Велоспорт - шоссе

Правительство РФ поручило ежегодно проводить велогонку «Россия» с 2025 года

Правительство Российской Федерации поручило создать организационный комитет по подготовке и проведению ежегодно, начиная с 2025 года, многодневной велогонки «Россия», это следует из распоряжения кабмина, опубликованного на официальном интернет‑портале правовой информации.

Председателем оргкомитета гонки назначен министр спорта РФ Михаил Дегтярев. Его ведомству поручено за месяц утвердить план мероприятий по подготовке и организации гонки.

— Финансированное расходов, связанных с подготовкой и проведением гонки, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год федеральному органу исполнительной власти, а также за счет средств иных источников, — говорится в тексте документа.

Исполнительным органам субъектов РФ, на территории которых будет проводиться велогонка, рекомендовано принять меры по ее подготовке и проведению.

Выйти на европейский топ-уровень будет непросто, но ведь надо с чего-то начинать»,- считает обозреватель «Спорт-Экспресс» Сергей Подушкин. От слов о проведении в скором времени масштабной многодневной велогонки по территории нашей страны, похоже, перешли к делу. Причем на самом высоком уровне. Кабинет министров поручил собрать организационный комитет по подготовке и проведению многодневной велогонки «Россия» начиная с 2025 года. Ранее в правительстве уже говорили о планах по нашему ответу «Тур де Франс», который должен одновременно помочь привлечь граждан к здоровому образу жизни, а также повысить туристическую привлекательность регионов, по которым пройдет велогонка.

Участники велогонки «Золото Ладоги».

Наш ответ «Большой петле»

Популярность «Тур де Франс» не только в мире спорта, но и спорта в целом и даже в массовой культуре очень велика. По сути, эта гонка давно вышла за рамки чисто спорта. И, само собой, Франции. Супермногодневку по всему миру смотрит гигантское количество людей (в 2023-м говорилось о суммарной аудитории в 3,5 миллиарда), а доходы от нее неуклонно приближаются к 100 миллионам евро в год. При этом, в отличие от подавляющего большинства спортивных соревнований, доходов от продажи билетов у «Тур де Франс» нет, хотя по обочинам дорог собираются миллионы зрителей, а порой и настоящих велопаломников. Примерно 55 процентов заработков идет от телетрансляций, около 40 процентов — от спонсоров, еще примерно 5 процентов, а то и чуть больше, — от городов, принимающих этапы.

Стандартный ценник на прием этапа для города — несколько сотен тысяч евро, но есть и исключения. Старт, или Grand Depart, который в последние годы проходит за пределами Франции, стоит гораздо дороже — несколько миллионов евро. К примеру, Барселона за то, чтобы принять старт «Большой петли» 2026 года, заплатила в районе 7-8 миллионов евро. Обычно расходы себя окупают — во время и после проведения этапов «Тур де Франс» туристическая привлекательность регионов заметно повышается.

При этом надо учитывать, что в Европе профессиональный велоспорт куда более популярен, чем в России. Где международные гонки высокого уровня в последние десятилетия не проводились. Если, конечно, не считать нескольких этапов «Велогонки мира» в восьмидесятые. Так что в организационном плане опыта проведения топ-соревнований по шоссейному велоспорту, честно признаться, нет. Нет, скажем так, и «культуры потребления» этих гонок — то есть потенциальной зрительской аудитории и очереди из спонсоров и городов, желающих через многодневку повысить свою туристическую привлекательность. То есть очевидно, что стать российским «Тур де Франс» в плане доходов и прибыли сразу не получится, да и в ближайшей перспективе — тоже.

Telegram канал VelomaniaWW

Оздоровительный и туристический эффект в перспективе

Получится ли вообще? Тут тоже есть вопросы. Но запланированная на 2025-й многодневная гонка «Россия» — это (пока точно) не про коммерцию и прибыль, тут другие задачи. И о них еще в апреле 2024-го в рамках подготовки к гонке «Две столицы», которая, кстати, состоится с 14 по 18 сентября 2024-го, говорил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

«Что мы хотим от этой гонки, исходя из задач, которые ставит перед нами Президент РФ Владимир Владимирович Путин, это, безусловно, обеспечить рост вовлеченности в любимый и доступный вид спорта россиян, вспомнить о ветеранах велоспорта, популяризировать туристические дестинации на пути следования спортсменов. Такие мероприятия дают синергетический эффект для спорта и туризма, спонсорский потенциал достаточно высокий. В текущем году предлагаю провести тестовые соревнования в формате «Гонка двух столиц» между Санкт-Петербургом и Москвой с заездом в такие города, как Тверь, Великий Новгород — всего шесть субъектов.

В 2025 году, в год 80-летия победы в Великой Отечественной войне, состоится большая велогонка, которая охватит несколько регионов страны и по масштабам не будет уступать «Тур де Франс», — заявил Чернышенко на совещании.

Таким образом, «Две столицы» должна стать тестовым соревнованием для более масштабной многодневной гонки, которая получит название «Россия» и впервые состоится в 2025 году. Информация о поручении кабинета министров собрать оргкомитет для проведения этой многодневки с 2025 года и в дальнейшем сообщается в документе, опубликованном на портале правовой информации. Причем председателем оргкомитета уже назначен министр спорта РФ Михаил Дягтерев.

Точный бюджет не объявлен, но финансирование расходов при подготовке и проведении велогонок планируется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены федеральным бюджетом, а также за счет средств иных источников. Кроме того, исполнительным органам субъектов России, на территории которых будут проводиться велогонки, рекомендуется принять меры по их подготовке и проведению, а также по финансированию расходов на эти цели. В общем-то, и на «Тур де Франс» часть средств идет из бюджетов регионов, поэтому это кажется вполне разумным.

Естественно, для того чтобы велогонка привлекла к себе внимание, требуется заметное количество факторов. Прежде всего — удобный и интересный маршрут по красивым природным местам, в том числе с горными этапами. А также желательно участие сильных гонщиков. Понятно, что топ-иностранцев и топ-команды на гонки вне Международного союза велосипедистов (UCI) привлечь будет очень сложно, а скорее, невозможно. По крайней мере пока.

Да и лидеры российского велоспорта с учетом того, что тот же Александр Власов и еще несколько ребят связаны контрактами с иностранными командами, вряд ли смогут выступить на «России» — 2025. Однако талантов все равно хватает. Да и сейчас важно проработать все технические моменты, которые в Европе отлажены, а в России — нет: перекрытие дорог (да и качество самих дорог, признаем, не везде близко к идеалу), сопровождение велокаравана, качественные картинка и показ на телеканалах, в том числе достопримечательностей.

А приучение россиян к просмотру таких гонок может занять даже не годы, а десятилетия. Но надо нарабатывать опыт, благо уже сейчас проходит немало многодневок, позволяющих это делать: «Золото Ладоги», «Дружба народов Северного Кавказа», «Две столицы».

На дистанции участники велогонки «Дружба народов Северного Кавказа»

По статистике, более четверти россиян имеют свой велосипед, а более половины хотя бы иногда катаются на велосипедах в течение года. Так что потенциальная аудитория многодневной велогонки «Россия» только в нашей стране составляет десятки миллионов.

Telegram канал VelomaniaWW

Обсудить тему