Белорусский Borant представил новинки будущего сезона
У Borant — белорусского производителя велосипедов — большая премьера. Сразу две громкие новинки заявлены на следующий сезон, и одновременно такого пополнения еще не случалось. Новый флагман — шоссейный велосипед, по своим свойствам и характеристикам метящий в профессиональный сегмент. И новый гравел — усиление, пожалуй, самого модного и быстроразвивающегося направления в продвинутом секторе рынка. Как и положено в таких случаях, приготовления были долгими и тщательными. В атмосфере секретности мы обкатали оба велосипеда еще летом — и вот теперь, в установленный срок наконец можем о них рассказать.
Две премьеры
Прежде всего объясним, почему мы говорим о велосипедах в декабре. Сегодня открывается предзаказ на обе новинки. Производитель обещает специальные условия, на которых можно заказать новые велосипеды в течение этого месяца. Поставки этих машин будут в марте, каждая из моделей доступна в трех разных комплектациях — о них, как и о ценах, речь пойдет ниже. Разумеется, заказать велосипеды можно будет и в другое время, но уже без скидки.
— Традиционно у нас нет собранных велосипедов на складе — ни одного. Каждый мы собираем под конкретного человека. Есть заказ: какой-то велосипед, какая-то комплектация. Потом нюансы: какой ширины руль, какой длины вынос, какая длина шатунов. На этом построена наша модель. Человек размещает у нас заказ и присылает три своих размера: ширину плеч, длину промежности и рост, — и мы собираем велосипед, максимально подходящий под него. Ему не нужно ничего менять, не нужно ничего доплачивать, — объясняет Алексей Борисевич, технический специалист компании Borant.
Алексей Борисевич
На самом деле, такой подход не вполне типичен для рынка, и об этом стоит говорить. Реальность такова, что, имея большую сумму денег, вы можете заказать сколь угодно топовый велосипед популярного в мире бренда, но в абсолютном большинстве случаев получите из коробки некое усредненное представление о размерах, дорогой костюм без финальной подгонки. И это проблема: докупаешь руль нужной ширины с выносом нужной длинны, меняешь седло, заказываешь шатуны нужной длины. Снятое с велосипеда приходится продавать по каким-то барахолкам — танцы с бубном, а ведь потрачена куча денег. Поэтому получить подогнанный под себя велик так же приятно, как и купить его с хорошей скидкой.
— Мы поняли, что мы компания, которая должна фокусироваться на собственном продукте. Потому как раньше нас знали и как магазин. Но это размывало ресурсы, мы чувствовали, что упускаем то, чем действительно хотим заниматься. Мы ведь только ради великов все и начинали. И только с конца прошлого года мы оформились тем, чем и хотели быть: производственно-продуктовой компанией, которая продает велосипеды онлайн. Есть параллели с известным немецким брендом, и они по-своему правильные, — говорит Алексей Борисевич.
Borant Prime VRC
Предыдущая версия шоссейной машины Borant Prime просуществовала шесть лет. «Четверка» вышла сначала на ободных тормозах, потом «переобулась» в диски, а с финальным рестайлингом даже получила внутреннюю проводку кабелей. И все же было понятно, что флагман пора обновлять. Так появился Prime V, а точнее Prime VRC.
— Мы впервые реализуем шасси именно в профессиональном исполнении. Рама сделана из гораздо более жесткого карбона — могу сказать, что никогда прежде такую дорогую и жесткую раму мы не делали. Отсюда нацеленность на спортивную аудиторию: профиков, бывших профиков, тех, кто понимает, что такое серьезный велосипед и в чем отличия про от непро, — объясняет Алексей Борисевич.
Для понимания: Prime V — адаптированная модель для широкой аудитории — тоже будет. Проще, доступнее, но попозже. Пока — флагман.
— Мы хотим продемонстрировать всем, что это за велик: насколько он легкий, насколько он жесткий, как он рулится, какая у него навеска. Мы демонстрируем наши возможности, — говорят в Borant.
Давайте про точность понятий. Когда мы смотрим «Тур де Франс» по телевизору, видим машины профессиональных гонщиков, мы оцениваем это как абсолютный топ. Но профессиональные гонщики — молодые демоны весом 50—60 килограммов, способные терпеть в позе креветки часы напролет, выдавая при этом какие-то сумасшедшие ватты ногами. И для них жесткость машины — это передача усилия в скорость.
— Углеволокно — композит. Толщина стенок рамы неоднородна: где-то она толще, где-то тоньше. Сочетание слоев создает определенные свойства конечного продукта. Жесткими делают узлы, которые передают усилия, а прочая конструкция должна гасить вибрации, чтобы модель оставалась управляемой и комфортной. И от того, чему будет отдано предпочтение — жесткости ради передачи усилий или комфорту, — зависит то, каким в итоге получится велосипед, — говорит Алексей Борисевич.
Совсем упрощенно: в теории жесткая рама с меньшими потерями передает усилие, то есть жесткий велосипед на шоссе при прочих равных должен ехать быстрее. Но он бескомпромисснее. Разделочник — очень жесткий велосипед. Он может ехать быстро, но напоминает поезд на рельсах: нужно ехать крайне быстро, мощно и уверенно, чтобы с ним управиться, иначе он тебя растрясет и измотает, так и не раскрыв собственный потенциал. Профики — могут.
— В любом случае вне зависимости от уровня велосипедиста в первую очередь нужно заниматься посадкой на велосипеде, развесовкой, — предупреждает специалист. — С серьезной машиной необходим серьезный подход во всем.
Но у нас сегодня серьезный тест серьезной машины. Будем стараться метить в про. Жесткие высокопрофильные колеса, набитая резина, узкий руль и сверхагрессивная посадка на по-профессиональному маленькой и оттого еще более жесткой раме. Вы же так себе представляете Погачаров?
В Borant сразу обозначили: это универсальный велосипед для всего. Какое-то время было принято делить шоссейные машины на аэро и горняцкие облегченные, но постепенно многие ушли от такой философии. Prime VRC создавался для того, чтобы одинаково эффективно ехать и вверх, и вниз, и по плоскачу.
Незачем беспокоиться о том, сможете ли вы почувствовать, что этот велосипед жесткий. И для неискушенного человека это становится откровением. То есть если вы ездили на шоссейнике, то вы никогда не считали его особо мягким. Но профессиональная версия такого велосипеда — это почти тот же разделочник. Поезд, которым нужно уметь управлять, чтобы он явил свои возможности. Он едет быстро, держит скорость, остро и точно ложится в траекторию. И может выдавать куда больше.
Скоростных сравнений в этот раз не проводили. Объективно: на любой велосипед нужно как следует усесться, прикатать, чтобы проводить подобные эксперименты. Что касается собственных ощущений, то вы легко почувствуете разницу от более простых моделей, рассчитанных на среднего «катальца», разве что привыкли ездить на топовых гоночных болидах. Чтобы сделать каждый заезд не только быстрым, но и комфортным, насколько это возможно, рекомендуем устанавливать бескамерные покрышки и тщательно подбирать давление в них. Возможности значительные: зазоры позволяют устанавливать покрышки шириной до 34 миллиметров — неужели в шоссе кому-то нужно больше? Наконец, приятно ехать на красивом велосипеде, и на VRC ехать приятно. Сочетание серого и розового — ход довольно смелый, но, кажется, многим зайдет. Приятный глянец, современные формы. Хотите прокатиться?
В предзаказе Prime VRC доступен в трех комплектациях: две на Shimano и одна на SRAM. Разумеется, все три 12-скоростные с электронным переключением. Версия на Shimano 105 Di2 обойдется в 14 790 рублей, сбор на Shimano Ultegra Di2 пока стоит 16 990, а на SRAM Force AXS — 18 490.
Ростовок пять — от XS до XL. Цветовые схемы фреймсета пока две.
Тип используемого в производстве углеродного волокна — Torayca M30. В Borant заявляют, что Prime VRC стал на 40% жестче в кареточном узле и на 70% жестче в головной трубе по сравнению с Prime IV. При этом рама стала на 135 граммов легче.
Borant OMNI
Другая премьера — гравел. Но ведь у Borant уже есть один гравел — хорошо знакомый нам Phantom. Так что же это: замена или подкрепление?
— Мы не меняем Phantom на OMNI. Это разные велосипеды, и в нашей линейке они будут представлены вместе, — говорит Алексей Борисевич. — Мы видим, что гравел как направление развивается очень быстро и в наших продажах занимает подавляющую долю. То есть это усиление профильного направления. Мы видим, что для потребителей становится нормальным покупать дорогие технологичные велосипеды для себя, отправляться на них в походы, в приключения — это новая культура, новое хобби. И мы хотим предлагать людям то, что им понравится.
Гравелы действительно подкупают. Пожалуй, рискнем сказать, что они делают продвинутое увлечение велосипедом популярнее, массовее. Это куда более универсальная модель, чем любой шоссейник даже на довольно широких покрышках, при этом она столь же красива эстетически и интересна технологически. И это все еще про спорт — стремительный, красивый.
И все чаще выходит так, что даже убежденные адепты шоссейного велосипеда пересаживаются на гравел. Это в известном смысле расширение географии: можно свернуть туда, куда раньше было нельзя, проехать там, где раньше не приходилось и мечтать. А сидишь почти так же и выдаешь почти то же.
Сразу отметим, что OMNI с самого начала ощущается отзывчивым и быстрым велосипедом, но при этом понятным. Усаживаешься на него после привычного и не самого бескомпромиссного шоссейника — и чувствуешь себя так же. И вваливаешь с теми же ощущениями, но не только по асфальту, а и по гравию. Или с любопытством и чуть потише проскакиваешь по лесной тропе — что там дальше, никогда здесь не был.
Понятно, что есть походники, которые обвесят эти стройные формы пухлыми сумками со всякой всячиной и поедут искать дорогие их сердцу непроходимости. Для этого гравел тоже подходит. Но даже если вы более ограничены по времени, поехать вот так, не думая о качестве полотна, — это во многом вырваться на свободу. Свернуть с привычного маршрута, чтобы увидеть больше, — разве же оно того не стоит? Сразу обозначим: нас всем устраивал Phantom. И мы проехали на нем немало. OMNI — другой. И у каждого это будет по-своему, конечно, но для нас первая встреча показалась не знакомством с нуля, а совместной прогулкой с уже знакомым другом.
— Phantom жестче, это более спортивный велосипед. Он резче рулится, быстрее ускоряется со старта, ближе к кросс-кантри, — рассказывает Алексей Борисевич. — А OMNI — более стабильный и прямостремительный в управлении, на нем проще поддерживать высокую среднюю скорость, в том числе на асфальте, на нем комфортнее ехать долго.
В общем, если производитель утверждает, что Phantom ближе к кросс-кантрийнику, то мы скажем, что OMNI ближе к шоссейнику, эндуро-шоссейнику с увеличенным просветом для 50 миллиметров покрышек — ничего себе «шоссейник»! Эндуро, кстати, мы от Borant тоже ждем, но через годик.
— С OMNI мы хотели сделать в хорошем смысле всеядный велосипед, велосипед — швейцарский нож. Развесовка изменилась, колесная база стала немного длиннее. В общем, он и Phantom — это разные велосипеды: и эстетически, и по свойствам, — продолжает собеседник.
У нового гравела внутренняя проводка тросов, что делает и без того стройную раму еще приятнее глазу. Но и у Phantom со следующего года будет внутренняя проводка.
Надежен ли карбон?
Не будем повторять как мантру, что карбон как материал уже полвека используется в космической и авиационной промышленности, да и в велоиндустрии окончательно закрепился много-много лет назад, не имея серьезной конкуренции в определенном сегменте со стороны других материалов.
Вам же нужны серьезные доказательства, верно? Известный в своих кругах походник-легкоход Митя Ворчун в этом году отправился на Borant Phantom в суперэкстремальный одиночный велопоход на Урал. Благополучно вернулся и поделился фидбэком: 4500 километров по экстремальной глухомани, а с карбоновой рамой все в порядке. Какие еще нужны проверки?
Цены на Borant OMNI в период предзаказа стартуют с 8090 белорусских рублей. Это очень близко к стоимости уже знакомого прошлогоднего Phantom без скидки. Доступно три комплектации OMNI, две из них — на обвесе Shimano GRX. Самая доступная версия комплектуется серией GRX600 (2×11), другая — с 12-скоростной GRX822 — обойдется в 9279 белорусских рублей в предзаказе.
Третий вариант — с электронным групсетом SRAM Apex AXS — можно заказать за 9340 белорусских рублей.
— У нашего нового гравела появляется «двойник» — две звезды спереди. Мы пришли к выводу, что для кого-то именно такой вариант будет оптимальным. Зачастую одинарник — это экстремальные режимы применения, долгие походы, где нужны простота и надежность. Традиционно считается, что передний переключатель — это всегда больше хлопот. Но далеко не все гонятся за экстримом, и в этом случае диапазон выходит на первый план, расширяются возможности, область применения велосипеда. То есть каждый сможет выбрать свой вариант, исходя из собственных целей и задач, — говорят в Borant.
Расширился и размерный ряд: помимо традиционных ростовок S, M и L, теперь доступны рамы XL — для высоких велосипедистов.
— XL — это как бы 59-я рама, но я напомню, что некорректно сравнивать ростовки шоссейных и гравийных рам, — предупреждает Алексей Борисевич. — Шоссейная по умолчанию гораздо ниже, а на гравеле высаживаются гораздо выше. У OMNI руль будет еще выше, чем у Phantom, рулевой стакан у новой модели выше.
Цветовых схемы рамы пока две: белая и черная. Причем лаконичный черный (карбон) вариант мы видели у первых Phantom, а вот белые велосипеды Borant отправляет на рынок, похоже, впервые.
Благодарим магазин Borant за помощь в организации репортажа.
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский