные цели для российской команды, Хайко?
ХЗ: Хорошие. Переходя из команды Великобритании, я наверно должен сказать: ‘предела нет…’
*
Хайко Зальцведель
Основатель Австралийского института спорта (АИС).
В 1990 году в Канберре Зальцведель разработал
программу АИС для велоспорта на шоссе, следуя своему выдающемуся
тренерскому опыту в национальной сборной Восточной Германии по треку, с
которой он завоевал многочисленные награды чемпионатов мира.
За свои семь лет работы в АИС, Зальцведель наблюдал
появление таких гонщиков как Кэти Ватт, Робби Мак-Юэн, Кэйдел Эванс,
Патрик Йонкер, Хенк Фогельс и Мэтт Уайт.
С 2010 года является Главным тренером России по велоспорту на треке.