Дайджест новостей: Мега-Настя!

Дайджест новостей: Мега-Настя!Экс-лыжница Анастасия Войнова захватила на

юниорском чемпионате мира в Крылатском


четыре золота, да еще и рекордно влупила на 500 м с/м быстрее 35 сек!
Немец Макс Нидерлаг прокатил двухсотку с мировым рекордом 9,895!
Австралийцы побили мировой рекорд на 4000 метров -4:02,632, Россия
вторая.

Подробнее

Мимо Лондона

. Почему российские трековики не выиграют Олимпиаду-2012

В Москве на велотреке в Крылатском стартует чемпионат мира
на треке среди юниоров. Чем не повод обратить внимание на один из самых
медалеемких олимпийских видов, который в России очутился даже на
периферии общественного сознания. Мы попросили немецкого тренера нашей
сборной Хайко Зальцведеля, который последние три года проработал
в команде Великобритании, сравнить положение дел в России с ведущей
сборной мира.

Эксперты не верили, что на Чемпионате мира-2011 в голландии Россия
выйдет в финал. А Алексей Марков, Иван Ковалев, Евгений Ковалев и
Александр Серов взяли и выиграли первое за 15 лет серебро в командном
преследовании.

РОССИЯ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ТРЕКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ


2

Хайко Зальцведель: – Отсутствие модернизированных
треков – основная проблема российского велоспорта. Московский трек
в «Крылатском» – один из красивейших в мире, но он давно устарел.
Соревнования на чемпионатах мира и Олимпиадах проводятся на треке длиной
250 м, в Крылатском же длина круга – 333 м. Разница в метраже резко
меняет тактику в гонках преследования и технику прохождения дистанции.
Тренируясь на более длинном треке, выигрывать медали на чемпионатах мира
и Олимпиадах невозможно. На всю Россию единственный трек нужной длины –
в Санкт-Петербурге.

КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

100 

5000

Х.З.: 

В прошлом году, приехав на чемпионат России
в Санкт-Петербург, я был в шоке. Ожидал-то, как в советские времена,
увидеть до 40 гонщиков из разных регионов страны… Вместо этого боролись
фактически только два города – Москва и Санкт-Петербург плюс несколько
человек из Тулы. Правда, уже в этом году с конкуренцией стало получше.
Но вы только представьте: в Великобритании все пять тысяч билетов
на чемпионат страны раскупаются заранее! При том что самый дешевый стоит
10 фунтов. А в России люди не умеют ценить красоту нашего вида.

КОЛИЧЕСТВО КАНДИДАТОВ В СБОРНУЮ

Х.З.: 

В России я работаю с тремя самостоятельными
командами – мужской и женской группами темповиков, а также
со спринтерами. Когда я только приехал, в группе выносливости было всего
семь человек. Это очень мало по мировым меркам, но зато позволяло
работать индивидуально с каждым гонщиком. По итогам недавнего чемпионата
страны мы увеличили команду до 12 человек. В женской команде еще
в прошлом октябре были всего четыре девушки, теперь их девять. Цифры
растут, и сейчас они уже сопоставимы с Великобританией и Австралией.
Просто мы только вышли на этот уровень, а соперники находятся на нем уже
много лет.

МЕДИЦИНСКИЙ ШТАБ

2

10

Х.З.: – Еще год назад в команде был только один врач. Очень самоотверженный, увлеченный, но – 21‑летний студент без всякого опыта. Нам удалось пригласить еще одного доктора. По иронии судьбы его зовут

Виктор Попов,
хотя родился он в Австралии. В идеале мне хотелось бы иметь как минимум
по паре специалистов на каждую из трех групп. Плюс программу
по предотвращению травм, регулярный мониторинг показателей здоровья
спортсменов… Все то, что есть в Великобритании и чего мне так не хватает
в России.

КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА

0

10

Х.З.: – В Великобритании прямо напротив велотрека находится
Национальный институт спорта. В нем работают около 30 ученых, и треть
своего рабочего времени они уделяют проблемам велоспорта как одному
их самых медалеемких видов Олимпиад. То есть, можно сказать, 10 человек
на постоянной основе занимаются исключительно решением наших вопросов.
На чемпионате мира-2009 в английской сборной в моем распоряжении были
трое видеооператоров, промолчу об остальной «науке». Вместе
с российской федерацией мы собираемся применить такой же подход. А то
мне раньше приходилось просить снимать заезды на камеру массажиста.

ГОНЩИКИ

СОЛДАТЫ  

ПАРТНЕРЫ

Х.З.: – В России все крутится вокруг мнения тренеров
и начальников (Зальцведель забавно произносит это слово по-русски
с английским окончанием – начальник’s). В моей философии, наоборот,
боссы должны крутиться вокруг гонщиков. Менеджмент существует для
спортсменов, а не наоборот. Я дал гонщикам свободу в выборе
тренировок, но и требую с них за это по полной программе. Не все
оказались к этому готовы – как среди спортсменов, так и среди
менеджмента, – но постепенно мы находим баланс.

МЕДАЛИ В ПЕКИНЕ-2008

1

  

12

МЕДАЛИ В ЛОНДОНЕ-2012

2­3

  

10*

Х.З.:

Наивно было бы полагать, что за оставшийся год
мы кардинально исправим ситуацию. Но на две-три медали в Лондоне –
прежде всего в командном преследовании – я рассчитываю. Мой контракт в
2012-м может быть продлен еще на четыре года до Олимпиады в
Рио-де-Жанейро, и вот там я рассчитываю, что Россия может вернуться в
число ведущих трековых держав. Что касается Великобритании, на треке на
домашних Играх они наверняка будут не так успешны,
как в Пекине-2008. Но скорее всего обойдут нас по количеству медалей –
ведь в России профессиональная структура еще только строится.

* Прогноз «Советского спорта».



Мы очень многое потеряли в трековом велоспорте…

У нас фактически нет ни одного трека, кроме трека в Крылатском и трека в
Санкт-Петербурге, который открыт только в прошлом году…

исполнительный директор ОКР Марат Бариев

А что вы сами-то сделали за последние 20 лет?! Дважды поднялись на подиум – в 1990 и в 1996 годах?..

С 1 января 2012 года будет основана новая профессиональная
континентальная команда Русь-Вело. За нее будут гоняться
гонщики-темповики с трека, которым необходима практика в соревнованиях
на шоссе…

Один из самых успешных трековых тренеров планеты Хайко Зальцведель (

на фото

)
поработал с лучшими командами мира из Великобритании и Австралии, вывел
в число лидеров скромную некогда сборную Дании, а теперь выиграл для
России первое за 15 лет серебро чемпионата мира в командном
преследовании. В интервью «Советскому спорту» он откровенно рассказал,
почему в России не любят иностранцев, и пересчитал нервные клетки,
потраченные за полтора года работы в нашей стране.

«У СВОБОДЫ ТОЖЕ ЕСТЬ ГРАНИЦЫ»

– Хайко, говорят, вы либеральный тренер и российские гонщики стали побеждать потому, что вы дали им свободу.

Если гонщики злоупотребляют предоставленной свободой,
я начинаю вести себя с ними так же жестко, как тренеры старой советской
школы.

– Часто злоупотребляют?

После памятного серебра на прошлом чемпионате мира случилась
маленькая катастрофа, – улыбается Хайко. – Я распустил ребят по домам
на три недели. Потом мы должны были встретиться на высокогорном сборе
в Армении. Но когда подошло время, мне позвонил один из гонщиков
и сказал, что не может приехать, так как у него назначен визит
к стоматологу. О’кей, не вопрос, мы все взрослые люди и сами определяем
свои приоритеты. Но и это не все: на первой же гонке после этого сбора
мы потеряли двух человек. Потому что они были элементарно не готовы, так
как не выполняли мою программу тренировок. Слава богу, сейчас мы поняли
друг друга и все проблемы позади.

Правда, что вы учились на методиках советской школы?

– Конечно. Я сам из ГДР и преклонялся перед советским велоспортом.
В то время он был бесспорно лучшим в мире. Я читал книги, общался
с вашими учеными и в принципе тридцать лет назад был носителем советской
методики. Но с тех пор я успел поработать в Дании, Англии, Австралии
и вынужден был меняться, адаптироваться к обстоятельствам. Спустя
столько лет советская школа осталась лишь фундаментом, на котором
отстроены все остальные приобретенные мной в жизни принципы.

– Намекаете, что российские тренеры, в отличие от вас, ничего не адаптировали и работают по методикам 30‑летней давности?

– Здесь я должен быть очень осторожен в высказываниях, чтобы
не обидеть моих коллег. Но, к примеру, в прошлом году на своем первом
тренерском совете в России я услышал от одного из российских
специалистов – не буду называть его имя: «Зачем нам нужен этот
иностранец? У нас великие традиции, столько своих отличных тренеров,
чего он приехал?!».

– Что вы ответили?

– Встал и сказал: «А что вы сами-то сделали за последние 20 лет?!
Дважды поднялись на подиум – в 1990 и в 1996 годах?». Я, конечно, имел
в виду только мужскую командную гонку преследования – как самый
престижный вид программы.

«БУДУЩИЙ ПОБЕДИТЕЛЬ «ТУР ДЕ ФРАНС» ПРИДЕТ С ТРЕКА»

– Последние три года вы работали в Великобритании. Откуда там такая развитая система велоспорта?

Самое забавное, что в Великобритании и близко нет традиций,
какие есть в России. Велодром в Манчестере был построен в одном
из беднейших районов города. Еще лет 10–15 назад красивейший трек
смотрелся белой вороной (по-английски мы называли его «белым слоном»)
на фоне полуразвалившихся домов и трущоб. Попади вы в его окрестности,
подумали бы, что Вторая мировая только закончилась. Но всего
за десятилетие ситуация изменилась кардинально! Теперь благодаря треку
это оживленный район.

– Не понимаю, что люди могут делать каждый день около велотрека…

– Катаются на велосипедах! Тренировочное время на треке расписано
с 6 утра и до 12 ночи ежедневно. Люди приходят семьями, берут напрокат
трековые велосипеды, шлемы, велотуфли и катаются в свое удовольствие.
Стоит все относительно недорого – около 15 фунтов в час. Дошло до того,
что я, главный тренер сборной, не мог во всем этом ажиотаже найти время
для тренировок олимпийских чемпионов.

– А что в России?

– Я нетерпеливый человек по характеру и очень расстраиваюсь, если
что-то идет не по-моему. Я начинаю переживать, раздражаться, напоминать
о данных мне обещаниях… Но постепенно дела входят в нужную колею. У нас
есть план, что с 1 января 2012 года будет основана новая
профессиональная континентальная команда «Русь-Вело». За нее будут
гоняться гонщики-темповики с трека, которым необходима практика
в соревнованиях на шоссе. На данный момент нам не хватает взаимодействия
с шоссейной «Катюшей», но новая команда решит эту проблему.

– Не боитесь, что трековики массово сбегут в профессиональные шоссейные команды, ведь там платят в разы больше?

– Даже бояться нечего, так и произойдет. Это нормально: если
у спортсмена появляется шанс заработать деньги, он его использует.
Но ведь одно другому не мешает – можно зарабатывать на шоссе, а к
Олимпиаде перебираться на трек. Например, один из лидеров шоссейной
команды «Скай» англичанин

Брэдли Уиггинс планирует выступать
в Лондоне-2012 именно на треке. Мы ведь с шоссейным велоспортом не можем
существовать друг без друга. Я, например, уверен, что будущий
победитель «Тур де Франс» – не важно, из какой он будет страны – придет
именно с трека.

– Это почему?

– Прогрессировать в велоспорте можно только в двух направлениях –
увеличивая силу или темп. Оба этих качества лучше всего развиваются
на треке. Сравните, как люди карабкались в гору десять лет назад и как
сейчас. Вам покажется, что гонщики прошлого едут в замедленном повторе –
темп вырос раз в десять!

– Сколько процентов от результата дают наука и все остальные новомодные разработки?

Означает ли их отсутствие, что шансов выиграть в Лондоне нет никаких?

– Все зависит от уровня результатов. В прошлом году мы за полгода
сбросили со времени в командном преследовании четыре секунды и еще
четыре секунды – за следующие четыре месяца. Но это была самая легкая
часть работы! Мне достаточно было заставить гонщиков поверить в себя –
и результат пришел. Но чтобы он продолжал расти и дальше, необходимо
использовать все те технические и научные средства, какими располагают
наши соперники.

За год в России вы стали другим человеком? Поняли, например, что такое загадочная русская душа?

– Скорее я просто стал более нервным, – смеется Хайко. – Шутка,
конечно – люди в России очень душевные. Но, если серьезно, за время
работы у вас я – пусть постоянно на нервах и огорчениях – добился всех
поставленных целей. Я готов к тому, что не будет легко. Могу сказать,
что отстроить практически с нуля систему развития трекового велоспорта
в вашей стране – самый большой вызов в моей жизни. Хорошо, что президент
Федерации  велоспорта России Игорь Макаров искренне переживает за наш
вид.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.