Велоспорт-трекКультурная жизнь

Велотреку «Крылатское» — 45: Как живет и развивает велоспорт легендарный олимпийский велодром

Олимпийский велотрек в столичном Крылатском 28 декабря 2024 года отметит свое 45-летие. Уникальный спортивный объект был возведен в 1979 году к Олимпиаде-80 и до сих пор остается самым большим крытым велодромом в Европе. Длина его велополотна, сделанного из сибирской лиственницы, составляет 333 метра, а угол виражей достигает 42 градусов. К моменту проведения Игр трек был одним из самых быстрых в мире — благодаря его геометрии спортсмены могут развить на велосипедах скорость до 90 км/час. О том, как сейчас живет легендарный велодром, почему стоит обязательно посмотреть на его полотно вживую, и что делать, если хочется попробовать трековый велоспорт, — в репортаже «РГ».

Макет велотрека «Крылатское». 1980 год

Съемочная группа приехала на велотрек рано утром в середине рабочей недели. За окном едва пробило семь часов, на улице темнота, снег и холод. Но в самом центре стадиона уже кипит жизнь. В эти часы здесь тренируются любители и поклонники трекового велоспорта. До выхода на работу они успевают накрутить десятки километров. Любительский трековый велоспорт в стране развивается очень быстро, еще несколько лет назад его не было вообще. Как только приверженцы активного образа жизни разъезжаются по офисам, на трек выходят спортивные школы, где занимаются уже настоящие и будущие профессионалы и лидеры сборной страны. Так каждый день.

— У нас 10 велошкол, это профессиональные спортсмены. И 32 велоклуба, это любители — рассказывает гендиректор велотрека Владимир Баранов.

Внутри у полотна сразу чувствуется особая атмосфера. Как говорят сами спортсмены, это особое место, пропитанное духом Олимпиады, скоростями, характерами, силой воли. Здесь буквально все имеет свою историю. И нет «случайных» людей: потому что просто так зайти с улицы, взять велосипед и выехать на полотно не получится. Доступ к треку есть только у подготовленных спортсменов и только в присутствии тренера — прежде всего, для безопасности как самого человека, так и окружающих его велогонщиков.

Факт: полотно на велотреке — до сих пор оригинальное из сибириской лиственницы 1979 года. По словам гендиректора, даже когда требуется заменить или обновить ту или иную часть, используются бруски, которые хранятся с момента возведения. Сибирская лиственница — действительно уникальное по жесткости дерево: не зря же на Руси все мосты строились из этого дерева, оно от возраста только крепче, отмечает Владимир Баранов.

Золотой призер московской Олимпиады швейцарский спортсмен Роберт Дилл-Буинди целует покрытие трека в Крылатском . Фото: Владимир Акимов

Итальянский велогонщик Франческо Мозер установил 3 мировых рекорда на нашем велотреке в 1987 году. Фото: Сергей Гунеев

Премьер-министр Маргарет Тетчер. 1987 год. Фото: Юрий Абрамочкин

— Начиная с 1980 года по сегодняшний день, на велотреке установлено 168 мировых и европейских рекордов. Это официально зарегистрированные, — говорит он.

Рекордсменов и чемпионов можно встретить, просто «прогуливаясь» по территории трека. Будь то нынешние звездочки сборной Алина ЛысенкоДарья Шмелева и Яна Бурлакова. Или те, кто сейчас уже тренирует, а всего несколько лет назад также писал велоисторию России и велодрома в Крылатском. Среди таких: Константин Куперасов — чемпион мира, чемпион Европы, рекордсмен мира.

Константин скромничает, вспоминая один из самых драматичных финалов юниорского чемпионата мира 2009 года, который проходил здесь в Крылатском. Пятнадцать лет назад он и его со-командники Виктор Манаков, Иван Савицкий и Матвей Зубов в непредсказуемой гонке вырвали золото у мощной команды Австралии. В заезде — командном преследовании на 4 км — длиной чуть более четырех минут было все — и жесткое падение у соперников, и потеря одного из своих на половине дистанции (допустимо по правилам — прим. ред.), отыгрывание отставания, наращивание преимущества, безумные по тем временам скорости… Кто скажет после такого, что трековый велоспорт не зажигает? Вы просто не смотрели гонки с трибун.

— Костя, ты всегда знал, что после гоночной карьеры станешь тренером?

— Нет. Когда я занимался профессиональным велоспортом, любительских клубов вообще не существовало, да и в принципе любителей-велосипедистов. Только-только начинал зарождаться триатлон любительский. Когда я заканчивал карьеру в велоспорте, думал, что никогда больше не сяду на велосипед (смеется — прим. ред). Надоело.

— Но что-то пошло не так?

— Да… Где-то через пять лет купил себе на день рождения велосипед. И пристрастился заново.

— Ты ощущаешь, что людей на треке становится все больше?

— Любителей становится на велотреке больше — это сто процентов, и, думаю, все, кто здесь находится, это ощущает. У меня в команде количество людей я бы не сказал, что выросло, но сейчас люди стали целенаправленно заниматься как будто профессионально: более усиленно, с ежедневными тренировками. А раньше велоспорт был больше как хобби выходного дня.

Фото: Евгений Бутияров

Одна из учениц чемпиона мира — Марина Летаева. Всего за несколько сезонов эта красивая блондинка не только с нуля освоила как шоссейный, так и трековый велосипеды, но и выиграла много подиумов, а также стала первой в России чемпионкой мира среди любителей (но пока не на треке, а на шоссе). Парадокс, но Марина попала на трек случайно — получила в подарок от друзей велосипед и тренировку. После этого жизнь уже не была прежней. Спортсменка признается, что главный ее соперник — она сама.

— Мы с тренером всегда ставим какие-то новые цели. Вот, например, дистанция два километра. В прошлом году я проехала ее за 2 минуты 29 секунд. Это хороший результат, я считаю. Мы хорошо поработали. Мне стало интересно, а смогу ли я так еще проехать? Я никогда ни с кем не борюсь. Мне интересно самой, что я могу показать. Поэтому люблю тренироваться, у меня азарт появляется — как в следующий раз я смогу проехать? Стала ли я чуть быстрее? Чуть сильнее? Ты никогда не знаешь, как получится на соревнованиях. Интересен сам процесс тренировок, а соревнования — это уже как праздник, ты выходишь и показываешь результат работы, — говорит Марина. — Сейчас трек для меня — это как умыться, сходить в душ, почистить зубы… Это образ жизни. Даже если я устала на работе или был тяжелый день, я приезжаю на трек, сажусь на велосипед и понимаю, что он дает мне силы.

После таких слов, конечно, хочется попробовать испытать похожие эмоции. Есть страх, глядя на высоту полотна, коленки трясутся. Много вопросов в голове — как выбрать велосипед, с чего вообще начать, а есть ли необходимые данные для занятия на треке и еще много всяких «а что если…»? Десятки людей вокруг кажутся такими профи. Велосипед и форма каждого как отдельное произведение искусства. Шум пристегивающихся педалей и звук колес, скользящих по сибирской лиственнице, здесь звучат словно музыка.

— Физическая подготовка важна, потому что велоспорт — один из самых тяжелых видов спорта, соответственно с дивана будет очень сложно садится на любой велосипед, не говоря уже о трековом, — рассказывает мастер спорта, победитель и призер международных и российских велогонок, тренер Максим Разумов. — Специфика существует, здесь нет тормозов, нет переключения передач, поэтому нужно уметь достаточно хорошо владеть велосипедом. Для начала всегда берется персональная тренировка, мы смотрим на навыки человека, насколько он понимает и соображает, что здесь нужно делать. Любой человек может освоить, просто кто-то быстро, кто-то медленнее.

— Какие наиболее частые ошибки совершают на треке новички?

— Одна из самых частых ошибок — люди забывают, что на трековом велосипеде постоянно крутится колесо, то есть оно само по себе не останавливается и не нужно «параллелить» педали. Второй момент. Бывают люди, которые приходят первый раз на трек, а до этого катались на обычном велосипеде где-то в парке или в детстве, думают, что в принципе нет ничего проще, чем кататься… Они выезжают и забывают, что на треке есть определенные правила поведения как на спортивном объекте. Просто так тут не покататься, нужно уметь ездить. Они забываются и начинают чудить, — говорит Максим.

Сурово и ответственно. Понимаешь, что не просто так, каждый, кто давно катается на треке, призывает иметь холодную голову и никогда «не выключать мозги». Зато, когда научишься, можно действительно почувствовать себя настоящим спортсменом.

Любители во время гонки «Кейрин» на треке в Крылатском. Фото: предоставлено пресс-службой Cyclingrace

Вместе с развитием и популяризацией любительского велоспорта, как следствие стали появятся различные турниры и старты. Борьба на них идет нешуточная. В осенне-зимний сезон практически каждую субботу, когда не соревнуются профессионалы, то выявлять сильнейшего в межклубных баталиях выходят любители. Есть два турнира — Лига мастеров и Sputnik Track, каждый разделен на несколько этапов. Мы побывали на обоих стартах. Дисциплины те же, что и у профи на официальных мировых турнирах — от индивидуальных до групповых заездов. В каждом из этапов, как правило, есть и спринтерские, и темповые гонки.

Вид на велотрек с высоты птичьего полета. Фото: Антон Денисов/РИА Новости

— В отличие от гонок, которые есть на шоссе, здесь на треке чистая скорость. Эстетика, красота трека — это действительно нечто классное, — делится мастер спорта, чемпион России, тренер Евгений Тихонин. — Плюс, я считаю, что для зрителей трековые гонки в разы интереснее для просмотра, чем шоссейные, потому что здесь все как на ладони, всегда можно увидеть всю гонку от начала и до конца.

Мы стоим под полотном в зоне разминки команд. Идет групповой спринтерский заезд, шум от трибун и музыки стоит грандиозный, в момент, когда участники проносятся мимо нас, услышать друг друга сложно. На вопрос о том, какая у него самая любимая гонка на треке, Женя улыбается — гонка по очкам. «Просто нравится мне, она у меня хорошо получается. Гонку с выбыванием боюсь немножко ездить, но тоже интересная. Вот эти две гонки, наверно, самые любимые», — говорит он.

Групповая гонка по очкам на олимпийском велотреке. Во время гонки спортсмен должен набрать как можно больше очков на промежуточных финишах. Обычно гонщики разыгрывают места на протяжении 50-90 кругов (количество кругов зависит от ранга старта). Фото: предоставлено пресс-службой Cyclingrace

Трековый велоспорт — действительно радость для глаз. А во время групповых стартов здесь вообще одновременно происходит множество действий, резкие атаки, красивейшие обгоны и отрывы. Несколько часов на трибунах пролетают незаметно.

— В принципе, если человек уже освоил основные навыки езды на треке, то есть умеет сам находиться на полотне, чувствовать скорость, давать смены, то можно начинать принимать участие в соревнованиях даже в первый сезон с индивидуальных гонок на время. Они не требуют какой-то специальной подготовки. Групповые гонки я уже отдаю на выбор каждого человека. Кому-то риск групповых гонок интересен, кого-то он, наоборот, останавливает, люди не хотят участвовать, я не настаиваю никогда, — рассказывает Евгений Тихонин.

Не каждой камере иногда под силу успеть сфокусироваться на несущихся по полотну гонщиках. Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

Вылавливаю на финише спортсмена. Он спускается к боксу своей команды, только закончил групповую гонку, в которой занял призовое место. Еще не отдышался, глаза блестят, румяный…

— Для меня, как для любителя, такие старты — это возможность применить силу и навыки, которые нам дают тренеры. Чтобы показать их в гонке, чтобы посоревноваться с такими же ребятами. Выяснить, кто из нас сильнее, мотивированнее, умнее, хитрее, быстрее, смекалистее. Если бы не было этих гонок, мы бы не тренировались, — рассказывает велогонщик Максим Урьяш, он гоняет на треке уже 8 лет.

— Побеждает самый быстрый или хитрый? — допытываюсь у спортсмена.

— Побеждает самый думающий среди сильных. Чтобы добиться успеха в трековом велоспорте, ты должен быть целеустремлен, должен думать, анализировать свои ошибки, постоянно следить за ситуацией вокруг себя, быстро принимать правильные решения, реагировать на изменения и тренироваться.

Снова про голову. В пору сравнивать велоспорт с шахматами. И полотно (считай, доска) есть деревянное, и фигуры на нем двигаются и съедают друг друга в тактической борьбе… Угадываю!

— Опиши трековый велоспорт несколькими словами.

— Это когда у вас пульс 190, и вы в шахматы играете. А приз — это кирпичом по лицу и проигравшему, — смеется Максим. Отпускаю его отдыхать.

Во время любой гонки на треке важно «не отключать голову» и грамотно рассчитать свои силы. Фото: предоставлено пресс-службой Cyclingrace

Болельщики на трибунах не расходятся до конца. Потом семьи спускаются к подиуму и приветствуют победителей и участников на церемонии награждения.

— Женя, какой совет можешь дать тем, кто только начинает кататься на треке?

— Верить в себя, — улыбается Евгений Тихонин. — Иногда кажется, что есть ребята, которые давно и намного быстрее ездят, их никогда не догнать. Но на самом деле один-два сезона, если ты действительно регулярно тренируешься, есть большая вероятность занять призовое место, постоять на тумбочке, достичь того, к чему большинство наверно и стремится.

Верить в себя. Какие простые, но важные слова для каждого, кто идет к своей цели.

Время на велотреке не замечаешь, настолько завораживает красота и стремительность происходящего вокруг. Это не просто красивое с точки зрения архитектуры здание. Мы увидели настоящий дом для людей, искренне любящих спорт, смелых и решительных. Сорок пять лет для здания — это много или мало? Как бы то ни было, желаем велотреку процветать и продолжать мотивировать людей на занятия таким по-настоящему многогранным и интересным видом спорта.

Комментировать новость

Telegram канал VelomaniaWW


Мария Павлова
rg.ru