Интриги. Скандалы. Расследования.

Дефицит велосипедов спровоцирует рост цен до 35%

Потепление заставило россиян вспомнить о начале велосезона, и выяснилось, что с ним могут возникнуть проблемы. Из-за ажиотажного спроса и простоя некоторых заводов в 2020 году в сочетании с сохраняющимися задержками поставок комплектующих у продавцов импортных велосипедов не хватает до 70% ассортимента по ряду марок, а сроки поставок сдвинулись на квартал. Российские производители также в разы сокращают ассортимент. Сложности грозят ростом цен на велосипеды на 10–35%, а в дешевом сегменте покупатели могут столкнуться с ухудшением качества.

О проблемах с поставками велосипедов “Ъ” сообщили участники рынка и эксперты. Как рассказывает гендиректор магазина CityCycle (бренды Giant, Merida, Orbea, Specialized и пр.) Владимир Лосинский, продавцы наблюдают ощутимый дефицит, который по некоторым маркам доходит до 70% от каталога. По его словам, многие модели, которые поступили до апреля или должны прийти до середины лета, уже выкуплены, производители ввели квоты для стран и рынков, а сроки поставки сдвинулись примерно на квартал.

«Многие велосипеды массового сегмента, которые должны были поступить в продажу в марте, ожидаются только в июне-июле или даже позже»,— уточняет топ-менеджер.

На российском рынке отмечает дефицит велосипедов на фоне повышенного спроса в преддверии нового сезона. Участники рынка сообщают о проблемах с поставками — по некоторым маркам на сегодняшний день на рынке отсутствует до 70% моделей.

В массовом сегменте велосипеды, которые должны были поступить в продажу в марте, появятся лишь в июне. В других случаях ввезенные в Россию модели уже были распроданы, а сроки поставок сдвинулись за квартал. Эксперты отмечают, что производители ввели лимиты на поставки велосипедов из-за сбоев в производстве в 2020 году. Кроме того, на рынок оказал влияние повышенный спрос на велосипеды по всему миру на фоне пандемии и ограничений в общественном транспорте. В России высокий спрос на велосипеды продиктован, в том числе резко возросшим спросом на курьерскую доставку, в которой популярность такого транспорта особенно велика. 

Эксперты отмечают, что специализирующиеся на производстве велосипедов и комплектующих предприятия не способны оперативно увеличить мощности, в результате чего детали поставляются с большими задержками. Кроме того, комплектующие значительно выросли в цене из-за удорожания логистических услуг на международном рынке. 

Представитель производителя велосипедов Forward Михаил Невелев добавляет, что в России дополнительный спрос сформировали курьеры служб доставки. В Delivery Club говорят, что курьеры сами решают, как доставлять еду — пешком или на велосипеде, и компания не занимается централизованными закупками, но договаривается о скидках с магазинами, сервисами и службами проката. Интерес большинства курьеров сконцентрирован на доступных городских велосипедах, и об их нехватке в Delivery Club не слышали.

Помимо ажиотажа в прошлом сезоне, из-за пандемии приостанавливали работу несколько велосипедных заводов в США и ЕС, что сказалось на поставках в этом году.

Как сообщает « Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка, ассортимент вынуждены сократить почти все производители. В частности, российская компания Stels предлагает менее 100 наименований велосипедов, в то время как в прошлом году их число превышало 500 артикулов. 

По словам Владимира Лосинского, быстро увеличить мощности производства предприятия не могут, а ситуация осложняется нехваткой деталей, которые поставляются с задержкой в три-четыре раза против обычных сроков. Кроме того, выросли цены на комплектующие. По словам Михаила Невелева, в прошлом сезоне единица оборудования из Китая могла стоить $5, а в этом году ее стоимость подскочила до $35, прежде всего из-за удорожания логистики.

Владелец SlopeStyle (российский дистрибутор марки Merida) Константин Кузьмин подтверждает, что задержки в производстве комплектующих лавинообразно увеличивают сроки выпуска готовых велосипедов. У Merida есть изменения в графиках поставок и ассортименте, но компания выпускает продукцию и под другими брендами, выступая приоритетным заказчиком комплектующих, что в целом помогает удерживать объемы, отмечает господин Кузьмин.

Источник “Ъ” в отрасли уверяет, что сокращение ассортимента наблюдается почти у всех брендов. Например, российский Stels в прошлом сезоне предлагал для дистрибуции более 500 наименований, а в этом — менее 100, рассказывает он. В группе «Веломоторс» (владеет Stels) на вопросы “Ъ” не ответили. В «Спортмастере» (также занимается производством велосипедов в России) уверяют, что проблем с товарами и комплектующими нет. Собеседник “Ъ” на рынке говорит, что предприятие, которое выпускает велосипеды для сети, приостанавливало работу.

Владимир Лосинский говорит о среднем увеличении стоимости на 10–12% в валюте, а в случае России играет роль фрахт и курс. Михаил Невелев уточняет, что многие модели уже подорожали на 35%. По его словам, доступные велосипеды на российском рынке останутся, но местным производителям придется максимально сокращать расходы, экономя на деталях. То есть за условные 10 тыс. руб. покупатель сможет получить велосипед худшего качества, чем раньше, считает господин Невелев.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что рост цен на велосипеды будет объективным — повышать их придется не только из-за увеличения себестоимости и дефицита, но и «чтобы отсечь перекупщиков». На фоне тотального дефицита наличие в магазинах модельного ряда, по мнению эксперта, станет серьезным конкурентным преимуществом для ритейлеров: «Это приведет к борьбе за поставщиков, в том числе российских, конкурировать торговые сети могут, предлагая более высокую цену или выгодные условия закупки».

Участники рынка не ждут скорого решения проблем с поставками велосипедов. Константин Кузьмин считает, что ситуация продолжит оставаться нестабильной еще в течение нескольких лет, а полное восстановление займет два-три года. Производителям будет крайне сложно вернуться в привычный для них ритм, указывает он. По словам Михаила Невелева, прошлый год стал для российской индустрии лучшим по продажам за десять лет, но в новый высокий сезон участники рынка входят с довольно маленькими остатками. Господин Лосинский добавляет, что в этом году спрос на велосипеды относительно прошлого еще немного вырос, и считает, что тренд продолжится.

Ждем весны.

По различным оценкам, из-за разницы в курсах валют в России велосипеды могут подорожать на 10-12%. Другие источники сообщают, что многие модели уже сегодня подорожали в цене более чем на треть. При этом в самом бюджетном сегменте, для сдерживания цен, производители вынуждены будут экономить на деталях, что скажется на качестве продукции. 

Вы что думаете по данному вопросу?

Telegram канал VelomaniaWW