Город, здоровье, экология

Контроль за средствами индивидуальной мобильности предлагают ужесточить

Минтранс анонсировал поправки к правилам дорожного движения, которые вводят новые требования для пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Таких граждан приравняют по статусу к водителям транспортных средств: они будут обязаны проходить тест на опьянение и останавливаться по требованию ГИБДД.

Электросамокатчикам также запретят сигналить пешеходам с требованием уступить дорогу.

В случае утверждения поправок к ПДД водители электросамокатов не смогут проезжать мимо полиции спокойно.

О разработке поправок к ПДД, дополняющих «действующее регулирование» для пользователей СИМ, сообщили в пресс-службе Минтранса. Ведомство предлагает приравнять пользователей СИМ по статусу к водителям транспортных средств. В этом случае у них появится обязанность пройти проверку на опьянение и остановиться по требованию ГИБДД.

Водителям СИМ запретят требовать от пешехода уступить дорогу (путем «подачи звуковых сигналов») и кататься на электросамокате вдвоем или втроем. Планируется также ограничить скорость движения СИМ «при приближении к пешеходу» 10 км/ч.

В 2023 году, напомним, в ПДД вписали определение СИМ и обязанности пользователей электросамокатов. Позже Минтранс признал, что этого недостаточно, и в сентябре 2024 года разместил для обсуждения новую порцию поправок к правилам.

Министерство предлагало уравнять права водителей СИМ и автомобилистов и ввести запрет на катание вдвоем. Тогда же ведомство планировало обязать всех пользователей электросамокатов получать «учетный знак» (аналог автомобильного госномера) и регистрироваться в специальном реестре. От последней идеи впоследствии отказались, но остальные предложения сохранились и сейчас предложены Минтрансом в виде нового документа с незначительными по сравнению с сентябрьской версией поправками. Документ опубликуют на regulation.gov.ru в ближайшее время.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за девять месяцев 2024 года в России произошло 3,89 тыс. ДТП с участием СИМ — на 47,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего аварий с СИМ происходит в Москве (более 1 тыс. ДТП за этот период; погибло 11 человек). Данные за весь 2024 год МВД еще не публиковало.

Одновременно с изменениями в ПДД готовятся и другие документы, направленные на сокращение аварийности СИМ. Госдума в июле 2024 года в первом чтении приняла поправки сенаторов Андрея Клишаса, Артема Шейкина, Ирины Рукавишниковой и Владимира Полетаева к КоАП РФ. В документе заложены штрафы до 3 тыс. руб. за катание вдвоем, до 2,5 тыс. руб.— за создание помех пешеходам и максимальный в 30 тыс. руб.— за пьяное вождение. Поправки готовят ко второму чтению.

Кроме того, МВД, по данным “Ъ”, готовит документы, вводящие обязанность регистрировать СИМ и получать номера (проект еще в разработке).

В отсутствие обновленного федерального регулирования регионы вводят свои методы контроля за ездоками. 11 марта вице-мэр Москвы Максим Ликсутов напомнил, что в наступающем кикшеринговом сезоне пользователи прокатных СИМ в Москве смогут арендовать электросамокаты только после прохождения верификации на портале мэрии mos.ru. Операторы кикшеринга, напомнил он, будут блокировать аккаунты граждан за грубые нарушения ПДД.

Открытие сезона кикшеринга в Москве ожидают 15 марта, в Московской области и Санкт-Петербурге он уже стартовал.

Глава Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман напоминает, что еще в 2023 году после принятия поправок к ПДД пользователи СИМ «по сути стали водителями транспортных средств».

При этом эксперт напоминает, что действующие правила разделяют водителей механических транспортных средств (то есть автомобилистов, у которых должны быть водительские права и документы на машину) и водителей «обычных» транспортных средств (к которым можно отнести пользователей СИМ).

Нынешние предложения Минтранса эксперт связывает с желанием не допустить к управлению электросамокатами нетрезвых лиц и «зафиксировать отсутствие права оставлять место ДТП».

Telegram канал VelomaniaWW

Иван Тяжлов, Иван Буранов