Город, здоровье, экология

Idaho Stop

Американское правило Idaho Stop часто трактуют как разрешение велосипедистам ездить на красный. Это не совсем верно, но суть дела не меняется: послабления в ПДД для велосипедистов действительно делают поездки безопасней, а не наоборот. Правда ли?

Все больше штатов в США вводят у себя правило с загадочным названием. Хотя у него по-прежнему есть противники, статистика свидетельствует, что оно делает дороги безопаснее для велосипедистов.

Idaho Stop — правило, разрешающее велосипедистам трактовать красный сигнал светофора как знак СТОП — движение без остановки запрещено, надо остановиться и убедиться в безопасности. Знак СТОП при этом читается как “Уступи дорогу”, предписывающий уступить дорогу транспортным средствам, которые едут по пересекаемой дороге (или по главной, если есть табличка «Направление главной дороги»). В Айдахо такое правило ввели давно, еще в 1982 году, последователи появились много позже: в 2019 его принял Арканзас, а в 2021 Оклахома и Ута. Примерно в то же время Делавэр, Северная Дакота, Орегон и Вашингтон разрешили тратить СТОП как “Уступи дорогу” (но не проезд на красный при отсутствии помех).

По международным правилам дорожного движения, перед знаком Stop водители обязаны останавливаться. Это касается всех участников движения, в том числе велосипедистов. Однако, согласно принципу «Айдахо стоп», велосипедистам дозволяется трактовать знак «Стоп» как «Уступи дорогу». Первым его применил, как понятно из названия, штат Айдахо еще в 1980-х.

Знак СТОП, судя по всему, встречается на американских улицах чаще, чем в Москве, и играет в местных ПДД более значимую роль. А со светофорами там, похоже, все хуже. Поэтому именно  особое отношение к знаку СТОП попало в фокус Национального управления безопасностью движения на трассах США (дальше в тексте — NHTSA). В небольшом докладе NHTSA на эту тему говорится, что правило Idaho Stop показало свою эффективность еще в 1980-е — в первый же год ДТП с велосипедистами на перекрестках со знаком СТОП сократились в Айдахо на 14.5%. А в Делавере за первые 30 месяцев после изменения правил число таких ДТП упало на 30% по сравнению с таким же периодом до нововведения.

Вот еще несколько фактов из доклада, которые говорят в  пользу Idaho Stop:

  • Велосипедисты понимают свою уязвимость и ведут себя на перекрестках более аккуратно, притормаживая по собственной инициативе. Исследования показывают, что велосипедисты и пешеходы более аккуратно пересекают улицу на красный, чем при горящем для них зеленом.
  • Натурные исследования в Тампа-Бэй (Флорида) показали, что велосипедисты довольно законопослушны — 88.1% соблюдают правила днем и 87.5% в ночные часы. Чего не скажешь о водителях — в обычно они не уступают велосипедистам даже в тех случаях, когда у тех есть приоритет.
  • Нет никаких свидетельств тому, что правила, разрешающие велосипедистам читать СТОП как “Уступите дорогу”, увеличивают число конфликтов с пешеходами и автомобилистами. А если никто не взялся исследовать проблему, то проблемы, скорее всего, просто нет.

Как показал опыт того же Айдахо, количество ДТП с велосипедистами после его введения сократилось на 13%. Несколько лет назад его примеру последовал Делавэр и получил еще больший эффект – 23%.m После этого об «Айдахо Стоп» заговорили и в других частях страны. К настоящему времени уже девять штатов его приняли. А в будущем их станет еще больше.

Как работает «Айдахо Стоп»?

Допустим, к нерегулируемому перекрестку подъезжают автомобиль и велосипедист. Все внимание водителя занимает поток машин на главной дороге. Он крутит головой вправо-влево, пока не заметит окно, в которое можно встроиться, и резко дает по газам. Часто они упускают из виду, что рядом с ними те же манипуляции совершает велосипедист.

Между тем, если велосипедист не останавливается, а лишь сбрасывает скорость, у него меньше шансов оказаться в опасной близости от автомобиля. По крайней мере, так говорят эксперты по безопасности дорожного движения.

У правила есть противники

Каждый четвертый эксперт по дорожной безопасности против «Айдахо Стоп». Первый аргумент противников: проезд без остановки повышает риск наезда велосипеда на пешехода. Кроме того, во многих местах полная остановка необходима, потому что обзор затруднен зданиями или деревьями.

В целом, вопрос о том, стоит ли останавливаться по-айдахски, требует более глубокого изучения. Будем надеяться, что с увеличением числа мест, где правило применяется, статистики станет больше и ситуация прояснится.

Ну и главный вывод — разрешая велосипедистам пересекать СТОП по правилам знака “Уступи дорогу”, вы все делаете правильно. Более мягкие правила уменьшают число столкновений.

Что думаете по данному вопросу?

Telegram канал VelomaniaWW

Использован текст: Настя Ромашкевич

Между прочим:

Что думаете по данному вопросу?